Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Методы психодиагностики зависимого поведения (220,00 руб.)

0   0
Первый авторМакушина Ольга Петровна
ИздательствоИздательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета
Страниц75
ID236098
АннотацияВ данном пособии представлены методики, позволяющие получить эмпирическую информацию о различных видах зависимого поведения, а также о личностных особенностях аддикта. Каждая методика снабжена общей характеристикой, инструкцией, текстом самой методики (вопросника), описанием измеряемых ею параметров, ключами, направлениями интерпретации полученных данных. Психодиагностические методики, вошедшие в данное пособие, могут быть использованы студентами в рамках изучения дисциплин «Психология зависимости», «Психология девиантного поведения», при выполнении учебно-исследовательских и практических работ, а также в ходе производственной практики.
Кому рекомендованоРекомендовано для студентов 5 курса очной и 3 курса очно-заочной форм обучения факультета философии и психологии Воронежского государственного университета.
Макушина, О.П. Методы психодиагностики зависимого поведения / О.П. Макушина .— Воронеж : Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2012 .— 75 с. — 74 с. — URL: https://rucont.ru/efd/236098 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Опросник для выявления ранних признаков алкоголизма (К. К. Яхин, В. Д. Менделевич) . <...> Тест на выявление игровой зависимости (Общество анонимных гемблеров). <...> Тест на выявление любовной аддикции (Общество анонимных любовных аддиктов) . <...> Методика определения межличностной зависимости (Тест профиля отношений) (Р. Борнштейн <...> Методика исследования склонности к виктимному поведению (О. О. Андронникова) . <...> 73 3 ВВЕДЕНИЕ Зависимое поведение является сложным и очень распространенным явлением современности, имеющим широкий спектр проявлений и тяжелых последствий для индивида и общества в целом. <...> Зависимое поведение является крайне интересным феноменом современной жизни и с точки зрения его научного исследования. <...> Особенно это касается так называемых «нехимических» зависимостей, многие из которых (игромания, интернет-зависимость и т. д.) по силе своего воздействия на человека и сложности излечения не уступают химическим аддикциям. <...> Тест «Склонность к зависимому поведению» (В. Д. Менделевич) Методика, разработанная В. Д. Менделевичем, позволяет выявить психологическую склонность индивида к развитию у него алкогольной и наркотической зависимости [11]. <...> Опросник состоит из 116 утверждений, из которых 41 высказывание отражает склонность личности к наркотической зависимости, 35 высказываний отражают склонность личности к алкогольной зависимости, остальные 40 высказываний нейтральны. <...> Процедура проведения обследования Инструкция: Пользуясь данной шкалой, укажите, в какой степени Вы согласны или не согласны с каждым из следующих утверждений: 1 – совершенно не согласен (совсем не так); 2 – скорее не согласен (скорее не так); 3 – ни то, ни другое (и так, и не так); 4 – скорее согласен (скорее так); 5 – совершенно согласен (именно так). <...> В своей жизни я часто сталкиваюсь (сталкивался) с невообразимым стечением неблагоприятных обстоятельств. <...> Со мной нередко происходят «несчастные случаи» и случаются всяческие происшествия. <...> Порядок <...>
Методы_психодиагностики_зависимого_поведения.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» О. П. Макушина МЕТОДЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ Учебное пособие для вузов Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2012
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................4 1. МЕТОДИКИ ПСИХОДИАГНОСТИКИ ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ...5 1.1. Тест «Склонность к зависимому поведению» (В. Д. Менделевич) .....................................................................................5 1.2. Опросник для выявления ранних признаков алкоголизма (К. К. Яхин, В. Д. Менделевич) ..........................................9 1.3. Тест на выявление игровой зависимости (Общество анонимных гемблеров).............................................................................11 1.4. Тест на выявление игровой зависимости (Т. Такер) ......................13 1.5. Шкала интернет-зависимости (А. Жичкина) ..................................14 1.6. Тест на выявление интернет-зависимости (С. А. Кулаков)...........15 1.7. Тест на детскую интернет-зависимость (С. А. Кулаков)...............17 1.8. Опросник трудоголизма (Б. Киллинджер) ......................................18 1.9. Тест на выявление шоппинг-зависимости (Монахан) ...................19 1.10. Голландский опросник пищевого поведения (DEBQ) (Т. Ван Стрин) ...........................................................................................21 1.11. Тест на выявление сексуальной аддикции (П. Карнес) ...............23 1.12. Тест на выявление любовной аддикции (Общество анонимных любовных аддиктов) ............................................................25 1.13. Шкала созависимости (Д. Фишер) .................................................27 1.14. Методика определения созависимости (Д. Фишер).....................29 1.15. Методика определения межличностной зависимости (Тест профиля отношений) (Р. Борнштейн)...........................................30 1.16. Опросник межличностной зависимости (Р. Гиршфильд) ...........33 2. МЕТОДИКИ ПСИХОДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЗАВИСИМОГО ЧЕЛОВЕКА...........................................36 2.1. Опросник иррациональной межличностной вины (ICQ) (Л. О’Коннер) ............................................................................................36 2.2. Тест оценки нарциссизма (Ф. Денеке и Б. Хилгенсток) ................39 2.3. Шкала эгоцентризма «Личный миф» (NPFS) (Д. Лэпслей) ..........55 2.4. Шкала эгоцентризма «Воображаемая аудитория» (IAS) (Л. Уолтерс) ...............................................................................................57 2.5. Шкала авторитаризма (фашизма) (Т. Адорно) ...............................58 2.6. Тест антиципационной состоятельности (прогностической компетентности) (В. Д. Менделевич) .....................................................61 2.7. Методика исследования склонности к виктимному поведению (О. О. Андронникова) ...........................................................65 ЛИТЕРАТУРА.....................................................................................................73 3
Стр.3
5. Окружающие часто удивляют меня своим поведением. 6. Мои родители часто пытаются обращаться со мной как с маленьким ребенком. 7. Я люблю планировать свое время до мелочей и с точностью до минут. 8. Мне кажется, что я чувствую происходящее вокруг более остро, чем другие. 9. Родители сами виноваты в том, что их дети начинают принимать наркотики («колоться»). 10. Для меня не существует абсолютных авторитетов. 11. В детстве был период, когда я страстно любил что-либо подсчитывать (количество окон, ступеней, номера машин). 12. Если бы родители или другие взрослые больше бы говорили с детьми о вреде наркотиков, то мало кто становился бы наркоманом. 13. Мне легче перенести скандал, чем однообразную размеренную жизнь. 14. Я верю в порчу и сглаз. 15. Прежде чем что-либо предпринять, я стараюсь предусмотреть все опасности, которые могут подстерегать меня. 16. Если я чем-то увлеченно занят, то часто даже не замечаю, что происходит вокруг. 17. Я живу и поступаю в соответствии с поговоркой: «Надейся на лучшее, но готовься к худшему». 18. Меня нелегко убедить в чем бы то ни было. 19. Меня нередко обманывали (обманывают). 20. Неизвестность для меня очень мучительна и тягостна. 21. Меня раздражает, когда на улице, в магазине или в транспорте на меня пристально смотрят. 22. Жизнь малоинтересна, когда в ней нет опасностей. 23. Я не уважаю тех, кто отрывается от коллектива. 24. Некоторые люди одним прикосновением могут исцелить больного человека. 25. Жизнь должна быть радостной, иначе незачем жить. 26. Я хорошо ориентируюсь во времени и, не глядя на часы, могу точно сказать «который сейчас час». 27. Если я захочу что-нибудь сделать, но окружающие считают, что этого делать не стоит, то я готов отказаться от своих намерений. 28. В детстве я часто отказывался оставаться один. 29. Мне нередко бывает скучно, когда нечем себя занять. 30. В жизни надо попробовать все. 31. Я легко могу заснуть в любое удобное время (и ночью, и днем). 32. После того, как я схожу в лес за грибами, у меня долго перед глазами могут сохраняться воспоминания о грибах. 33. Я люблю помечтать о том, на что я потрачу возможный будущий выигрыш в лотерее, как поступлю с обещанным подарком. 34. Часто думаю: «Хорошо бы стать ребенком». 35. Мне часто трудно находить правильные слова для моих чувств. 36. Для меня не сложно дать знакомому денег взаймы на покупку спиртного. 37. Я склонен жить, стараясь не отягощать себя раздумьями о том, что может произойти со мной в будущем. 38. Я люблю, когда мне гадают на картах или по руке. 39. Мне хорошо удается копировать мимику и жесты других людей. 40. Когда меня будят ночью или рано утром, то я долго не могу понять, что происходит вокруг. 6
Стр.6
41. Музыку я люблю громкую, а не тихую. 42. У меня бывают чувства, которым я не могу дать вполне точное определение. 43. Человек должен стараться понимать свои сны, руководствоваться ими в жизни и извлекать из них предостережения. 44. Меня трудно застать врасплох. 45. Все известные мне «чудеса» объясняются очень просто – обман и фокусы. 46. Меня считают наивным человеком, поскольку мне часто случается попадать впросак. 47. Наркотики бывают «легкими», и они не вызывают наркомании. 48. Я иногда чувствовал, что кто-то посредством гипноза заставлял меня совершать какие-либо поступки. 49. Мои знакомые считают меня романтиком. 50. Я верю в чудеса. 51. Даже психически здоровый человек иногда не может отвечать за свои поступки. 52. Меня часто озадачивает поведение и поступки людей, которых я давно знаю. 53. Никому нельзя доверять – это правильная позиция. 54. Самое счастливое время жизни – это молодость. 55. В детстве я боялся, что мама может бросить меня, уйти из дома и не вернуться. 56. Я склонен лучше помнить реально происшедшие со мной неприятные события, чем собственные прогнозы по поводу возможности их появления. 57. Я люблю советоваться с друзьями (или взрослыми) как поступить в сложной ситуации. 58. Я бы согласился пожить пусть мало, но бурно. 59. Я бы мог на спор ввести себе в вену наркотик (героин). 60. Часто меня не оценивали по заслугам. 61. Я всегда точно могу сказать, сколько денег я потратил и сколько у меня осталось. 62. В детстве я долго не мог привыкнуть к детскому саду (яслям) и не хотел туда из-за этого ходить. 63. Своим друзьям или подругам я доверяю полностью и убежден, что они меня никогда не обманут и не предадут. 64. Опасность употребления наркотиков явно преувеличена. 65. В жизни все-таки мало ярких событий. 66. Я не люблю длительные поездки в поезде или на автобусе. 67. Меня раздражает грязное стекло, потому что весь мир тогда кажется грязным и серым. 68. Когда мне скучно, я обычно ложусь поспать. 69. Часто родители (или взрослые) упрекают меня в том, что я слушаю излишне громкую музыку. 70. Очень мучительно чего-либо ждать. 71. Я мог бы после некоторых предварительных объяснений управлять маленьким (спортивным) самолетом. 72. Я нередко просыпаюсь утром за несколько секунд или минут до звонка будильника. 73. Если бы случился пожар и мне надо было бы из окна пятого этажа прыгнуть на тент, развернутый пожарниками, я бы не задумываясь сделал это. 74. Мне жалко наивных людей. 75. Меня смущает, когда люди долго и пристально смотрят мне в глаза. 7
Стр.7
76. Рисковать всем, например в казино, могут только сильные люди. 77. В том, что подросток становится наркоманом, виноваты те, кто продает наркотики. 78. Я люблю очень быструю, а не медленную езду. 79. Я доверяю предсказаниям гороскопов и следую содержащимся в них рекомендациям. 80. Меня очень интересуют лотереи. 81. Прогнозировать будущее – бесполезное дело, т. к. многое от тебя не зависит. 82. Я способен с легкостью описывать свои чувства. 83. У меня в жизни бывали случаи, когда я что-то делал, а потом не помнил, что именно. 84. Считаю, что любопытство – не порок. 85. Бывает, что меня пугают люди с громким голосом. 86. У меня было (есть) много увлечений (интересов, хобби). 87. Когда я остаюсь дома, то мне часто бывает не по себе от одиночества. 88. Я не суеверен. 89. Мне говорили, что у меня неплохие способности имитировать голоса или повадки людей. 90. Есть люди, которым я верю безоговорочно. 91. Случается, что во время разговора с заикающимся я сам начинаю говорить сбивчиво и с запинками. 92. Самое тягостное в жизни – это одиночество. 93. Если я начинаю играть в какую-нибудь игру, то меня нередко нелегко оторвать от нее. 94. Бывает, что я могу сделать назло даже то, что мне самому окажется невыгодным. 95. Меня всегда притягивала и притягивает таинственность, загадочность, мистика. 96. Бывало, что я на улице соглашался на игру с «наперсточниками». 97. Я знаю многих ребят, кто употребляет или употреблял наркотики. 98. Я, как правило, ставлю будильник так, чтобы не только все успеть сделать до ухода из дома, но и иметь несколько минут в запасе. 99. В своей жизни я часто сталкиваюсь (сталкивался) с невообразимым стечением неблагоприятных обстоятельств. 100. Я готов полностью подчиниться и даже доверить свою судьбу, но только тому, кого действительно уважаю. 101. Я люблю рисковать. 102. Среди моих знакомых есть люди, которые обладают даром убеждать. 103. Меня часто невозможно оторвать от интересного дела, игры, занятия. 104. Я мог бы прыгнуть с парашютом. 105. Мне все равно, что обо мне думают окружающие. 106. Меня многое в жизни удивляет. 107. Я могу переспорить кого угодно. 108. Я вошел бы вместе с укротителем в клетку со львами, если бы он мне сказал, что это безопасно. 109. Если меня о чем-то просят, мне трудно отказать. 110. Мне легче придумать свои собственные примеры, чем выучить наизусть примеры из учебника. 111. Мне никогда не бывает скучно. 112. Часто я сам от себя не ожидаю какого-либо поступка. 8
Стр.8