Журнал «Сибирский учитель» включен в систему
Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
Журнал основан и издается с ноября 1998 года
Выходит один раз в два месяца
Учредители:
Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области
Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
(НИПКиПРО)
Главный редактор
Василий Яковлевич Синенко, ректор НИПКиПРО, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук,
професcор, заслуженный учитель РФ
Заместитель главного редактора
К. Б. Умбрашко, доктор исторических наук, профессор, проректор по научно-методической
работе НИПКиПРО
Литературный редактор
Т. В. Савельева
редакционный совет:
О. К. Агавелян, д-р психол. наук, проф. каф. коррекционной
педагогики и специальной психологии НИПКиПРО
В. С. Барсукова, канд. биол. наук, заместитель начальника
отдела кадровой политики Министерства образования,
науки и инновационной политики
области
Новосибирской
И. Л. Беленок, д-р пед. наук, проф., проректор по учебнометодической
работе НИПКиПРО
Я. Я. Боргено, проректор по профессиональному образованию
НИПКиПРО, заслуженный учитель РФ
Р. С. Бозиев, д-р пед. наук, проф., гл. ред. журнала «Педагогика»,
г. Москва
Е. В. Бондаревская, д-р пед. наук, проф., академик РАО,
зав. каф. педагогики Педагогического института Южного
федерального университета, заслуж. учитель РФ,
г. Ростов-на-Дону
Т. И. Березина, д-р пед. наук, проф., проректор по
информационным технологиям МПГУ, и.о. зав. кафедрой
педагогики и психологии профессионального
образования МПГУ
Р. О. Агавелян, д-р психол. наук, проф., директор Института
детства Новосибирского государственного педагогического
университета, проф. каф. коррекционной педагогики
и специальной психологии НИПКиПРО
А. А. Корольков, д-р филос. наук, проф., академик РАО, зав.
каф. философской антропологии и истории философии
РГПУ им. А. И. Герцена, заслуженный работник высшей
школы, г. Санкт-Петербург
О. Г. Красношлыкова, д-р пед. наук, проф., ректор Кузбасского
регионального ИПКиПРО, г. Кемерово
А. В. Молокова, д-р пед. наук, проф., зав. каф. начального
образования, ст. науч. сотрудник научно-методического
центра «Современные технологии» НИПКиПРО
С. А. Нелюбов, д-р пед. наук, доцент, министр образования,
науки и инновационной политики Новосибирской области
М.
П. Пальянов, д-р пед. наук, проф., начальник центра
исследований инновационной деятельности в профессиональном
образовании Кузбасского регионального
института развития профессионального образования,
г. Кемерово
Л. А. Сайдакова, канд. геогр. наук, доцент,
ведущ. науч. сотр. научно-методического отдела инклюзивного
образования НИПКиПРО
Н. Е. Буланкина, д-р филос. наук, проф., зав. каф. гуманитарного
образования НИПКиПРО
Г. Н. Жарова, канд. биол. наук, доц., гл. науч. сотрудник научно-методического
отдела коррекционно-развивающего
обучения НИПКиПРО
Корректор Лилия Виниченко
Компьютерная верстка Галины Ястребовой
адрес редакции и издательства:
630007, Новосибирск, ул. Красный пр., 2. Тел. (383) 223-56-96. E-mail: iio99@mail.ru
Журнал распространяется по подписке и в розницу. Цена свободная. Относится к производственно-практическим
изданиям.
Подписной индекс по Объединенному каталогу «Пресса России» — 53016.
Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых
коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-21098 от 12 мая 2005 года.
За тексты рекламных объявлений редакция ответственности не несет.
Печатная и электронная версии журнала «Сибирский учитель» 29 ноября 2005 года зарегистрированы в Париже
в Международном регистрационном каталоге.
Для печатной версии: ISSN 1817-6488 Основное название: Sibirskij ucitel` (Print)
Для электронной версии: URL: http://www.sibuch.ru ISSN 1817-6496 Основное название: Sibirskij ucitel` (Online)
При перепечатке ссылка на журнал обязательна. Подписано в печать 22 .10.15. Формат 60x84/8.
Бумага офсетная. Гарнитура Myriad Pro. Печать RISO. Усл. печ. л. 14,4. Заказ № 39. Тираж 1000 экз.
Отпечатано в типографии НИПКиПРО, г. Новосибирск, ул. Красный пр., 2. Тел. (383) 223-56-96
© Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2015
Ю. В. Сенько, д-р пед. наук, проф., академик РАО, проф.
каф. педагогики высшей школы информационных
образовательных технологий АлтГУ, г. Барнаул
Т. И. Горелова, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики и психологии
НИПКиПРО
О. В. Ендропов, д-р мед. наук, проф., зав. каф. физической
культуры и спорта НИПКиПРО
Т. В. Смолеусова, канд. пед. наук, доц., проф. каф.
начального образования НИПКиПРО, почетный работник
общего образования РФ
А. И. Таюрский, д-р эконом. наук, проф., академик РАО,
председатель ФГУ «Сибирское отделение» РАО, заслуж.
учитель РФ, заслуж. деятель науки, г. Красноярск
Д. И. Фельдштейн, д-р психол. наук, проф., вице-президент
РАО, академик РАО, г. Москва
Ответственный секретарь Елена Дударко
Перевод Любови Сивириной
Стр.1
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Готовы ли мы искренне уважать
всех детей?
Эффект разорвавшейся бомбы произвело на меня сообщение
в газетах о том, что девочку-подростка с ограниченными
возможностями здоровья, которая с мамой зашла в кафе, охранники
и хозяин заведения стали выталкивать на улицу: «Она
портит нам общую картину!»
На втором этаже Новосибирского института повышения
квалификации и переподготовки работников образования,
где находится кафедра коррекционной педагогики и специальной
психологии, есть подборка прекрасных фотографий, на
которых запечатлены известные политики, ученые, художники,
журналисты, музыканты, представители шоу-бизнеса вместе с
детьми, которые имеют, как и эта девочка, ограниченные возможности
здоровья. Искренние улыбки тех и других, неподдельное
взаимоуважение запечатлены на этих фотографиях.
Радует то, что все-таки у нас в стране подвижки позитивного социального отношения к детям
с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) наметились. Издан ряд государственных постановлений
по работе с детьми данной категории.
Утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся
с ОВЗ (ФГОС ОВЗ), и начата широкомасштабная работа по обеспечению реализации этих
стандартов. Важно при этом отметить, что введение ФГОС ОВЗ сопряжено с серьезными трудностями:
малые сроки, отпущенные на подготовку к реализации этих стандартов, очень большая
вариативность требований стандартов к результатам и условиям их реализации, разнородность
контингента обучающихся с ОВЗ, слабая дидактическая и методическая база для работы с этим
контингентом учащихся. Существуют серьезные трудности по материально-техническому обеспечению
коррекционно-развивающих занятий, трудности, связанные с подготовленным кадровым
обеспечением учебно-воспитательного процесса данной категории детей и т. д.
Требуется система мероприятий по преодолению всего комплекса трудностей.
Кроме этого, очень актуальна система приобщения широкой общественности к кардинальному
изменению отношения к детям с ОВЗ. Важно понять, что это тот слой населения, который при
хорошей социализации занимает достойное место в обществе, производит качественные материально-технические
блага и у которого можно многому научиться (к примеру, быть преданными,
порядочными). Готовы ли мы все это понять и принять?
Стр.2