Учебное пособие «Психология труда» знакомит с психологическими основами
организации трудовой деятельности человека. <...> В отраслевой список
предложенной учебной дисциплины входят: Психотехника, Эргономика, Инженерная
психология, Организационная психология и Профессиональная ориентация. <...> В частности,
Эргономика раскрывает вопросы организации и планирования труда; Инженерная
психология отвечает за вопросы взаимодействия человека с техникой и оборудованием; Организационная психология рассматривает вопросы психологии трудовой
мотивации и социально-психологических процессов в трудовом коллективе; Психотехника ведает особенностями профессионального отбора и мониторинга; Профессиональная ориентация призвана обеспечить готовности к выбору профессии. <...> Психические регуляторы трудового поведения человека ....... 24
Часть 2. <...> Психологическая характеристика операторских видов труда (на примере работы водителя автомобиля) .............. 248
Часть 2. <...> В частности, новыми для отечественной психологии
труда являются вопросы организации и планирования труда, а также некоторые
вопросы мотивации и социально-психологических процессов в трудовом
коллективе. <...> Ключевыми понятиями учебного пособия являются: «труд», «орудия труда», «условия труда», «окружающая среда», «профессионально важные качества», «профессиональная компетентность» и другие. <...> Необходимо отметить, что предлагаемое учебное пособие построено на
методологических принципах отечественной и зарубежной психологий. <...> Объект и субъект труда являются подвижными состояниями. <...> Орудия труда могут быть техническими, а могут – психическими; субъект
труда может быть его объектом, и наоборот. <...> Таким образом, субъекта труда трудно «оторвать» от его объекта – это и то и другое одновременно. <...> Если субъект труда предстает в настоящем учебном пособии со стороны
своих психических способностей и возможностей, то вторая часть системы
(объектная) имеет очень много <...>
Психология_труда.pdf
Е. А. Пырьев
П С И Х О Л О Г И Я Т Р У Д А
Учебное пособие
Оренбург
2016
1
Стр.1
УДК 159.9:331.101.3
ББК 88.4
П 95
Рецензенты:
проректор ОГПУ им. В.П. Чкалова,
доктор педагогических наук, профессор,
Сергей Семенович Коровин;
кандидат психологических наук,
доцент кафедры «Общая психология» ОГПУ им. В.П. Чкалова
Иван Харитонович Пикалов;
П 95
Пырьев Е. А.
Психология труда: учебное пособие / Е. А. Пырьев – Оренбург:
ОГПУ, 2016. – 488 с.
Учебное пособие «Психология труда» знакомит с психологическими основами
организации трудовой деятельности человека. Материал учебного пособия подан с
позиции интегративной науки, т.е. состоящей из отраслей. В отраслевой список
предложенной учебной дисциплины входят: Психотехника, Эргономика, Инженерная
психология, Организационная психология и Профессиональная ориентация. Данные
науки изучают человека в труде с различных сторон, что позволяет по-новому увидеть
предмет исследования и содержание традиционной Психологии труда. В частности,
Эргономика раскрывает вопросы организации и планирования труда; Инженерная
психология отвечает за вопросы взаимодействия человека с техникой и оборудованием;
Организационная психология рассматривает вопросы психологии трудовой
мотивации и социально-психологических процессов в трудовом коллективе; Психотехника
ведает особенностями профессионального отбора и мониторинга; Профессиональная
ориентация призвана обеспечить готовности к выбору профессии.
Особенностью учебного пособия является его практически ориентированное
содержание, которое позволяет проводить диагностику психических состояний и
свойств человека; содержит рекомендации по организации труда; предлагает методы
коррекции функциональных состояний и многое другое.
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по различным
специальностям бакалавриата, специалитета и магистратуры, изучающих психологию,
аспирантов по соответствующему профилю, а также для всех интересующихся
психологическими вопросами организации труда.
УДК 159.9:331.101.3
ББК 88.4
© ОГПУ, 2016
© Пырьев Е.А., 2016
2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ ......................................................................................... 9
ВВЕДЕНИЕ................................................................................................ 10
Структура и содержание учебного пособия «Психология труда» ……… 19
Раздел I. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ НАУКИ
«ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА» ...................................................................... 23
Часть 1. Психические регуляторы трудового поведения человека ....... 24
Часть 2. Среда как предмет исследования психологии труда ............... 29
Часть 3. Психические состояния человека в труде
(нерешенные вопросы) ........................................................................... 35
Часть 4. Предмет исследования психологии труда
как интегративной учебной дисциплины ................................................ 38
Часть 5. «ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО» ПСИХОЛОГИИ ТРУДА ................ 46
Дополнительный материал 1. Критерии работоспособности
личности .................................................................................................. 51
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ................................................................... 53
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ................................................... 57
Раздел II. ИСТОРИЯ НАУКИ «ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА» ................... 59
Часть 1. Краткая история психотехники ................................................ 61
Дополнительный материал 1. Центральный институт труда
(под руководством Гастева А.К.) ........................................................... 64
Часть 2. Эргономика и инженерная психология .................................... 67
Часть 3. Организационная психология .................................................. 71
Дополнительный материал 2. Основные идеи Фредерика Тейлора
в области организации труда .................................................................. 79
Часть 4. Профессиональная ориентация ................................................ 81
Часть 5. Проблемные вопросы современного состояния
отраслей психологии труда ..................................................................... 84
Дополнительный материал 3. История создания первых тестов
для целей профессионального отбора ..................................................... 86
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ................................................................... 87
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ................................................... 91
Раздел III. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ
ТРУДА........................................................................................................ 93
Часть 1. Характеристика базовых методов исследования...................... 93
3
Стр.3
Дополнительный материал 1. Предложения Ф. Тейлора по оптимизации
рабочих движений .................................................................................. 95
Часть 2. Источники сбора информации в профессиографировании ...... 99
Часть 3. Виды профессиограмм ........................................................... 100
Дополнительный материал 2. Список психических переменных,
регулирующих трудовые действия человека ........................................ 103
Дополнительный материал 3. Составление профессиограммы ........... 104
Часть 4. Сферы применения профессиограмм ..................................... 107
Дополнительный материал 4. Функциональные обязанности
психолога труда .................................................................................... 108
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ................................................................. 109
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК .................................................. 112
Раздел IV. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА
В ТРУДЕ .................................................................................................. 113
Часть 1. Утомление. Монотония. Психическое напряжение
(стресс) ................................................................................................. 116
Дополнительный материал 1. Профессиональное выгорание
человека ................................................................................................ 123
Дополнительный материал 2. Оптимизация функциональных
состояний .............................................................................................. 126
Часть 2. Диагностика функциональных состояний.............................. 127
Дополнительный материал 3. Классификация функциональных
состояний .............................................................................................. 131
Дополнительный материал 4. Психопрофилактика неблагоприятных
функциональных состояний .................................................................. 132
Дополнительный материал 5. Требования к организации комнаты
психологической разгрузки................................................................... 132
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ................................................................. 134
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК .................................................. 136
Раздел V. ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ
В ПСИХОЛОГИИ ТРУДА ..................................................................... 138
Часть 1. Характеристика категориального аппарата
психологии труда .................................................................................. 139
Часть 2. Общие вопросы профессионализации человека..................... 146
Часть 3. Теория и практика профессионально важных качеств ........... 152
4
Стр.4
Дополнительный материал 1. Характеристика эмоциональных типов
личности по Е. П. Ильину ..................................................................... 162
Дополнительный материал 2. Содержание и структура
профессионально важных качеств по М. А. Дмитриевой ..................... 164
Дополнительный материал 3. Содержание и структура
профессионально важных качеств по Э. Ф. Зееру ................................ 166
Дополнительный материал 4. Психологические качества,
отрицательно влияющие на результативность профессиональной
деятельности ......................................................................................... 167
Дополнительный материал 5. Классификация профессионально
важных качеств по Е. А. Климову......................................................... 168
Часть 4. Профессиональная компетентность и компетентности
человека в труде .................................................................................... 172
Дополнительный материал 6. Способы оценки профессиональной
компетентности человека (на примере профессии учителя) ................ 185
Дополнительный материал 7. Способы содействия
профессионального развития личности по Э.Ф. Зееру ......................... 188
Дополнительный материал 8. Нерешенные вопросы психологии
труда...................................................................................................... 189
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ................................................................. 198
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК .................................................. 201
Раздел VI. ЭРГОНОМИЧНЫЙ ПОДХОД ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ
И ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА ................................................................... 205
Часть 1. Оценка рабочей нагрузки ....................................................... 209
Часть 2. Общие основы организации рабочего места человека .......... 213
Дополнительный материал 1. Мероприятия по рационализации
рабочего места пилота самолета ........................................................... 216
Часть 3. Методы организации труда .................................................... 217
Часть 4. Распределение рабочего времени ........................................... 224
Часть 5. Организация физических условий труда ................................ 229
Дополнительный материал 2. Влияние освещения на психику
человека ................................................................................................ 233
Дополнительный материал 3. Влияние цвета на психику человека ..... 233
Дополнительный материал 4. Человек и температура окружающей
среды ..................................................................................................... 237
5
Стр.5
Дополнительный материал 5. Шум на работе и психофизиология
человека ................................................................................................ 238
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ................................................................. 239
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК .................................................. 242
Раздел VII. ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ ................... 244
Часть 1. Психологические уровни взаимодействия человека
с машиной ............................................................................................. 246
Дополнительный материал 1. Психологическая характеристика операторских
видов труда (на примере работы водителя автомобиля) .............. 248
Часть 2. Направления исследований в инженерной психологии ......... 250
Часть 3. Конструирование машин и рабочего места оператора ........... 259
Дополнительный материал 2. Организация рабочего места
оператора............................................................................................... 262
Дополнительный материал 3. Работа психолога труда
в автомобильной промышленности ...................................................... 264
Часть 4. Анализ причин аварийности на транспорте ........................... 269
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ................................................................. 272
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК .................................................. 276
Раздел VIII. МОТИВАЦИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ............. 277
Часть 1. Диспозиционные теории мотивации труда ............................ 280
Дополнительный материал 1. Признаки самоактуализирующейся
личности в теории А. Маслоу ............................................................... 288
Дополнительный материал 2. Характеристика людей, имеющих
высокий уровень потребности достижения .......................................... 290
Часть 2. Когнитивные теории трудовой мотивации............................. 291
Дополнительный материал 3. Применение на практике теории
общих ожиданий Виктора Врума .......................................................... 299
Дополнительный материал 4. Применение на практике теории
управления по целям Питера Друкера .................................................. 300
Часть 3. Эмоциональная мотивация ..................................................... 302
Дополнительный материал 5. Экспериментальное исследование эмоциональных
мотивов …………………………………………………...
312
Дополнительный материал 6. Удовлетворенность трудом
в аспекте мотивации.............................................................................. 314
Дополнительный материал 7. Поведенческие и эмоциональные
признаки неудовлетворенности работой............................................... 318
6
Стр.6
Дополнительный материал 8. Методика исследования
удовлетворенности от труда ................................................................. 318
Часть 4. Теория мотивации, построенная на организации труда ......... 319
Дополнительный материал 9. Основные проблемы в сфере
материального (денежного) стимулирования ....................................... 326
Дополнительный материал 10. Структура средств воздействия
на трудовую мотивацию ....................................................................... 334
Дополнительный материал 11. Психические признаки
трудовой мотивации.............................................................................. 335
Дополнительный материал 12. Экспресс-методика исследования
профессиональных мотивов на основе диагностики
интересов личности............................................................................... 336
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ................................................................. 337
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК .................................................. 341
Раздел IX. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА .............................................................. 344
Часть 1. Первичный трудовой коллектив как малая группа ................ 345
Часть 2. Социально-психологический климат
производственной группы..................................................................... 347
Дополнительный материал 1. Оперативная диагностика
социально-психологической атмосферы группы .................................. 354
Дополнительный материал 2. Методика исследования
удовлетворенности межличностными отношениями в группе ............. 355
Часть 3. Управление трудовым коллективом....................................... 356
Часть 4. Конфликты в рабочей группе ................................................. 361
Дополнительный материал 3. Варианты разрешения
трудовых конфликтов психологом ....................................................... 368
Часть 5. Вопросы организационной структуры
в психологии труда ............................................................................... 372
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ................................................................. 377
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК .................................................. 380
Раздел X. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ
И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
ЛИЧНОСТИ ............................................................................................ 383
Часть 1. Профессиональная консультация ........................................... 388
Дополнительный материал 1. Метод исследования
7
Стр.7
профессиональных интересов личности по Я. Л. Холланду ................. 397
Часть 2. Психологическое обеспечение профессиональной
адаптации личности .............................................................................. 400
Часть 3. Профессиональное просвещение ........................................... 408
Дополнительный материал 2. Вариант программы
профпросветительской работы с учащимися XI классов
по Н. С. Пряжникову ............................................................................. 413
Дополнительный материал 3. Программа профориентационной
работы с подростками «Я выбираю профессию» по О. А. Махаевой ... 414
Часть 4. Психологическая диагностика
в профессиональной ориентации .......................................................... 414
Дополнительный материал 4. Методы психодиагностики
для целей профессиональной ориентации старшеклассников ............. 422
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ................................................................. 424
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК .................................................. 428
Раздел XI. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
............................................................................................ 430
Дополнительный материал 1. Цели и задачи психологической
диагностики человека в форме мониторинга ........................................ 431
Часть 1. Особенности профессиональной диагностики ....................... 433
Дополнительный материал 2. Противопоказания к работе .................. 440
Часть 2. Правовые аспекты профотбора и приема на работу............... 440
Часть 3. Организация профотбора ....................................................... 441
Часть 4. Направления исследовательских работ
в профессиональном отборе .................................................................. 447
Дополнительный материал 3. Методы профессиональной
диагностики........................................................................................... 448
Дополнительный материал 4. Пример оборудования службы
профессионального отбора на машиностроительном заводе
России середины 80-х годов.................................................................. 457
Дополнительный материал 5. Тесты профессионально важных
качеств................................................................................................... 458
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ................................................................. 462
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК .................................................. 466
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ .............................................................. 467
ТЕМЫ КУРСОВЫХ И КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ............... 469
8
Стр.8
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ............................................................................ 474
ОТВЕТЫ НА ТЕСТЫ............................................................................. 481
9
Стр.9
ПРЕДИСЛОВИЕ
Предложенная книга является итогом многолетнего изучения вопросов
психологии труда и преподавания этой дисциплины на нескольких факультетах
Оренбургского государственного педагогического университета (ОГПУ). Книга
стала результатом плодотворного сотрудничества с преподавателями и студентами
вуза.
Особую благодарность хочется выразить доценту кафедры общей психологии
ОГПУ Пикалову Ивану Харитоновичу. Его опыт и знания позволили
сделать замечания и предложения по структуре и содержанию материала, без
которого данное учебное пособие не могло бы состояться в настоящем виде.
С профессором, доктором педагогических наук Коровиным Сергеем Семеновичем,
автора настоящей книги связывают давние научные и плодотворные
отношения. Являясь проректором ОГПУ и занятым человеком, Сергей Семенович
внимательный и неравнодушный рецензент многих научных работ по
другим вопросам психологии, разрабатываемых автором.
Благодарность хочется выразить заведующей кафедрой общей психологии
ОГПУ, доценту Чайковской Ирине Анатольевне. Первая пробная книга по
Психологии труда была написана 2004 году именно в соавторстве с Ириной
Анатольевной. Тогда же возникла идея сформулировать для науки о трудовой
деятельности человека предмет исследования. Сегодня он видится в специфических
связях сознания человека с условиями его труда. Кроме этого, тогда же
были высказаны сомнения в способности «концепции соответствия» объяснить
важные для психологии труда явления, такие как «психологическая готовность
к труду» и «психологическая подготовленность». Со временем появилась переменная
– «профессиональная компетентность», которая также требовала объяснения
и которая не могла быть понята с позиции «концепции соответствия».
Так, благодаря сотрудничеству автора с Чайковской И.А. и коллегами, которые
в разные годы читали этот курс в университете на факультете психологии (доценты
- Имаметдинова Раиса Ядкаровна, Пикалов Иван Харитонович), появился
учебник, в котором учтены замечания и пожелания многих заинтересованных
людей.
Учебное пособие «Психология труда» знакомит с психологическими
основами организации трудовой деятельности человека. Материал учебного
пособия подан с позиции интегративной науки, т.е. состоящей из отраслей. В
отраслевой список предложенной учебной дисциплины входят: Психотехника,
Эргономика, Инженерная психология, Организационная психология и
10
Стр.10