Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 598768)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Психология и педагогика творчества и обучение исследовательской деятельности (620,40 руб.)

0   0
Первый авторШарипов Фанис Вагизович
ИздательствоМ.: Университетская книга
Страниц585
ID590618
АннотацияРаскрыты сущность творчества, особенности психических процессов в творческой деятельности, ее этапы и мотивация. Приведены примеры творчества в различных сферах деятельности. Определена структура творческого потенциала личности, представлена модель личности современного специалиста. Рассмотрены формы и методы развития творческого потенциала личности, различные концепции обучения. Особое внимание уделено исследовательскому подходу к обучению: освещены истоки теории и практики, методы и формы исследовательского обучения, организация научно-исследовательской работы студентов. Определены психолого-педагогические условия организации исследовательского обучения; освещена деятельность и личность преподавателя; представлена педагогическая инноватика как творчество в сфере образования; раскрыты современные технологии обучения и методы диагностики уровня развития творческого потенциала.
Кому рекомендованоДля профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений, преподавателей и учителей-воспитателей средних и начальных учебных заведений, руководителей образовательных организаций, студентов и аспирантов. Может использоваться в учебном процессе системы повышения квалификации и переподгтовки кадров образования. Представляет интерес для всех, кто интересуется проблемами творчего развития личности - для родителей, психологов, методистов, организаторов олимпиад и других видов творческих состязаний.
ISBN978-5-98699-159-7
УДК159.98
ББК88
Шарипов, Ф.В. Психология и педагогика творчества и обучение исследовательской деятельности : [педагогическая инноватика : монография] / Ф.В. Шарипов .— Москва : Университетская книга, 2016 .— 585 с. — ISBN 978-5-98699-159-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/590618 (дата обращения: 26.11.2022)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Психология и педагогика творчества и обучение исследовательской деятельности: педагогическая инноватика: монография / Ф.В. Шарипов. <...> ISBN 978-5-98699-159-7 Раскрыты сущность творчества, особенности психических процессов в творческой деятельности, ее этапы и мотивация. <...> Рассмотрены формы и методы развития творческого потенциала личности, различные концепции обучения. <...> Особое внимание уделено исследовательскому подходу к обучению: освещены истоки теории и практики, методы и формы исследовательского обучения, организация научно-исследовательской работы студентов. <...> Определены психолого-педагогические условия организации исследовательского обучения; освещена деятельность и личность преподавателя; представлена педагогическая инноватика как творчество в сфере образования; раскрыты современные технологии обучения и методы диагностики уровня развития творческого потенциала. <...> Учебно-исследовательская работа студентов как часть их профессиональной подготовки . <...> Деятельность и личность преподавателя в системе исследовательского обучения . <...> Современные технологии обучения как педагогическое нововведение . <...> Например, сюда относятся: предпринимательская деятельность, направленная на производство новых товаров или оказание различных услуг, инженерная деятельность (проектирование и конструирование новых технических средств), управленческая деятельность (подготовка и принятие организационных решений, руководство людьми), работа дизайнеров (художественное конструирование) и т.д. <...> В современных условиях специалист, его личностно творческий потенциал выступают как главный ресурс производства. <...> Как известно, традиционная система обучения построена преимущественно на реализации репродуктивной учебно-познавательной деятельности учащихся. <...> Разработаны такие технологии обучения, где превалирует творческая деятельность учащихся (исследовательский подход, технология проектного обучения, методы <...>
Психология_и_педагогика_творчества_и_обучение_исследовательской_деятельности.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.580
Стр.581
Стр.582
Стр.583
Стр.584
Стр.585
Психология_и_педагогика_творчества_и_обучение_исследовательской_деятельности.pdf
Автор этой книги, Фанис Вагизович Шарипов, – видный ученый, доктор педагогических наук, профессор Уфимского государственного авиационного технического университета, почетный работник высшего образования Российской Федерации. Круг его научных интересов – проблемы психологии и педагогики творчества; педагогические технологии; проблемы качества образования; компетентностный подход в образовании. Среди 180 опубликованных им работ наибольшую известность получили «Психологические основы менеджмента» (М., 2008.), «Психология и педагогика высшей школы» (М., 2012), «Педагогический менеджмент» (М., 2014).
Стр.1
Ф.В. Шарипов Психология и педагогика творчества и обучение исследовательской деятельности 2016 Москва Университетская книга
Стр.2
УДК 159.98 ББК 88 Ш25 Рецензенты В.Д. Шадриков, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, научный руководитель кафедры психологии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» В.Э. Штейнберг, доктор педагогических наук, профессор Башкирского государственного педагогического университета Ш25 Шарипов Ф.В. Психология и педагогика творчества и обучение исследовательской деятельности: педагогическая инноватика: монография / Ф.В. Шарипов. – М.: Университетская книга, 2016. – 584 с. ISBN 978-5-98699-159-7 Раскрыты сущность творчества, особенности психических процессов в творческой деятельности, ее этапы и мотивация. Приведены примеры творчества в различных сферах деятельности. Определена структура творческого потенциала личности, представлена модель личности современного специалиста. Рассмотрены формы и методы развития творческого потенциала личности, различные концепции обучения. Особое внимание уделено исследовательскому подходу к обучению: освещены истоки теории и практики, методы и формы исследовательского обучения, организация научно-исследовательской работы студентов. Определены психолого-педагогические условия организации исследовательского обучения; освещена деятельность и личность преподавателя; представлена педагогическая инноватика как творчество в сфере образования; раскрыты современные технологии обучения и методы диагностики уровня развития творческого потенциала. Для профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений, преподавателей и учителей-воспитателей средних и начальных учебных заведений, руководителей образовательных организаций, студентов и аспирантов. Может использоваться в учебном процессе системы повышения квалификации и переподгтовки кадров образования. Представляет интерес для всех, кто интересуется проблемами творчего развития личности – для родителей, психологов, методистов, организаторов олимпиад и других видов творческих состязаний. УДК 159.98 ББК 88 ISBN 978-5-98699-159-7 © Шарипов Ф.В., 2016 © Университетская книга, 2016
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение ............................................................................................................................................. 7 Глава 1. Сущность творчества ...............................................................................................12 1.1. Понятие о творчестве ....................................................................................................12 1.2. Особенности психических процессов в творческой деятельности ...........19 1.3. Этапы творческого процесса .....................................................................................27 1.4. Мотивация творческой деятельности ....................................................................32 Глава 2. Творчество в различных видах деятельности ...............................................37 2.1. Художественная деятельность ...................................................................................37 2.2. Научно-исследовательская деятельность .............................................................42 2.3. Инженерная деятельность ..........................................................................................49 2.4. Педагогическая деятельность ....................................................................................54 2.5. Управленческая деятельность ...................................................................................58 2.6. Проектная деятельность ..............................................................................................66 Глава 3. Творческий потенциал личности ........................................................................73 3.1. Структура творческого потенциала личности ....................................................73 3.2. Понятие креативности .................................................................................................79 3.3. Свойства творческой личности ................................................................................85 3.4. Творчество и интеллект ................................................................................................91 3.5. Личность современного специалиста ....................................................................98 Глава 4. Развитие творческого потенциала личности ...............................................106 4.1. Генезис способностей и одаренности ..................................................................106 4.2. Сущность и факторы развития творческого потенциала личности ........112 4.3. Методы развития творческого потенциала личности ...................................118 4.4. Формы и методы работы с одаренными детьми ..............................................124 4.5. Влияние социальной среды на развитие творческого потенциала личности ...........................................................................................................................132 Глава 5. Концепции обучения ...............................................................................................140 5.1. Сущность и характеристики процесса обучения ............................................140 5.2. Деятельностный подход к процессу обучения .................................................147 5.3. Концепция развивающего обучения ....................................................................153 5.4. Концепция личностно ориентированного обучения ....................................157 5.5. Компетентностный подход в образовании ........................................................163
