Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Тульский государственный педагогический университет
им. Л. Н. Толстого»
Кафедра экономики и управления
ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ
Учебное пособие
для студентов специальности
050501 «Профессиональное обучение
(экономика и управление)»
Тула
Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого
2012
1
Стр.1
ББК 65.052.я71
Э40
Рецензенты:
кандидат экономических наук, доцент И. В. Фомичева
(Тульский филиал Финуниверситета);
кандидат технических наук, доцент Р. Г. Рябов
(ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический
университет им. Л. Н. Толстого»)
Экономика образования: Учеб. пособие для студентов специЭ40
альности
050501 «Профессиональное обучение (экономика и управление)»
/ А. Ю. Кальянов, Е. Н. Басовская, А. М. Лунева, Е. В. Бородинова,
И. В. Савина; Под ред. А. Ю. Кальянова. – Тула: Изд-во
Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2012.– 172 с.
ISBN 978-5-87954-731-3
В учебном пособии по дисциплине «Экономика образования» рассмотрена
система образования в России. Особое внимание уделено менеджменту и маркетингу
в образовании, вопросам управления персоналом, бухгалтерскому учету
и налогообложению в образовательных учреждениях, развитию рыночных
отношений в сфере образования, раскрыты принципы оплаты труда как в сфере
образования, так и в других отраслях национальной экономики.
Пособие включает в себя теоретические сведения по основным разделам
дисциплины, контрольные вопросы по каждой главе.
Учебное пособие предназначено студентам, обучающимся по специальности
050501 «Профессиональное обучение (экономика и управление)», а также
может использоваться преподавателями и студентами как при проведении
практических занятий по дисциплине «Экономика образования», так и в качестве
практического материала при подготовке докладов и рефератов и для
самостоятельного изучения дисциплины.
ББК 65.052.я71
ISBN 978-5-87954-731-3
© Коллектив авторов, 2012
© ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2012
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................................5
1. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ..........................................................................6
1.1. Исторические аспекты развития системы образования ..........................................7
1.2. Виды государственных (муниципальных) образовательных учреждений ...........15
1.3. Основные направления деятельности системы образования на период
до 2020 года........................................................................................................................29
Контрольные вопросы и задания......................................................................................34
2. УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ .....35
2.1. Структура учебно-материальной базы образовательного учреждения.................35
2.2. Структура основных средств образовательного учреждения ................................36
2.3. Структура оборотных средств образовательного учреждения ..............................43
Контрольные вопросы и задания......................................................................................45
3. СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА В ОБРАЗОВАНИИ.......................................................46
3.1. Менеджмент как совокупность науки и искусства управления.............................46
3.2. Основополагающие принципы менеджмента в образовательных учреждениях ........50
3.3. Основы методологии менеджмента..........................................................................56
3.4. Типы организационных структур управления учебными заведениями................61
Контрольные вопросы и задания......................................................................................66
4. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ И ОПЛАТА ТРУДА
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ........................................................................67
4.1. Система управления персоналом образовательного учреждения.........................67
4.2. Трудовые отношения в образовании ........................................................................71
4.3. Отпуска педагогических работников........................................................................82
4.4. Социальные льготы педагогическим работникам...................................................84
4.5. Система оплаты труда работников сферы образования .........................................90
Контрольные вопросы и задания....................................................................................101
5. МАРКЕТИНГ ОБРАЗОВАНИЯ.......................................................................................102
5.1. Понятие маркетинга в образовании........................................................................102
5.2. Маркетинговая среда в образовании ......................................................................109
5.3. Маркетинговые коммуникации в образовании......................................................113
5.4. Поведение потребителей образовательной услуги ...............................................116
5.5. Сегментация образовательных услуг......................................................................118
5. 6. Установление цены на образовательные услуги ..................................................121
Контрольные вопросы и задания....................................................................................128
3
Стр.3
6. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ...................................................................129
6.1. Особенности бухгалтерского учёта в образовательных учреждениях...............129
6.2. Бухгалтерский учёт в государственных образовательных учреждениях...........139
6.3. Бухгалтерский учёт в негосударственных образовательных учреждениях........146
6.4. Особенности налогообложения в образовательных учреждениях ......................148
Контрольные вопросы и задания....................................................................................150
7. РАЗВИТИЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ................151
7.1. Платные дополнительные образовательные услуги
и предпринимательская деятельность образовательных учреждений .......................151
7.2. Бизнес-планирование в сфере образования ...........................................................158
Контрольные вопросы и задания....................................................................................169
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ.................................170
4
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ
Данное учебное пособие ориентировано на подготовку студентов
по дисциплине «Экономика образования».
В учебном пособии рассматриваются основополагающие принципы
управления образовательными учреждениями, приводится характеристика
системы образования в РФ, отдельная глава посвящена развитию рыночных
отношений в сфере образования.
При написании учебного пособия авторский коллектив руководствовался
следующими важнейшими методологическими и методическими
положениями.
1. Содержание учебного пособия должно полностью соответствовать
Государственному образовательному стандарту Министерства образования
и науки РФ. Дополнительный материал может быть использован
студентами для углубления знаний при подготовке докладов, рефератов, а
также преподавателями и аспирантами.
2. Теоретической основой рассматриваемой работы послужили современные
концепции, категории и понятия, используемые в сфере образования,
объясняющие функционирование образовательных учреждений в
современных условиях.
3. Данное учебное пособие выступает как основа воспитания экономического
мышления, понимания экономической политики государства,
деятельности образовательных учреждений. Это учебное пособие поможет
студентам в изучении прикладных дисциплин: менеджмент, маркетинг,
управление персоналом, финансы, бухгалтерский учет.
4. При работе над учебным пособием авторы использовали учебники и
учебные пособия Российских экономистов, на которые даны ссылки в тексте,
а также существующий опыт при рассмотрении основополагающих
теоретико-методологических положений.
Авторский коллектив:
Учебное пособие подготовлено доцентами кафедры «Экономика и
управление» Тульского государственного педагогического университета
им. Л. Н. Толстого: к.э.н., доцентом Кальяновым А.Ю. (введение; темы 2,
4, 8); к.э.н., доцентом Басовской Е.Н. – (тема 5), преподавателями кафедры
«Экономика и управление» Бородиновой Е.В. (тема 1), Савиной И.В. (тема
3), к.э.н., доцентом Луневой А.М. (тема 6) с целью интеграции учебных
дисциплин бакалавриата в работе Тульского государственного педагогического
университета им. Л. Н. Толстого.
5
Стр.5
1. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
Образование является одной из важнейших подсистем социальной
сферы государства, обеспечивающейся процесс получения человеком систематизированных
знаний, умений и навыков с целью эффективного использования
в профессиональной деятельности.
Система образования существует для реализации права человека на
образование. У каждого человека есть потребность в образовании, информации,
обучении. На удовлетворение этой потребности и направлена
деятельность системы образования. Состав системы образования Российской
Федерации определён в статье 8 Закона «Об образовании».
Система образования Российской Федерации характеризуется следующими
основными показателями на начало 2011 г.:1
• общее число дошкольных образовательных учреждений –
4510 единиц;
• общая численность учащихся (13318) и студентов (7049800) –
7 063 118 человек;
• общий выпуск учащихся и студентов – 3193 тыс. человек;
• общая численность занятых в сфере образования (преподавательский
состав) – 2831 тыс. человек;
• удельный вес расходов на образование из федерального бюджета –
4,34 %.
Структурные элементы системы образования России представлены
на рис. 1.1.
Рис. 1.1. Структурные элементы системы образования России
1 Основные показатели образования. [Электронный ресурс] // Российский статистический
ежегодник - 2011 г. /Федеральная служба государственной статистики. - М., 2011.URL:http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_13/Main.htm
6
Стр.6
Образование в XXI в. характеризуется такими показателями:
демократизация: общедоступность высшего образования; создание
системы непрерывного образования;
диверсификация: многовариантная по содержанию, методам, формам,
срокам и траекториям, личностно ориентированная система разноуровневых
учебных заведений;
интернационализация: академическая мобильность учащихся и преподавателей;
международное признание документов об образовании, ученых
степеней и званий;
превращение образования в ключевой компонент комплекса мер по
поддержке развития научно-технического прогресса, экономического роста
и обеспечение занятости населения;
трансформация содержания, методов ценностей, целей: отходя от
традиционной школы, процесс учения становится творческим личностно
ориентированным; широкое распространение и внедрение получают новые
образовательные и информационные технологии;
коммуникации педагога и учащегося, являющихся участниками единого
образовательного процесса.
Усиление роли знаний, информации, постепенное их превращение в
основной капитал принципиально изменяют роль образовательных учреждений
в структуре общественной жизни современного мира. В последние
годы идеи и концепции информационного общества перешли из сферы
социально-экономических, социально-философских и социологических
исследований в сферу национальных и международных проектов становления
информационного общества. В каждом из них центральное место
занимает развитие сферы образования. От структуры системы образования,
образовательных учреждений, их способности удовлетворять потребности
личности и общества в высококачественных образовательных
услугах принципиально зависят перспективы общественного развития в
современном мире.
Руководители развитых государств, ставят образовательным учреждениям
новые задачи для того, чтобы обеспечить эффективное функционирование
своих стран в современных условиях.
1.1. Исторические аспекты развития системы образования
В историческом контексте образования можно выделить три этапа:
первый – древний (до Петра I), который можно подразделить на три периода:
1. предшествующий монгольскому порабощению, с преобладанием византийского
влияния. 2. монгольское владычество. 3. преобладающее
влияние южнорусской учености и господства схоластики. Второй этап –
новый (от Петра I до 60-х гг. XIX в.). Третий – новейший (от 60-х гг.
XIX в. до настоящего времени).
7
Стр.7
Воспитание детей в Древней Руси опиралось на традиции, насчитывающие
более двух тысяч лет, и происходило в соответствии с необходимостью
наследования поколениями общественно-исторического опыта с
целью подготовки к жизни и труду. Труд составлял основу жизни славянского
народа, поэтому детей рано включали в трудовую деятельность, развивали
умения и навыки, воспитывали трудолюбие. Особое внимание уделялось
заботе о здоровье и физическом развитии детей посредством подвижных
игр, закаливания и физического труда. Былины, легенды воспитывали
подвиги богатырей, воспитывали гордость за свое отечество, формировали
патриотическое сознание. Устное народное творчество являлось
неотъемлемой частью педагогического наследия древних славян. Глубокий
нравственный смысл в преданиях, пословицах, сказках служил фундаментом
для развития эстетического мира ребенка. Христианская вера послужила
важной основой просвещения на Руси. Она определила нравственный
характер народной жизни. Первые русские школы имели две цели: приготовить
для церкви служителей и научить русских людей догмам веры и
христианской нравственности. Монастыри, при которых устраивались
школы, наставляли всех приходивших вере, благочестию и обучали грамоте.
С самого начала христианства на Руси при церквах и монастырях содержались
на церковный счет сироты и дети бедных родителей. Они получали
содержание, христианское воспитание и «книжное обучение».1
Татарское нашествие истребило первые успехи образованности и
христианского общежития. Уменьшилась грамотность населения, даже
среди князей и бояр. В то время пока северо-восточная Русь томилась под
татарским игом, постепенно крепла в борьбе с татарами, юго-западная
Русь опередила ее в образованности, заимствовав из-за близости к Польше
и Европе научное образование и европейские обычаи и понятия. Однако в
образовании начало проявляться польское влияние – подчинение русского
языка польскому, православия – католицизму. Однако, в церковных братствах,
которые до этого существовали с филантропическими целями, стали
заводить училища (братские школы), где стали давать значительные и
многосторонние знания.
В России на протяжении XVII в. учебное дело приобрело более упорядоченный
характер. В организации образования произошла «эволюция»:
от мастеров грамоты и домашнего обучения к созданию греко-латинских
школ, а затем – школ повышенного уровня. Однако, широкого распространения
общеобразовательных школы в этот период не получили. Целенаправленная
государственная политика в области образования отсутствовала.
Содержание образования носило церковно-религиозный характер. Обучение
было одинаковым для всех и основывалось на свободном договоре
1 История педагогики и образования: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений
/[И.Н. Андреева, Т.С. Буторина, З.И. Васильева и др.]; под ред. З.И. Васильевой.- М.:
Издательский центр «Академия», 2009.- c.75.
8
Стр.8
родителей и учителей. Специальная подготовка учителей в этот период отсутствовала,
учителями выступали представители духовенства, мастерами
грамоты – светские лица.
Россия в начале XVIII в., благодаря деятельности Петра I, представляла
собой обширное многонациональное государство. Для осуществления
реформ Петру I были нужны обученные национальные кадры. Для этого
им было использовано два пути: подготовка специалистов из числа русских
людей за границей и создание собственной государственной системы
образования. В это время Европу стали рассматривать в качестве школы, в
которой можно обучиться наукам и мастерству. Передовые люди страны
ориентировались на прогрессивное в социальном опыте западных государств,
отстаивали идею самобытности и своеобразия русской действительности.1
В начале века появились светские государственные школы
различных типов, которые имел ярко выраженный характер реального
учебного заведения с профессиональным уклоном. Важным событие в образовательной
политике государства стало учреждение Петром Академии
наук. Своеобразие русских школ, в отличие от западноевропейских, заключалось
в сочетании общеобразовательной и профессиональной подготовки,
в многосторонне характере образования, его многопредметности и
даже некотором энциклопедизме.2 В XVIII в. система школьного образования
еще не сформировалась. Число школ было недостаточно, отсутствовала
сеть высших учебных заведений.
В России к XIX в. система народного образования включала такие
учебные заведения, как: главные и малые народные училища, частные пансионы
и привилегированные корпусы для дворянства, институт благородных
девиц в Петербурге, московский университет, Академию наук, Славяно-греко-латинскую
академию в Москве, Киево-Могилянская академия.
Впервые в Росси по Уставу 1804 г. была узаконена стройная государственная
система образования, состоявшая из четырех ступеней: I ступень –
приходская школа (1 год); II ступень – уездное училище (2 года, в уездных
городах. Его цель – дать законченное начальное образование детям городских
жителей, не принадлежащих к дворянству и духовенству.). III ступень –
гимназия (4 года, в губернских городах, цель гимназии – подготовить к
университетскому образованию). IV ступень – университетское образование.
Все школы, согласно уставу 1804 г., объявлялись бессословными,
доступными, бесплатными, содержание образования определялось для каждой
ступени отдельно. Были открыты новые университеты – Казанский и
1 История педагогики и образования: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений
/[И.Н. Андреева, Т.С. Буторина, З.И. Васильева и др.]; под ред. З.И. Васильевой.- М.:
Издательский центр «Академия», 2009.- c.176.
2 История педагогики и образования: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений
/[И.Н. Андреева, Т.С. Буторина, З.И. Васильева и др.]; под ред. З.И. Васильевой.- М.:
Издательский центр «Академия», 2009.- c.194.
9
Стр.9
Харьковский. Устав университета, принятый в 1804 г. предусматривал
внутреннюю автономию, выборность ректора, конкурсное избрание профессоров,
особые права советов факультетов (факультетских собраний) в
формировании учебных планов. Начиная с 1817 года заметен откат выстроенной
системы на консервативные позиции, были разгромлены либеральные
университеты, их лишили многих академических свобод. Новый этап
развития педагогической мысли и образования пришелся на 50 – 60 года
XIX в. и был связан с падением крепостного права. Устав 1864 г. предусматривал
учреждение трех типов гимназий: классической (с двумя древними
языками); классической (с одним латинским языком); реальный (без
древних языков). Обучение в гимназиях длилось четыре года. После окончания
классической гимназии можно было продолжать обучение в университете,
реальной гимназии – в высшей школе. Университетский устав
1863г. университетам возвращал некоторую автономию. В это же время были
сформированы начальные народные училища с трехгодичным сроком обучения.
В 70-80 –е года правовое поле в образовании изменилось. Уставом
1871г. остался лишь один тип средней школы – с двумя древними языками,
реальная гимназия заменена реальным училищем. Высшие учебные заведения
были лишены автономии. Несмотря на все потери из эпохи реформ отечественная
школа вышла существенно обновленной. В результате школа
приобрела надежные основания для своего развития, важнейшим фактором
которого послужила общественная деятельность и инициатива.
После революции (в конце 1917 г.) начала проводиться национализация
всех типов учебных заведений. Школа объявлялась не только единой
и трудовой, но и бесплатной, общеобязательной и общедоступной. Была
заявлена преемственность ступеней образования, обеспечивалось равенство
возможностей образования. Осуществлялась последовательная демократизация
школы – участие в управлении образованием органов местного
самоуправления, организация общественных школьных советов, введение
гибких учебных планов. Были предоставлены все возможности для педагогических
экспериментов в духе прогрессивных идей российской и зарубежной
педагогики.
В 1930 году в СССР было принято постановление о введении всеобщего
обязательного начального образования (семилетнего в промышленных
городах и районах). Темпы развития школ в этот период были весьма впечатляющи.
Число учащихся в 1938-39 учебном году было в 2,6 раза больше,
чем в 1928-29 учебном году, и в 1,5 раза больше, чем в 1932-33 учебном году.
Только в период с 1928 по 1932 год число начальных школ возросло
с 79,4 тыс. до 95,8 тыс. Затем число начальных школ стало снижаться с
81 тыс. в 1940 году до 74,7 тыс. в 1959-м, в то время как число средних
школ увеличилось за этот период с 9,9 тыс. до 15,1 тыс., а неполных средних
- с 22,2 тыс. до 28,1 тыс. По переписи населения 1959 года среди молодёжи
в возрасте 19-24 лет начальное образование (и выше) имели 95,7% лиц,
10
Стр.10