Р е ц е н з е н т ы:
С. А. Вишняков, доктор педагогических наук, профессор
О. И. Руденко-Моргун, кандидат педагогических наук, профессор
Крючкова Людмила Сергеевна
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ: СИНТАКСИС ПРОСТОГО И
СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ / Учебно-справочное издание. Москва, 2004,
-
стр.
Настоящая работа описывает синтаксическую систему русского языка с
формальных и функциональных позиций. Предназначается она всем, кто хочет понять
механизмы построения и функционирования синтаксических языковых единиц. Особый
интерес это издание должно представлять для преподавателей русского языка,
работающих с иностранными учащимися, а также для иностранных учащихся
продвинутого этапа обучения, так как содержит сведения по синтаксису, которые важны с
позиций русского языка как иностранного. Преподаватели, работающие с
русскоговорящими учащимися, получат возможность познакомиться с нетрадиционным
описанием многих явлений русского языка.
Стр.2
Оглавление
Введение
Глава первая. Структурные и семантические особенности двусоставного
предложения
Глава вторая. Структурные и семантические особенности односоставного
предложения
Глава третья. Выражение субъекта
Глава четвёртая. Выражение предиката
Глава пятая. Выражение модальных значений
Глава шестая. Значение и употребление видов глагола
Глава седьмая. Глаголы движения и их употребление
Глава восьмая. Выражение категории возвратности - невозвратности
Глава девятая. Выражение утверждения - отрицания
Глава десятая. Выражение бытия, существования
Глава одиннадцатая. Выражение наличия, отсутствия
Глава двенадцатая. Выражение принадлежности
Глава тринадцатая. Выражение значения определённости -
неопределённости лица или предмета
Глава четырнадцатая. Выражение вопроса
Глава пятнадцатая. Выражение определительных отношений
Глава шестнадцатая. Выражение объектно-изъяснительных отношений
Глава семнадцатая. Выражение временных отношений
Глава восемнадцатая. Выражение пространственных отношений
Глава девятнадцатая. Выражение причинно-следственных отношений
Глава двадцатая. Выражение условных отношений
Глава двадцать первая. Выражение целевых отношений
Глава двадцать вторая. Выражение сравнительных отношений
Глава двадцать третья. Выражение уступительных отношений
Глава двадцать четвёртая. Выражение соединительных, присоединительных,
разделительных, сопоставительных, противительных, пояснительных отношений
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ
Слово СИНТАКСИС происходит из греческого языка, где оно значит
ПОСТРОЕНИЕ или ПОРЯДОК. Поэтому синтаксисом называется наука, изучающая
законы, по которым строится предложение или отдельные его части. В синтаксисе
изучаются грамматические и семантические свойства предложения, описываются разные
типы предложений.
Синтаксис занимает центральное место в языковой системе, потому что именно на
уровне синтаксиса формируется связная речь, именно синтаксические единицы
обслуживают общение людей и непосредственно соотносят то, что сообщается в
предложении, с тем, что происходит в реальной действительности.
Каждый язык имеет свои особые правила, по которым слова грамматически
оформляются, соединяются и функционируют в речи. Синтаксис описывает эти правила, а
человек, говорящий на конкретном языке, используя эти правила, передаёт свои мысли.
На протяжении многих веков существования язык служит человеку как средство
общения, то есть как средство коммуникации. «Человек живёт в природе и в обществе. Он
движется, действует, мыслит, познаёт, ощущает. Он осмысляет свои и себе подобных
качества и свойства. Он испытывает различные чувства к другим людям и вступает с ними
в те или иные отношения. Он воспринимает явления природы, он воздействует на
окружающие его предметы, он создаёт предметы. Явления и предметы не действуют, не
мыслят, они осуществляются или существуют, они обладают признаками и качествами,
человек видит и познаёт их признаки, их связи и отношения. В меру своего понимания
мира или в меру своего воображения человек наделяет предметы способностью
действовать и другими свойствами одушевлённых существ. Наблюдая конкретные
предметы и явления, человек поднимается до абстрактного мышления, находя логические
связи и обобщая...
Человек, таким образом, - центральная фигура языка и как лицо говорящее и как
главное действующее лицо мира, о котором он говорит».1
С человеком как говорящим лицом мы встречаемся, когда изучаем грамматику.
Говорящее лицо обязательно присутствует при выражении таких грамматических
категорий, как лицо, время, число. Указание на себя, говорящего (я, мы), на адресата (ты,
Вы, вы), на третье лицо (он, она, они), указание на то, что действие происходит сейчас,
происходило в прошлом или будет происходить в будущем, указание на реальность или
ирреальность действия, а также на ориентировку говорящего в пространстве или в какихлибо
других координатах - всё это содержится в единицах языка.
Позиция говорящего важна для построения предложения, так как именно
говорящий определяет, какие выбрать лексические средства и в какие синтаксические
единицы их оформить.
В синтаксисе можно описать все грамматические формы и создать таким образом
формальный (структурный) синтаксис, в синтаксисе можно также описать все смыслы,
которые передаются этими формами. Оговоримся сразу, что форма и смысл теснейшим
образом связаны, и их разделение носит условный характер, тем не менее синтаксические
явления можно описывать от формы к смыслу или от смысла к форме.
Для тех, кто изучает русский язык как иностранный, и тот, и другой типы описания
важны, так как описание от формы к смыслу помогает изучать язык в системе его
синтаксических конструкций, а описание от смысла к форме - в системе смыслов,
передаваемых синтаксическими формами этих конструкций.
Основной единицей синтаксиса является простое предложение. Это обусловлено
тем, что простое предложение представляет собой самую маленькую языковую единицу,
предназначенную для передачи законченной по смыслу информации. Из двух или
нескольких простых предложений формируется сложное предложение или текст.
1
Г.А.Золотова. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. « Наука», 1982, стр. 5.
Стр.5