Стр.4
ОГЛАВЛЕНИЕ 4 Оглавление Глава 6. Исследовательский подход к обучению ........................................................173 6.1. Исследовательское поведение человека как творчество .............................173 6.2. Истоки теории и практики исследовательского обучения .........................178 6.3. Современные представления об исследовательском обучении ...............183 6.4. Теория обучения творческому саморазвитию личности ..............................191 Глава 7. Методы исследовательского обучения ..........................................................196 7.1. Методы проблемного обучения ..............................................................................196 7.2. Эвристические методы решения творческих задач .......................................202 7.3. Учебное сотрудничество при исследовательском обучении ......................214 7.4. Способы мотивации учебной деятельности......................................................220 7.5. Воспитание личности учащегося в процессе обучения ...............................223 Глава 8. Организация исследовательского обучения на занятиях ......................242 8.1. Исследовательское обучение на лекциях ...........................................................242 8.2. Методы исследовательского обучения на семинарских занятиях ...........248 8.3. Исследовательская работа на практических и лабораторных занятиях ............................................................................................................................256 8.4. Организация самостоятельной работы учащихся ..........................................262 Глава 9. Организация научно-исследовательской работы студентов ...............275 9.1. Цели и содержание научно – исследовательской работы студентов......275 9.2. Учебно-исследовательская работа студентов как часть их профессиональной подготовки ..............................................................................279 9.3. Курсовое и дипломное проектирование .............................................................282 9.4. Формы организация научно-исследовательской работы студентов .......290 Глава 10. Педагогические условия организации исследовательского обучения ....................................................................................................................................300 10.1. Информационно-образовательная среда учебного заведения ...............300 10.2. Материально-техническое и программное обеспечение образовательного процесса ......................................................................................304 10.3. Методическое обеспечение образовательного процесса ..........................309 10.4. Информационное обеспечение образовательного процесса ..................313 10.5. Проблема сохранения и укрепления здоровья субъектов обучения ....320 Глава 11. Деятельность и личность преподавателя в системе исследовательского обучения ..........................................................................................334 11.1. Общая характеристика деятельности преподавателя .................................334 11.2. Основные функции и стиль научно-педагогической деятельности .....339 11.3. Мотивация педагогической деятельности .......................................................346 11.4. Профессиональная компетентность преподавателя ...................................350 11.5. Педагогическое мастерство преподавателя ....................................................362
Стр.5
Оглавление 5 Глава 12. Педагогическая инноватика как творчество в образовании..............371 12.1. Предмет и задачи педагогической инноватики .............................................371 12.2. Инновационный образовательный процесс ...................................................378 12.3. Сущность и этапы педагогического проектирования ................................384 12.4. Проектирование и реализация педагогических нововведений ..............391 Глава 13. Современные технологии обучения как педагогическое нововведение ...........................................................................................................................397 13.1. Понятие и характеристика педагогической технологии ...........................397 13.2. Технология модульного обучения .......................................................................405 13.3. Информационно-компьютерная технология обучения ............................409 13.4. Технология дистанционного обучения .............................................................416 13.5. Технология контекстного обучения ...................................................................428 13.6. Технология игрового обучения .............................................................................433 13.7. Технология проектного обучения ........................................................................441 13.8. Интегративная технология обучения ................................................................454 Глава 14. Диагностирование уровня развития творческого потенциала ..........463 14.1. Сущность и задачи психолого-педагогической диагностики .................463 14.2. Диагностирование знаний и умений учащихся ............................................467 14.3. Методы психодиагностики ....................................................................................481 14.4. Диагностика уровня развития творческого потенциала личности .......489 14.5. Изучение и оценка деятельности и свойств личности специалиста .......497 Заключение ...................................................................................................................................503 Приложение. Методики изучения творческого потенциала личности ..............512 Опросник для определения уровня креативности ...................................... 512 Тест «Творческие способности».................................................................... 513 Самооценка творческого потенциала личности .......................................... 514 Методика «Карта одаренности» ................................................................... 516 Рейтинговые шкалы (опросники) Дж. Рензулли ......................................... 521 Тест отдаленных ассоциаций С. Медника ................................................... 526 Оценка парциальной одаренности детей дошкольного и младшего школьного возраста................................................................................ 529 Диагностика детской креативности по шкале Вильямса ............................ 532 Тест «Ассертивность» .................................................................................... 536 Тест «Мотивация достижений» .................................................................... 540 Тест « Умение слушать» ................................................................................. 542 Тест на определение коммуникативных и организаторских способностей .......................................................................................... 544 Тест «Не гений ли вы?» ................................................................................. 547
Стр.6
6 Оглавление Тест «Логичность умозаключений» .............................................................. 549 Опросник «Уровень уверенности в себе» ..................................................... 550 Опросник Г.С. Прыгина «Изучение автономности – зависимости личности в учебной деятельности» ........................................................................ 552 Методика «Аттестация молодого специалиста» .......................................... 554 Словарь терминов ......................................................................................................................556 Список литературы....................................................................................................................567
Стр.7
Список литературы 579 258. Суслова Т.С. Некоторые особенности креативных личностей: Системное исследование индивидуальности. – Пермь, 1991. 259. Сухарев В.А. Психология интеллекта. – Донецк, 1997. 260. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1974. 261. Талызина Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста. – М., 1986. 262. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М., 1998. 263. Татур Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования. – М., 2004. 264. Творчество: от биологических оснований к социальным и культурным феноменам / под ред. Д.В. Ушакова. – М., 2011. 265. Творчество: теория, диагностика, технология. Словарь-справочник для специалистов в области образования, инноваций и гуманитарных технологий в социальной сфере / под ред. Т.А. Барышевой. – СПб., 2008. 266. Теория и практика дистанционного обучения / под ред. Е.С. Полат. – М., 2004. 267. Теплов Б.М. Психология: учебник. – М., 1954. 268. Теплов Б.М. Ум полководца. – М., 1990. 269. Толстой А.Н. Собр. соч. в 10 т. – М., 1961. Т. 10. 270. Трайнев В.А., Теплышев В.Ю., Трайнев И.В. Новые информационные коммуникативные технологии в образовании. – М., 2009. 271. Туник Е.Е. Лучшие тесты на креативность. Диагностика творческого мышления. – СПб., 2013. 272. Туник Е.Е. Природа и диагностика творческих способностей. – СПб., 1992. 273. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. – М., 1980. 274. Управление школой: теоретические основы и методы / под ред. В.С. Лаза рева. – М., 1997. 275. Ушинский К.Д. Собр. соч. – М., 1985. 276. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. – Воронеж, 1996. 277. Фетискин Н.П. Психодиагностика детской одаренности. – М., 2001. 278. Филимоненко Н.И., Торопова О.Б. Интуиция: проявление и психологические факторы // Ананьевские чтения: Мат. науч.-практич. конф. – СПб., 2007. С. 252–253.
Стр.580
580 279. Философский словарь. – М., 1980. 280. Флоренский П.А. Из богословского наследия // Богословские тр. – М., 1977. Вып. ХVII. 281. Фрейд З. Введение в психоанализ: лекции: пер. с англ. – М., 1989. 282. Фридман Л.М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач. – М., 1977. 283. Фромм Э. Душа человека. – М., 1992. 284. Фромм Э. Революция надежды: пер. с англ. – СПб., 1999. 285. Холодная М.А. Перспективы исследований в области психологии способностей // Психологический журнал. 2007. № 1 С. 28–37. 286. Холодная М.А. Психологические механизмы интеллектуальной одаренности // Вопросы психологии. 1993, № 1. С. 32–39. 287. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. – СПб., 2002. 288. Хомерики О.Г., Поташник М.М., Лоренсов А.В. Развитие школы как инновационный процесс. – М., 1994. 289. Хроменко А.Т. Самоменеджмент для тех, кому от 16 до 20. – М., 1996. 290. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика. – М., 2008. 291. Хуторской А.В. Современная дидактика. – СПб., 2001. 292. Чернилевский Д.В. Дидактическая технология в высшей школе. – М., 2002. 293. Чошонов М.А. Теория и технология проблемно-модульного обучения в профессиональной школе: дис. док. пед. наук. – Казань, 1996 (рукопись). 294. Циолковский К.Э. Вне Земли. – М., 1958. 295. Цукерман Г.А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться. – М., 1992. 296. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. – М., 1996. 297. Шадриков В.Д. Профессиональные способности. – М., 2010. 298. Шадриков В.Д. Психологическая характеристика нормального человека, или познай самого себя. – М., 2009. 299. Шадриков В.Д. Способности и интеллект человека. – М., 2004. 300. Шакуров Р.Х. Психология руководства педагогическим коллективом. – М., 1995. 301. Шаповалов Е.А. Общество и инженер: философско-социологические проблемы инженерной деятельности. – Л., 1984. Список литературы
Стр.581
Список литературы 581 302. Шарипов Ф.В. Менеджмент общего и профессионального образования. – М., 2014 303. Шарипов Ф.В. Проектирование процесса обучения студентов технического вуза социально-управленческой деятельности: дис. док. пед. наук. – Казань, 1997 (рукопись) 304. Шарипов Ф.В. Психологические основы менеджмента. – М., 2008. 305. Шарипов Ф.В. Психология и педагогика высшей школы. – М., 2012 306. Штейнберг В.Э. Крылья профессии: Введение в технологию проектирования образовательных систем и процессов. – Уфа, 1999. 307. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. – М., 2004. 308. Щебланова Е.И. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики. – М., 2004. 309. Щедровицкий Г.П. Система педагогических исследований (методологический анализ) // Педагогика и логика. – М., 1993. 310. Щербаков А.И. Формирование личности учителя советской школы в системе высшего педагогического образования: автореф. докт. дис. – Л., 1968. 311. Щетинин М.П. Объять необъятное. Записки педагога. – М., 1986. 312. Эйнштейн А. Физика и реалность. – М., 1965. 313. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., 1989. 314. Эрдниев П.М. Укрупнение дидактических единиц как технология обучения. – М., 1992. 315. Эсаулов А.Ф. Психология решения задач. – М., 1972. 316. Юнг К.Г. Аналитическая психология. – СПб., 1994. 317. Юцявичене П.А. Основы модульного обучения. – Вильнюс, 1989. 318. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. – М., 2000. 319. Якобсон П.М. Процесс творческой работы изобретателя. – М., 1934. 320. Ясвин В.А. Экспертиза школьной образовательной среды. – М., 2000. 321. Cratchfield R.S. Instructing the individual in creative thinking // R.L. Mooney, T.A. Razik (eds). Exploration in Creativite. – NY, Harper and Row. 1967. 322. Gardner N. Creativity lives and creative works: a synthetics approach // R. Sternberg. The nature of creativity, 1988. 323. Lynn Vanhanen. Коэффициент интеллекта и благосостояния нации. – Вашингтон, 2006. 324. Mackinnon D. The personality correlates of creativity: A study of American architects // P.E. Vernon Creativity. – L. 1972.
Стр.582
582 Список литературы 325. Mednich S.A. The associative basis of the creative process // Psychological Review. 1962. Vоl. 69. № 2. Р. 220–232. 326. Papalia D, Olds S. Psychology. – NY, 1988. 327. Csikszentmihalyi M. Creativity. Flow and the psychology of discover and invention. – NY, 1997. 328. Wallas G. The art of thought // P.E. Vernon (ed). Creativity. 1972. 329. Wallach M.A., Kogan N.A. Modes of thinking in young children: A studi of the creativity – intelligence distinction. – Winston. 1965. 330. Winner E. The origins and ends of giftedness // American psychologist, 2000. 331. Taylor C.W. Creativity. Progress and potential. – NY, 1964. 332. Torrance E. Norms – technical manual Torrance test of creativity thinking Figural test E.P. Torrance. 1974. 333. Gough H.G., Woodwoth D.G. Stylistic Variations among Professional Research Scientist // Journal of Psychology, 1960.
Стр.583
Научное издание Шарипов Фанис Вагизович Психология и педагогика творчества и обучение исследовательской деятельности педагогическая инноватика Монография Редактор Е.В. Комарова Корректор А.А. Нотик Компьютерная верстка А.М. Моисеев Оформление А.М. Моисеев Подписано в печать 28.08.2016. Формат 60х90/16. Печать офсетная. Бумага офсетная. 36,5 печ. л. Тираж 1000 экз.
Стр.584
ООО Литературное агентство «Университетская книга» Юридический адрес: 105120, г. Москва, ул. Нижняя Сыромятническая, д.5/7, стр. 8. Почтовый адрес: 111024, г. Москва, ул. Авиамоторная, д.55, корп.31. Тел.: (495) 221-50-16, 981-51-12 По вопросам приобретения и издания литературы обращайтесь: 111024, Москва, ул. Авиамоторная, д. 55, корп. 31 Тел.: (495) 981-51-12. Электронная почта: universitas@mail.ru Сайт: www.logosbook.ru.
Стр.585

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически