Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 468934)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента

Экономика образования (180,00 руб.)

0   0
Первый авторКальянов А. Ю.
АвторыБасовская Е. Н., Лунева А. М., Бородинова Е. В., Савина И. В.
ИздательствоИздательство ТГПУ им.Л.Н.Толстого
Страниц173
ID186880
АннотацияВ учебном пособии по дисциплине «Экономика образования» рассмотрена система образования в России. Особое внимание уделено менеджменту и маркетингу в образовании, вопросам управления персоналом, бухгалтерскому учету и налогообложению в образовательных учреждениях, развитию рыночных отношений в сфере образования, раскрыты принципы оплаты труда как в сфере образования, так и в других отраслях национальной экономики. Пособие включает в себя теоретические сведения по основным разделам дисциплины, контрольные вопросы по каждой главе. Учебное пособие предназначено студентам, обучающимся по специальности 050501 «Профессиональное обучение (экономика и управление)», а также может использоваться преподавателями и студентами как при проведении практических занятий по дисциплине «Экономика образования», так и в качестве практического материала при подготовке докладов и рефератов и для самостоятельного изучения дисциплины.
ISBN978-5-87954-731-3
ББК65.052.я71
Кальянов, А.Ю. Экономика образования : Учебное пособие для студентов специальности 050501 «Профессиональное обучение (экономика и управление)» / Е.Н. Басовская, А.М. Лунева, Е.В. Бородинова, И.В. Савина, А.Ю. Кальянов .— Тула : Издательство ТГПУ им.Л.Н.Толстого, 2012 .— 173 с. — ISBN 978-5-87954-731-3

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Л. Н. Толстого» Кафедра экономики и управления ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ Учебное пособие для студентов специальности 050501 «Профессиональное обучение (экономика и управление)» Тула Издательство ТГПУ им. <...> Л. Н. Толстого») Э40 Экономика образования: Учеб. пособие для студентов специальности 050501 «Профессиональное обучение (экономика и управление)» / А. Ю. Кальянов, Е. Н. Басовская, А. М. Лунева, Е. В. Бородинова, И. В. Савина; Под ред. <...> Это учебное пособие поможет студентам в изучении прикладных дисциплин: менеджмент, маркетинг, управление персоналом, финансы, бухгалтерский учет. <...> Структура образовательных учреждений не просто следует требованиям развития цивилизации, но и во многом предопределяет, программирует её дальнейшее развитие, определяя будущее место страны в мировой экономике. <...> Отдельные направления образовательной деятельности в зависимости от возраста потребителей образовательных услуг и предоставляемого уровня образования, являются составной частью структуры образовательных учреждений, образуя секторы или подсистемы образования по возрастной и уровневой вертикалям: например, сектор общего среднего образования, высшего образования, дошкольного воспитания, дополнительного образования, начального профессионального образования. <...> Формирование целостной структуры образовательных учреждений России обусловлена необходимостью сохранить основные параметры и преемственность в образовательном процессе – от детского сада до послевузовской переподготовки. <...> Поэтому в рамках региона создаётся региональная структура образовательных учреждений – совокупность образовательных учреждений, удовлетворяющих максимально возможное число социальных заказчиков. <...> Связь структуры образовательных учреждений по возрастной вертикали осуществлялась с помощью единого содержания общего среднего образования. <...> До 90-х годов структура образовательных учреждений развивалась в соответствии с целями и задачами <...>
Экономика_образования.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Экономика_образования.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого» Кафедра экономики и управления ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ Учебное пособие для студентов специальности 050501 «Профессиональное обучение (экономика и управление)» Тула Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого 2012 1
Стр.1
ББК 65.052.я71 Э40 Рецензенты: кандидат экономических наук, доцент И. В. Фомичева (Тульский филиал Финуниверситета); кандидат технических наук, доцент Р. Г. Рябов (ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого») Экономика образования: Учеб. пособие для студентов специЭ40 альности 050501 «Профессиональное обучение (экономика и управление)» / А. Ю. Кальянов, Е. Н. Басовская, А. М. Лунева, Е. В. Бородинова, И. В. Савина; Под ред. А. Ю. Кальянова. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2012.– 172 с. ISBN 978-5-87954-731-3 В учебном пособии по дисциплине «Экономика образования» рассмотрена система образования в России. Особое внимание уделено менеджменту и маркетингу в образовании, вопросам управления персоналом, бухгалтерскому учету и налогообложению в образовательных учреждениях, развитию рыночных отношений в сфере образования, раскрыты принципы оплаты труда как в сфере образования, так и в других отраслях национальной экономики. Пособие включает в себя теоретические сведения по основным разделам дисциплины, контрольные вопросы по каждой главе. Учебное пособие предназначено студентам, обучающимся по специальности 050501 «Профессиональное обучение (экономика и управление)», а также может использоваться преподавателями и студентами как при проведении практических занятий по дисциплине «Экономика образования», так и в качестве практического материала при подготовке докладов и рефератов и для самостоятельного изучения дисциплины. ББК 65.052.я71 ISBN 978-5-87954-731-3 © Коллектив авторов, 2012 © ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2012 2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................................5 1. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ..........................................................................6 1.1. Исторические аспекты развития системы образования ..........................................7 1.2. Виды государственных (муниципальных) образовательных учреждений ...........15 1.3. Основные направления деятельности системы образования на период до 2020 года........................................................................................................................29 Контрольные вопросы и задания......................................................................................34 2. УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ .....35 2.1. Структура учебно-материальной базы образовательного учреждения.................35 2.2. Структура основных средств образовательного учреждения ................................36 2.3. Структура оборотных средств образовательного учреждения ..............................43 Контрольные вопросы и задания......................................................................................45 3. СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА В ОБРАЗОВАНИИ.......................................................46 3.1. Менеджмент как совокупность науки и искусства управления.............................46 3.2. Основополагающие принципы менеджмента в образовательных учреждениях ........50 3.3. Основы методологии менеджмента..........................................................................56 3.4. Типы организационных структур управления учебными заведениями................61 Контрольные вопросы и задания......................................................................................66 4. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ И ОПЛАТА ТРУДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ........................................................................67 4.1. Система управления персоналом образовательного учреждения.........................67 4.2. Трудовые отношения в образовании ........................................................................71 4.3. Отпуска педагогических работников........................................................................82 4.4. Социальные льготы педагогическим работникам...................................................84 4.5. Система оплаты труда работников сферы образования .........................................90 Контрольные вопросы и задания....................................................................................101 5. МАРКЕТИНГ ОБРАЗОВАНИЯ.......................................................................................102 5.1. Понятие маркетинга в образовании........................................................................102 5.2. Маркетинговая среда в образовании ......................................................................109 5.3. Маркетинговые коммуникации в образовании......................................................113 5.4. Поведение потребителей образовательной услуги ...............................................116 5.5. Сегментация образовательных услуг......................................................................118 5. 6. Установление цены на образовательные услуги ..................................................121 Контрольные вопросы и задания....................................................................................128 3
Стр.3
6. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ...................................................................129 6.1. Особенности бухгалтерского учёта в образовательных учреждениях...............129 6.2. Бухгалтерский учёт в государственных образовательных учреждениях...........139 6.3. Бухгалтерский учёт в негосударственных образовательных учреждениях........146 6.4. Особенности налогообложения в образовательных учреждениях ......................148 Контрольные вопросы и задания....................................................................................150 7. РАЗВИТИЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ................151 7.1. Платные дополнительные образовательные услуги и предпринимательская деятельность образовательных учреждений .......................151 7.2. Бизнес-планирование в сфере образования ...........................................................158 Контрольные вопросы и задания....................................................................................169 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ.................................170 4
