Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 468934)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента

Содержание и организация специальной психологической помощи (180,00 руб.)

2   0
Первый авторХаидов С. К.
АвторыЛобанова А. В.
ИздательствоИздательство ТГПУ им.Л.Н.Толстого
Страниц154
ID186779
АннотацияВ учебном пособии «Содержание и организация специальной психологи- ческой помощи» раскрываются научно-методические подходы к организации специальной психологической помощи. Описана специфика решения диагностических, коррекционных, профилактических и организационно-просветительских задач в зависимости от вида образовательного учреждения (общего вида, компенсирующего, комбинированного). Освещены вопросы психологического консультирования семей, имеющих детей с различными отклонениями в развитии, современных технологий специального психологического сопровождения. Пособие включает в себя учебную программу и учебно-тематический план занятий, вопросы к зачету и тестовые задания по дисциплине. Предназначено для специальных и школьных психологов, социальных педагогов, учителей и родителей, а также студентов, обучающихся по специальностям психологического цикла.
ISBN978-5-87954-692-7
ББК88.4я73
Хаидов, С.К. Содержание и организация специальной психологической помощи : Учебно-методическое пособие / А.В. Лобанова, С.К. Хаидов .— Тула : Издательство ТГПУ им.Л.Н.Толстого, 2012 .— 154 с. — ISBN 978-5-87954-692-7

Предпросмотр (выдержки из произведения)

С. К. Хаидов, А. В. Лобанова СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ Учебно-методическое пособие Тула Издательство ТГПУ им. <...> М. А. Шолохова) Х12 Хаидов, С. К. Содержание и организация специальной психологической помощи: Учеб.-метод. пособие / С. К. Хаидов, А. В. Лобанова. <...> Освещены вопросы психологического консультирования семей, имеющих детей с различными отклонениями в развитии, современных технологий специального психологического сопровождения. <...> Нормативно-правовая документация, регламентирующая деятельность специального психолога в системе образования.......................... 14 Тема № 3. <...> Организация и содержание специальной психологической помощи в зависимости от возраста нуждающихся в такой помощи ......................... 81 Тема № 8. <...> Место психологического консультирования семей, имеющих детей с различными отклонениями в развитии, в системе организации специальной психологической помощи...................... 101 Тема № 9. <...> Содержание работы по обеспечению социально-психологических предпосылок эффективной интеграции детей и подростков в образовательную социокультурную среду на разных возрастных этапах развития ребенка ................................................ 111 Тема № 10. <...> Специальная психология как часть практической психологии в системе образования <...> Деятельность психолога в специальных дошкольных и школьных учреждениях. <...> ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Специальная психология – отрасль психологической науки, изучающая закономерности психического развития и особенности психической деятельности детей и взрослых с психическими и физическими недостатками. <...> В качестве отдельных направлений в нее входят: психология умственно отсталых (олигофренопсихология), психология глухих и слабослышащих (сурдопсихология), психология слепых и слабовидящих (тифлопсихология), а также начавшие развиваться позднее психология детей с недостатками речи, психология детей с задержкой психического развития, психология <...>
Содержание_и_организация_специальной_психологической_помощи.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Содержание_и_организация_специальной_психологической_помощи.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого» С. К. Хаидов, А. В. Лобанова СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ Учебно-методическое пособие Тула Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого 2012
Стр.1
ББК 88.4я73 Х12 Рецензенты: кандидат психологических наук, доцент К. С. Шалагинова (ТГПУ им. Л. Н. Толстого); доктор психологических наук, профессор Е. А. Сорокоумова (МГГУ им. М. А. Шолохова) Х12 Хаидов, С. К. Содержание и организация специальной психологической помощи: Учеб.-метод. пособие / С. К. Хаидов, А. В. Лобанова.– Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2012.– 153 с. ISBN 978-5-87954-692-7 В учебном пособии «Содержание и организация специальной психологической помощи» раскрываются научно-методические подходы к организации специальной психологической помощи. Описана специфика решения диагностических, коррекционных, профилактических и организационно-просветительских задач в зависимости от вида образовательного учреждения (общего вида, компенсирующего, комбинированного). Освещены вопросы психологического консультирования семей, имеющих детей с различными отклонениями в развитии, современных технологий специального психологического сопровождения. Пособие включает в себя учебную программу и учебно-тематический план занятий, вопросы к зачету и тестовые задания по дисциплине. Предназначено для специальных и школьных психологов, социальных педагогов, учителей и родителей, а также студентов, обучающихся по специальностям психологического цикла. ББК 88.4я73 ISBN 978-5-87954-692-7 © С. К. Хаидов, А. В. Лобанова, 2012 © ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2012 2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Раздел 1. Курс лекций Тема № 1. Специальная психология как часть практической психологии в системе образования.........................................................................4 Тема № 2. Нормативно-правовая документация, регламентирующая деятельность специального психолога в системе образования..........................14 Тема № 3. Цели и задачи специальной психологической помощи....................23 Тема № 4. Научно-методическая основа организации специальной психологической помощи...............................................................27 Тема № 5. Модели возможного включения специального психолога в образовательное пространство...........................................................................63 Тема № 6. Специфика решения диагностических, коррекционных, профилактических и организационно-просветительских задач в зависимости от вида образовательного учреждения (общего вида, компенсирующего, комбинированного) ......................................72 Тема № 7. Организация и содержание специальной психологической помощи в зависимости от возраста нуждающихся в такой помощи.........................81 Тема № 8. Место психологического консультирования семей, имеющих детей с различными отклонениями в развитии, в системе организации специальной психологической помощи......................101 Тема № 9. Содержание работы по обеспечению социально-психологических предпосылок эффективной интеграции детей и подростков в образовательную социокультурную среду на разных возрастных этапах развития ребенка ................................................111 Тема № 10. Современные технологии специального психологического сопровождения......................................................................122 Раздел 2. Учебно-методические материалы по дисциплине «Организация и содержание специальной психологической помощи» Учебная программа..............................................................................................136 Учебно-тематический план .................................................................................139 Вопросы к зачету..................................................................................................142 Тестовые задания .................................................................................................144 Литература....................................................................................................................................151 3
Стр.3
РАЗДЕЛ 1. КУРС ЛЕКЦИЙ ТЕМА № 1. Специальная психология как часть практической психологии в системе образования 1.1. Определение специальной психологии. 1.2. Задачи специальной психологии. 1.3. Специальная психология в системе образования. 1.4. Деятельность психолога в специальных дошкольных и школьных учреждениях. 1.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Специальная психология – отрасль психологической науки, изучающая закономерности психического развития и особенности психической деятельности детей и взрослых с психическими и физическими недостатками. В качестве отдельных направлений в нее входят: психология умственно отсталых (олигофренопсихология), психология глухих и слабослышащих (сурдопсихология), психология слепых и слабовидящих (тифлопсихология), а также начавшие развиваться позднее психология детей с недостатками речи, психология детей с задержкой психического развития, психология слепоглухих и еще более молодая – психология лиц с недостатками опорно-двигательного аппарата. В свою очередь, специальная психология входит как важная составная часть в дефектологию – интегративную научную область, охватывающую проблемы разностороннего изучения, воспитания, образования, подготовки детей и взрослых с нарушениями физического и умственного развития к труду и самостоятельной жизни в обществе. Дефектология включает в себя разные отрасли специальной педагогики, занимающиеся проблемами воспитания и обучения детей и взрослых всех тех категорий, изучение которых ведет специальная психология. К дефектологии относятся также нейрофизиологические, патопсихологические и клинические аспекты изучения недостатков развития, социологическая проблематика, связанная с изучением причин и распространенности нарушений развития, а также вопросы социальной адаптации и жизнедеятельности лиц с физическими и психическими нарушениями. Так же в дефектологию входит разработка специальных технических средств, которые применяются с целью коррекции и компенсации недостатков лиц с дефектами 4
Стр.4
зрения, слуха и опорно-двигательной системы при обучении, в трудовой деятельности и быту [29]. О.Н. Усанова не ограничивает специальную психологию дефектологическим ракурсом. Она включает в нее также исследования, посвященные изучению детей со сложными комбинированными расстройствами; с эмоционально-волевым нарушениям и аутизму; двигательным нарушениям; девиантному поведению. Некоторые авторы рассматривают в качестве направления специальной психологии и психологию детейсирот, детей-инвалидов. В отдельных случаях к компетенции специальной психологии относят также одаренных детей [36]. Специальная психология имеет связи с детской возрастной и педагогической психологией, психофизиологией и нейропсихологией. Она соприкасается с рядом разделов общей психологии. Важно четко отграничить специальную психологию от близких к ней патопсихологии и клинической психологии. Патопсихология изучает изменения психической деятельности при патологических состояниях мозга, вызванных психическими или соматическими заболеваниями, в то время как специальная психология имеет дело с устойчивыми аномальными состояниями, вызванными не текущим болезненным процессом, а отдаленными последствиями каких-то органических повреждений или нарушений формирования психических функций в результате крайне неблагоприятных социальных условий. В некоторых случаях лица с недостатками развития могут становиться и объектами патопсихологии. Так, например, при умственной отсталости неблагоприятные условия могут вызывать психотические проявления. В этих случаях бывает необходимо использовать как патопсихологическое изучение, так и соответствующие средства коррекции. Клиническая психология, как и патопсихология, имеет дело с психологической проблематикой, связанной с текущими заболеваниями. Она занимается психологическими аспектами профилактики заболеваний, диагностикой психических болезней и вызванных соматическими заболеваниями патологических изменений психики, психологической коррекцией, способствующей выздоровлению, психологическими аспектами работы медицинского персонала, вопросами экспертизы. Цель специальной психологи – изучение индивидуально-типических особенностей при атипичном (развитие, при котором возникают изменения в виде отклонений или нарушений в функционировании когнитивных, эмоциональных и регуляторных процессов психики) развитии, изучение причин, механизмов и структуры атипий, а также обоснование и разработка стратегий целенаправленной помощи по улучшению качества жизни людей с атипиями [36]. 5
Стр.5
1.2. ЗАДАЧИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Задачи специальной психологии согласно О. Н. Усановой подразделяются на две категории по полюсу отклонения от нормативности: относительно людей с позитивными и негативными отклонениями развития. Современная специальная психология, как наука, имеет теоретическое и практическое пространство, определяемых как проблемное поле, в рамках которого определяются ее задачи. В теоретических вопросах определяются следующие задачи: А. Структурирование науки: – установление границ компетентности; – определение объекта изучения; – уточнение системы понятий; – дифференциация от других наук; – интеграция с другими науками; – перспективные проблемы. Б. Предметная область науки: – атипии развития и закономерности их проявления: – исследование психологических механизмов отклонений и нарушений развития в связи с деятельностью мозга; – установление закономерностей проявлений позитивных и негативных атипий развития; – классификация нарушений психического развития; – разработка методов выявления нарушений психического развития и определение их структуры; – закономерности освоения социокультурного опыта при атипиях развития: а) исследование особенностей освоения социокультурного опыта (его структурирования, сохранения и использования); б) разработка методов оценки овладения социокультурным опытом. – система помощи лицам разных возрастных категорий с атипией развития: а) научное обоснование содержания обучающих программ; б) научное обоснование и разработка методов социализации. – общественные установки по отношению к людям с атипией развития и разработка системы воздействия на эти установки: а) научное обоснование и разработка методов, способствующих социальному принятию лиц с атипией развития; б) нахождение путей формирования общественного сознания по отношению к людям с атипией развития. 6
Стр.6
В практическом применении: Задачи ориентированы на практику: – разработка технологии различных видов психологической помощи детям с атипией развития и их семьям; – обоснование и разработка психологических и социальных мероприятий, позитивно влияющих на качество жизни людей с атипией развития; – разработка технологий формирования общественного сознания по отношению к людям с атипией развития; – профессиональная подготовка специального психолога; – повышение психологической компетентности населения и профессионалов разного профиля. Задачи, направленные на организационные вопросы: – определение стратегии, направлений и путей организации системы помощи людям с атипией развития в современном обществе; – разработка стратегии и тактики взаимодействия параллельных служб [36]. В. И. Лубовский в задачи специальной психологии включает: – изучение закономерностей и особенностей психического развития детей и взрослых с различными психическими и физическими недостатками в разных условиях, и прежде всего в условиях коррекционного обучения; – создание методов и средств психологической диагностики нарушений развития; – разработка средств психологической коррекции недостатков развития; – психологическое обоснование содержания и методов обучения и воспитания в системе специальных образовательных учреждений; – психологическая оценка эффективности содержания и методов обучения детей с недостатками развития в разных условиях; – психологическое изучение социальной адаптации лиц с недостатками; – психологическая коррекция дезадаптации. По его мнению в настоящее время наиболее актуальной задачей является разработка диагностических методик, поскольку эта область остается слабо освещенной [29]. Л. М. Шипицина к задачам специальной психологии относит: – основные или общие закономерности психического развития в обычных и неблагоприятных условиях; – модально-специфические закономерности психического развития, свойственные всем группам детей с отклонениями в развитии, независимо от характера основного нарушения; 7
Стр.7
– модально-специфические закономерности психического развития, свойственные какой-то одной группе детей с отклонениями в развитии; – индивидуально-типологические закономерности психического развития, относящиеся к установленным зависимостям характера психического развития от силы и выраженности патогенного фактора [32]. 1.3. СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ Взаимосвязь специальной психологии и педагогики выражается в том, что научные исследования в области специальной психологии в основном направлены на обеспечение учебного процесса детей с нарушением в развитии. Важность данных специальной психологии для психологического обоснования обучения и воспитания таких детей заключаются в следующем: – в создании условий для их эффективной социализации; – в определении содержания помощи при тяжелых и неярко выраженных нарушениях в развитии; – в выборе направления образования и трудовой подготовки; – в обосновании применения технических средств обучения. Достижения специальной психологии позволяют учителю учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей с проблемами в развитии, их потенциальные возможности, находить эффективные способы оказания им помощи в обучении и социальной адаптации. Известно, что специальная педагогика может совершенствовать свои дидактические и методические приемы и строить систему обучения и воспитания детей с атипией, только принимая во внимание их возрастные и индивидуальные особенности, изучаемые специальной психологией. Поэтому главная задача специальной психологии заключается в том, чтобы опережать запросы педагогики, основываясь с одной стороны, на достижениях психологической науки в целом, а с другой стороны – на самостоятельном видении педагогических проблем. Такое самостоятельное видение совершенно необходимо для повышения действенности влияния на педагогику, практику обучения и воспитания данного контингента детей [36]. Другой аспект взаимосвязи специальной психологии и педагогики проявляется в содержании семейного воспитания детей с ограниченными возможностями развития. Семейное воспитание закладывает личностные свойства индивида такие как: самооценка, установки, иерархия мотивов, 8
Стр.8
которые влияют на успешность социальной адаптации детей с ограниченными возможностями развития, в связи с этим оно приобретает особую важность. Изучение психологии семейного воспитания ребенка с нарушением развития открыла проблему психолого-педагогического сопровождения и помощи этим семьям. Это связано с тем, что от характера родительских реакций на факт рождения больного ребенка, от особенностей формирующегося к нему отношения, от стиля воспитания, часто зависит своеобразие развития его личности, социализация и интеграция в социокультурное пространство нашего общества [32]. 1.4. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПСИХОЛОГА В СПЕЦИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Каждое дошкольное и школьное учреждение имеет свои особенности в зависимости от его контингента. Поэтому специфика задач, формы и методы работы психолога зависят от типа детского учреждения. Однако главная задача психолога этих учреждений в отличие от психолога ПМПК и различных диагностических центров – психологопедагогическая коррекция тех или иных нарушений развития, вызванных недостатками физического или интеллектуального характера. На этапе становления школьной психологической службы в специальных образовательных учреждениях ее основная цель, как и в массовых школах, заключается в наиболее полном раскрытии индивидуальных возможностей (интеллектуальных, эмоциональных и др.) каждого учащегося, что способствует прочному овладению знаниями, улучшению подготовки детей к активной самостоятельности в жизни, к адаптации в обществе. Это конечная цель, цель на перспективу. Для ее реализации психологу придется решать многие задачи, преодолевать повседневные трудности, возникающие процессе обучения и воспитания детей с нарушением развития. В деятельность психолога специальных образовательных учреждений входит: Психодиагностика в специальной школе подчинена главной задаче – разработке рекомендаций по коррекции недостатков психического развития детей, имеющих те или иные нарушения. С учетом концептуальных положений организации психологической службы в образовательных учреждениях и задач психодиагностики предлагается определенная последовательность ее осуществления: 9
Стр.9
– изучение практического запроса; – формулировка психологической проблемы на основе всей имеющейся информации о ребенке, который должен подвергаться психологическому обследованию (анамнез; специальные, медицинские заключения с указанием структуры нарушения, результатами клинического, электрофизиологического, педиатрического, неврологического, генетического обследования; сведения об успеваемости и поведении в школе, о социальных и воспитательных условиях в семье и т. п.); – выдвижение гипотез о причинах наблюдаемых явлений; – выбор методов исследования; их использование; – формулировка заключения с обязательным прогнозом дальнейшего развития ребенка в двух направлениях – при проведении своевременной коррекционной работы и без нее; – разработка программы, рекомендаций психокоррекционной или развивающей работы; – осуществление программы, рекомендаций; – контроль за выполнением программы. Центральное место в психодиагностике занимает психологический диагноз, который не только отражает результаты психологического обследования, но и предполагает соотнесение их с состоянием возможностей ребенка, с его возрастными, социальными особенностями, учет зоны ближайшего развития. Диагноз должен основываться на критическом и осторожном истолковании данных, полученных при обследовании, и из других источников. Важно: – во-первых, правильно выделить психологическую проблему, точно поставив вопрос; – во-вторых, получить необходимую информацию от врачей, родителей, учителей, воспитателей, детей; – в-третьих, проанализировать полученную информацию; – в-четвертых, сформулировать вывод, который должен иметь практическую цель, а также содержать анализ единичного случая. Следует помнить о психологической этике и поэтому тщательно продумывать, кому и в какой форме можно сообщать о диагнозе и прогнозе психического и личностного развития ребенка. Психокоррекционная работа по развитию способностей включает в себя: – реализацию психолого-педагогической программы по исправлению недостатков в развитии психических процессов и личностных качеств детей (учащихся); – реализацию программы развития выявленных у детей способностей. 10
Стр.10