Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Диагностические методики в перинатальной психологии (90,00 руб.)

0   0
Первый авторМитрушина Н. А.
Авторы Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова
ИздательствоЯрГУ
Страниц50
ID237440
АннотацияОписываются процедура проведения, общая схема обработки и интерпретации результатов основных методик, используемых в период беременности и после родов, приводятся сами методики. Методические указания являются дополнением к теоретической части дисциплины «Перинатальная психология» и могут использоваться для самостоятельной работы студентов при подготовке к семинарскому занятию. Предназначены для студентов, обучающихся по специальности 030301.65 Психология (дисциплина «Перинатальная психология», блок ДС), очной формы обучения.
УДК159.9:61
ББКЮ 98я73
Митрушина, Н. А. Диагностические методики в перинатальной психологии : метод. указания / Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова; Н. А. Митрушина .— Ярославль : ЯрГУ, 2009 .— 50 с. — URL: https://rucont.ru/efd/237440 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

П. Г. Демидова Кафедра общей психологии Н. А. Митрушина Диагностические методики в перинатальной психологии Методические указания Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности Психология Ярославль 2009 1 УДК 159.9:61 ББК Ю 98я73 М 67 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. <...> П. Г. Демидова М 67 Митрушина, Н. А. Диагностические методики в перинатальной психологии: метод. указания / Н. А. Митрушина; Яросл. гос. ун-т им. <...> Методические указания являются дополнением к теоретической части дисциплины «Перинатальная психология» и могут использоваться для самостоятельной работы студентов при подготовке к семинарскому занятию. <...> Предназначены для студентов, обучающихся по специальности 030301.65 Психология (дисциплина «Перинатальная психология», блок ДС), очной формы обучения. <...> Многочисленными исследованиями показано, что физиологическое течение беременности и психоэмоциональное состояние беременной женщины зависят от принятия беременности, материнской позиции и семейной ситуации (Д. <...> Определение общего психоэмоционального состояния беременной женщины • шкала количественной и качественной оценки психосоматического состояния беременной женщины (В. В. Абрамченко, Т. А. Немчин); • методика САН (самочувствие, активность, настроение) Доскин, (В. <...> Выявление типа переживания беременности • интервью по шевелению (Г. Г. Филиппова); • тип отношений беременной (И. В. Добряков); • проективная методика «Моя беременность» (Г. Г. Филиппова). <...> Представление о будущем ребенке, отношение к будущему ребенку • интервью по шевелению (Г. Г. Филиппова); • проективная методика «Я и мой ребенок»; • проективная методика «Сочинение о своем ребенке» с использованием контент-анализа. <...> Выявление конфликта в материнской сфере • генограмма с проработкой материнской линии (желательно в трех поколениях) (М. <...> Боуэн); • опросник на (Г. Г. Филиппова <...>
Диагностические_методики_в_пе-_ринатальной_психологии_Методические_указания.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова Кафедра общей психологии Н. А. Митрушина Диагностические методики в перинатальной психологии Методические указания Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности Психология Ярославль 2009 1
Стр.1
УДК 159.9:61 ББК Ю 98я73 М 67 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. План 2009 года Рецензент кафедра общей психологии Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова М 67 Митрушина, Н. А. Диагностические методики в перинатальной психологии: метод. указания / Н. А. Митрушина; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль : ЯрГУ, 2009. – 47 с. Описываются процедура проведения, общая схема обработки и интерпретации результатов основных методик, используемых в период беременности и после родов, приводятся сами методики. Методические указания являются дополнением к теоретической части дисциплины «Перинатальная психология» и могут использоваться для самостоятельной работы студентов при подготовке к семинарскому занятию. Предназначены для студентов, обучающихся по специальности 030301.65 Психология (дисциплина «Перинатальная психология», блок ДС), очной формы обучения. УДК 159.9:61 ББК Ю 98я73 © Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, 2009 2
Стр.2
Консультационная и психокоррекционная работа перинатального психолога неразрывно связана с диагностическим аспектом, направленным на определение психотерапевтических мишеней, проверку рабочих гипотез, формирование дифференцированного индивидуально-ориентированного подхода к оказанию психологической помощи женщине, находящейся в периоде ожидания и раннего развития ребенка. Многочисленными исследованиями показано, что физиологическое течение беременности и психоэмоциональное состояние беременной женщины зависят от принятия беременности, материнской позиции и семейной ситуации (Д. Пайнз, Г. Г. Филиппова, Н. П. Коваленко, В. И. Брутман, К. Д. Хломов и др.). Для диагностики данных параметров наиболее часто используются следующие методики: 1. Определение общего психоэмоционального состояния беременной женщины • шкала количественной и качественной оценки психосоматического состояния беременной женщины (В. В. Абрамченко, Т. А. Немчин); • методика САН (самочувствие, активность, настроение) Доскин, (В. А. М. П. Мирошников); • проективная Н. А. Лаврентьева, методика «Человек В. Б. под Шарай, дождем» (Е. Романова, Т. Сытько). 2. Выявление типа переживания беременности • интервью по шевелению (Г. Г. Филиппова); • тип отношений беременной (И. В. Добряков); • проективная методика «Моя беременность» (Г. Г. Филиппова). 3. Представление о будущем ребенке, отношение к будущему ребенку • интервью по шевелению (Г. Г. Филиппова); • проективная методика «Я и мой ребенок»; • проективная методика «Сочинение о своем ребенке» с использованием контент-анализа. 3
Стр.3
4. Выявление конфликта в материнской сфере • генограмма с проработкой материнской линии (желательно в трех поколениях) (М. Боуэн); • опросник на (Г. Г. Филиппова); • тест И. Ю. Хамитова); • методика онтогенез материнской «Фигуры» (В. И. Брутман, «Идеальный сферы Г. Г. Филиппова, родитель» (Р. В. Овчарова, Ю. А. Дегтярева); • проективные рисунки – «Я и мой ребенок», «Я и моя мама» (Г. Г. Филиппова); «Автопортрет – кресло» (И. В. Вшивкова); • проективная методика «Родительское сочинение» с использованием контент-анализа (О. А. Карабанова). 5. Определение валентности отношения к беременности, будущему ребенку, к себе • цветовой тест отношений (Е. Ф. Бажин, А. М. Эткинд). 6. Оценка отношений в диаде • процедура «Ситуация с незнакомцем» (М. Айнсворт); • диагностическая проба (Г. А Мишина). 7. Диагностика супружеских отношений и удовлетворенности ими • опросник удовлетворенности браком (В. В. Столин, Т. Л. Романова, Г. П. Бутенко); • ролевые ожидания и притязания в браке (А. Н. Волкова) В данной работе описана процедура проведения, обработки и интерпретации результатов девяти методик: интервью по шевелению, шкалы количественной и качественной оценки психосоматического состояния беременной женщины, теста отношений беременной, методики «Представления об идеальном родителе», диагностической пробы на оценку диадического взаимодействия и проективных методик – теста «Фигуры», ЦТО, рисуночных тестов («Моя беременность», «Я и мой ребенок»). 4
Стр.4
Шкала количественной и качественной оценки психосоматического состояния беременной женщины (В. В. Абрамченко и Т. А. Немчин) Цель – оценить психоэмоциональное и соматическое состояние беременной женщины, особенности ее социальнопсихологического статуса, выявить отношение к предстоящему появлению ребенка в семье. Описание методики Шкала состоит из 50 пунктов-вопросов и включает четыре основных раздела: по нервно-психическому состоянию (первые 17 пунктов), соматическому здоровью (следующие 18 пунктов), социальному положению (следующие 9 пунктов) и отношению к ребенку (последние 6 пунктов) [1]. Подготовка стимульного материала. Каждое предложение выписывается на отдельную карточку, у которой отрезается правый или левый нижний угол. Правые углы отрезаются у тех карточек, в которых предложения сформулированы в утвердительной форме и отражают наличие того или иного расстройства. Левые углы отрезаны у тех карточек, содержание которых сформулировано в отрицательной форме. Инструкция: «Просим Вас прочитать каждую карточку и отложить ее вправо, если Вы согласны с тем, что на ней написано, или влево, если Вы не согласны с ее текстом». Обработка результатов По окончании исследования из правой стопки извлекаются карточки с отрезанным правым, а из левой ─ с отрезанным левым нижними углами. Сумма извлеченных карточек представляет собой количественный показатель нарушений у обследуемой в ее субъективной оценке. При необходимости проводится качественный анализ. Текст 1. Я не опасаюсь за исход родов (неверно). 2. Во время беременности моя память не ухудшилась (неверно). 5
Стр.5