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ Данное учебное пособие ориентировано на подготовку студентов по дисциплине «Экономика образования». В учебном пособии рассматриваются основополагающие принципы управления образовательными учреждениями, приводится характеристика системы образования в РФ, отдельная глава посвящена развитию рыночных отношений в сфере образования. При написании учебного пособия авторский коллектив руководствовался следующими важнейшими методологическими и методическими положениями. 1. Содержание учебного пособия должно полностью соответствовать Государственному образовательному стандарту Министерства образования и науки РФ. Дополнительный материал может быть использован студентами для углубления знаний при подготовке докладов, рефератов, а также преподавателями и аспирантами. 2. Теоретической основой рассматриваемой работы послужили современные концепции, категории и понятия, используемые в сфере образования, объясняющие функционирование образовательных учреждений в современных условиях. 3. Данное учебное пособие выступает как основа воспитания экономического мышления, понимания экономической политики государства, деятельности образовательных учреждений. Это учебное пособие поможет студентам в изучении прикладных дисциплин: менеджмент, маркетинг, управление персоналом, финансы, бухгалтерский учет. 4. При работе над учебным пособием авторы использовали учебники и учебные пособия Российских экономистов, на которые даны ссылки в тексте, а также существующий опыт при рассмотрении основополагающих теоретико-методологических положений. Авторский коллектив: Учебное пособие подготовлено доцентами кафедры «Экономика и управление» Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого: к.э.н., доцентом Кальяновым А.Ю. (введение; темы 2, 4, 8); к.э.н., доцентом Басовской Е.Н. – (тема 5), преподавателями кафедры «Экономика и управление» Бородиновой Е.В. (тема 1), Савиной И.В. (тема 3), к.э.н., доцентом Луневой А.М. (тема 6) с целью интеграции учебных дисциплин бакалавриата в работе Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого. 5
Стр.5
1. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ Образование является одной из важнейших подсистем социальной сферы государства, обеспечивающейся процесс получения человеком систематизированных знаний, умений и навыков с целью эффективного использования в профессиональной деятельности. Система образования существует для реализации права человека на образование. У каждого человека есть потребность в образовании, информации, обучении. На удовлетворение этой потребности и направлена деятельность системы образования. Состав системы образования Российской Федерации определён в статье 8 Закона «Об образовании». Система образования Российской Федерации характеризуется следующими основными показателями на начало 2011 г.:1 • общее число дошкольных образовательных учреждений – 4510 единиц; • общая численность учащихся (13318) и студентов (7049800) – 7 063 118 человек; • общий выпуск учащихся и студентов – 3193 тыс. человек; • общая численность занятых в сфере образования (преподавательский состав) – 2831 тыс. человек; • удельный вес расходов на образование из федерального бюджета – 4,34 %. Структурные элементы системы образования России представлены на рис. 1.1. Рис. 1.1. Структурные элементы системы образования России 1 Основные показатели образования. [Электронный ресурс] // Российский статистический ежегодник - 2011 г. /Федеральная служба государственной статистики. - М., 2011.URL:http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_13/Main.htm 6
Стр.6
 Образование в XXI в. характеризуется такими показателями: демократизация: общедоступность высшего образования; создание системы непрерывного образования;  диверсификация: многовариантная по содержанию, методам, формам, срокам и траекториям, личностно ориентированная система разноуровневых учебных заведений;  интернационализация: академическая мобильность учащихся и преподавателей; международное признание документов об образовании, ученых степеней и званий;  превращение образования в ключевой компонент комплекса мер по поддержке развития научно-технического прогресса, экономического роста и обеспечение занятости населения;  трансформация содержания, методов ценностей, целей: отходя от традиционной школы, процесс учения становится творческим личностно ориентированным; широкое распространение и внедрение получают новые образовательные и информационные технологии;  коммуникации педагога и учащегося, являющихся участниками единого образовательного процесса. Усиление роли знаний, информации, постепенное их превращение в основной капитал принципиально изменяют роль образовательных учреждений в структуре общественной жизни современного мира. В последние годы идеи и концепции информационного общества перешли из сферы социально-экономических, социально-философских и социологических исследований в сферу национальных и международных проектов становления информационного общества. В каждом из них центральное место занимает развитие сферы образования. От структуры системы образования, образовательных учреждений, их способности удовлетворять потребности личности и общества в высококачественных образовательных услугах принципиально зависят перспективы общественного развития в современном мире. Руководители развитых государств, ставят образовательным учреждениям новые задачи для того, чтобы обеспечить эффективное функционирование своих стран в современных условиях. 1.1. Исторические аспекты развития системы образования В историческом контексте образования можно выделить три этапа: первый – древний (до Петра I), который можно подразделить на три периода: 1. предшествующий монгольскому порабощению, с преобладанием византийского влияния. 2. монгольское владычество. 3. преобладающее влияние южнорусской учености и господства схоластики. Второй этап – новый (от Петра I до 60-х гг. XIX в.). Третий – новейший (от 60-х гг. XIX в. до настоящего времени). 7
Стр.7
Воспитание детей в Древней Руси опиралось на традиции, насчитывающие более двух тысяч лет, и происходило в соответствии с необходимостью наследования поколениями общественно-исторического опыта с целью подготовки к жизни и труду. Труд составлял основу жизни славянского народа, поэтому детей рано включали в трудовую деятельность, развивали умения и навыки, воспитывали трудолюбие. Особое внимание уделялось заботе о здоровье и физическом развитии детей посредством подвижных игр, закаливания и физического труда. Былины, легенды воспитывали подвиги богатырей, воспитывали гордость за свое отечество, формировали патриотическое сознание. Устное народное творчество являлось неотъемлемой частью педагогического наследия древних славян. Глубокий нравственный смысл в преданиях, пословицах, сказках служил фундаментом для развития эстетического мира ребенка. Христианская вера послужила важной основой просвещения на Руси. Она определила нравственный характер народной жизни. Первые русские школы имели две цели: приготовить для церкви служителей и научить русских людей догмам веры и христианской нравственности. Монастыри, при которых устраивались школы, наставляли всех приходивших вере, благочестию и обучали грамоте. С самого начала христианства на Руси при церквах и монастырях содержались на церковный счет сироты и дети бедных родителей. Они получали содержание, христианское воспитание и «книжное обучение».1 Татарское нашествие истребило первые успехи образованности и христианского общежития. Уменьшилась грамотность населения, даже среди князей и бояр. В то время пока северо-восточная Русь томилась под татарским игом, постепенно крепла в борьбе с татарами, юго-западная Русь опередила ее в образованности, заимствовав из-за близости к Польше и Европе научное образование и европейские обычаи и понятия. Однако в образовании начало проявляться польское влияние – подчинение русского языка польскому, православия – католицизму. Однако, в церковных братствах, которые до этого существовали с филантропическими целями, стали заводить училища (братские школы), где стали давать значительные и многосторонние знания. В России на протяжении XVII в. учебное дело приобрело более упорядоченный характер. В организации образования произошла «эволюция»: от мастеров грамоты и домашнего обучения к созданию греко-латинских школ, а затем – школ повышенного уровня. Однако, широкого распространения общеобразовательных школы в этот период не получили. Целенаправленная государственная политика в области образования отсутствовала. Содержание образования носило церковно-религиозный характер. Обучение было одинаковым для всех и основывалось на свободном договоре 1 История педагогики и образования: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений /[И.Н. Андреева, Т.С. Буторина, З.И. Васильева и др.]; под ред. З.И. Васильевой.- М.: Издательский центр «Академия», 2009.- c.75. 8
Стр.8
родителей и учителей. Специальная подготовка учителей в этот период отсутствовала, учителями выступали представители духовенства, мастерами грамоты – светские лица. Россия в начале XVIII в., благодаря деятельности Петра I, представляла собой обширное многонациональное государство. Для осуществления реформ Петру I были нужны обученные национальные кадры. Для этого им было использовано два пути: подготовка специалистов из числа русских людей за границей и создание собственной государственной системы образования. В это время Европу стали рассматривать в качестве школы, в которой можно обучиться наукам и мастерству. Передовые люди страны ориентировались на прогрессивное в социальном опыте западных государств, отстаивали идею самобытности и своеобразия русской действительности.1 В начале века появились светские государственные школы различных типов, которые имел ярко выраженный характер реального учебного заведения с профессиональным уклоном. Важным событие в образовательной политике государства стало учреждение Петром Академии наук. Своеобразие русских школ, в отличие от западноевропейских, заключалось в сочетании общеобразовательной и профессиональной подготовки, в многосторонне характере образования, его многопредметности и даже некотором энциклопедизме.2 В XVIII в. система школьного образования еще не сформировалась. Число школ было недостаточно, отсутствовала сеть высших учебных заведений. В России к XIX в. система народного образования включала такие учебные заведения, как: главные и малые народные училища, частные пансионы и привилегированные корпусы для дворянства, институт благородных девиц в Петербурге, московский университет, Академию наук, Славяно-греко-латинскую академию в Москве, Киево-Могилянская академия. Впервые в Росси по Уставу 1804 г. была узаконена стройная государственная система образования, состоявшая из четырех ступеней: I ступень – приходская школа (1 год); II ступень – уездное училище (2 года, в уездных городах. Его цель – дать законченное начальное образование детям городских жителей, не принадлежащих к дворянству и духовенству.). III ступень – гимназия (4 года, в губернских городах, цель гимназии – подготовить к университетскому образованию). IV ступень – университетское образование. Все школы, согласно уставу 1804 г., объявлялись бессословными, доступными, бесплатными, содержание образования определялось для каждой ступени отдельно. Были открыты новые университеты – Казанский и 1 История педагогики и образования: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений /[И.Н. Андреева, Т.С. Буторина, З.И. Васильева и др.]; под ред. З.И. Васильевой.- М.: Издательский центр «Академия», 2009.- c.176. 2 История педагогики и образования: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений /[И.Н. Андреева, Т.С. Буторина, З.И. Васильева и др.]; под ред. З.И. Васильевой.- М.: Издательский центр «Академия», 2009.- c.194. 9
Стр.9
Харьковский. Устав университета, принятый в 1804 г. предусматривал внутреннюю автономию, выборность ректора, конкурсное избрание профессоров, особые права советов факультетов (факультетских собраний) в формировании учебных планов. Начиная с 1817 года заметен откат выстроенной системы на консервативные позиции, были разгромлены либеральные университеты, их лишили многих академических свобод. Новый этап развития педагогической мысли и образования пришелся на 50 – 60 года XIX в. и был связан с падением крепостного права. Устав 1864 г. предусматривал учреждение трех типов гимназий: классической (с двумя древними языками); классической (с одним латинским языком); реальный (без древних языков). Обучение в гимназиях длилось четыре года. После окончания классической гимназии можно было продолжать обучение в университете, реальной гимназии – в высшей школе. Университетский устав 1863г. университетам возвращал некоторую автономию. В это же время были сформированы начальные народные училища с трехгодичным сроком обучения. В 70-80 –е года правовое поле в образовании изменилось. Уставом 1871г. остался лишь один тип средней школы – с двумя древними языками, реальная гимназия заменена реальным училищем. Высшие учебные заведения были лишены автономии. Несмотря на все потери из эпохи реформ отечественная школа вышла существенно обновленной. В результате школа приобрела надежные основания для своего развития, важнейшим фактором которого послужила общественная деятельность и инициатива. После революции (в конце 1917 г.) начала проводиться национализация всех типов учебных заведений. Школа объявлялась не только единой и трудовой, но и бесплатной, общеобязательной и общедоступной. Была заявлена преемственность ступеней образования, обеспечивалось равенство возможностей образования. Осуществлялась последовательная демократизация школы – участие в управлении образованием органов местного самоуправления, организация общественных школьных советов, введение гибких учебных планов. Были предоставлены все возможности для педагогических экспериментов в духе прогрессивных идей российской и зарубежной педагогики. В 1930 году в СССР было принято постановление о введении всеобщего обязательного начального образования (семилетнего в промышленных городах и районах). Темпы развития школ в этот период были весьма впечатляющи. Число учащихся в 1938-39 учебном году было в 2,6 раза больше, чем в 1928-29 учебном году, и в 1,5 раза больше, чем в 1932-33 учебном году. Только в период с 1928 по 1932 год число начальных школ возросло с 79,4 тыс. до 95,8 тыс. Затем число начальных школ стало снижаться с 81 тыс. в 1940 году до 74,7 тыс. в 1959-м, в то время как число средних школ увеличилось за этот период с 9,9 тыс. до 15,1 тыс., а неполных средних - с 22,2 тыс. до 28,1 тыс. По переписи населения 1959 года среди молодёжи в возрасте 19-24 лет начальное образование (и выше) имели 95,7% лиц, 10
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически