ОСНОВЫ ПРОДЮСЕРСТВА АУДИОВИЗУАЛЬНАЯ СФЕРА FOUNDATIONS OF PRODUCERSHIP AUDIOVISUAL SPHERE Edited by G.P. <...> Sidorenko Textbook Moscow ОСНОВЫ ПРОДЮСЕРСТВА АУДИОВИЗУАЛЬНАЯ СФЕРА Под редакцией доктора экономических наук Г.П. Иванова, кандидата экономических наук П.К. Огурчикова, кандидата экономических наук В.И. Сидоренко Рекомендовано Учебно-методическим объединением вузов России по образованию в области кино и телевидения в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям в области кино и телевидения Москва УДК 77/79:658(075.8) ББК 65.498.53я73 О75 Рецензен ты: кафедра кино и телевидения Московского государственного университета культуры и искусств (зав. кафедрой канд. искусствоведения, проф. <...> В отличие от других предпринимателей, сводящих вместе известные факторы производства — природные и человеческие ресурсы, капитал, продюсер имеет дело с созданием новой интеллектуальной собственности, соединяя воедино мастерство драматурга, композитора, режиссера, оператора, художников различных специальностей, артистов, труд технического персонала и множество других компонентов. <...> Являясь активным агентом кино- и телерынка, формирующим и развивающим производство аудиовизуальной продукции и устанавливающим рыночные связи, продюсер действует самостоятельно, и на свой страх и риск и под свою ответственность (в том числе имущественную) создает фильм, программу, сюжет и т.п. <...> Продюсер не только должен взять на себя инициативу и ответственность по подготовке проекта, но и лично участвовать в создании произведения. <...> Владея секретами сложного технологического процесса воплощения литературной основы в зрелище, продюсер становится одним из основных создателей произведения, выступает «дирижером» большого исполнительского коллектива, каждый участник которого ведет свою «партию». <...> 7 Умение дать безошибочную оценку художественным достоинствам сценария, подобрать основной творческий состав съемочной группы <...>
Основы_продюсерства._Аудиовизуальная_сфера._Учебник._Гриф_УМО_вузов_России.pdf
УДК 77/79:658(075.8)
ББК 65.498.53ÿ73
Î75
Рецензен ты:
кафедра кино и телевидения
Московского государственного университета культуры и искусств
(зав. кафедрой канд. искусствоведения, проф. Б.Б. Андреев);
д-р экон. наук, академик РАЕН Е.Н. Жильцов
(зав. кафедрой экономики социальной сферы МГУ им. М.В. Ломоносова);
канд. экон. наук А.П. Чинарова
(проректор Всероссийского государственного института
кинематографии им. С.А. Герасимова)
Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили
Основы продюсерства. Аудиовизуальная сфера: Учебник
Î75 для вузов / Под ðåä. Ã.Ï. Èâàíîâà, Ï.Ê. Огурчикова, Â.È. Сидоренко.
— Ì.: ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, — 719 ñ.
ISBN 5-238-00479-6
Первый в России учебник по продюсерству подготовлен авторским
коллективом, состоящим из преподавателей Всероссийского государственного
института кинематографии им. С.А. Герасимова, известных продюсеров
в области кинематографии, телевидения и видеосферы, организаторов
производства аудиовизуальной продукции.
Даются общая характеристика продюсерства как предпринимательской
деятельности, его роль в развитии экранных искусств в рыночных условиях,
анализ рынка аудиовизуальной продукции и услуг, организационно-экономические
и правовые аспекты его развития. Рассматриваются
вопросы формирования творческого коллектива, организации производства
и контроля выполнения работ, кооперирования, безопасности производства
аудиовизуальной продукции.
Обобщается российский и зарубежный опыт продюсирования кинои
телепродукции. Приводится применяемая в отечественной практике
нормативно-правовая и экономическая документация (сметы, бизнеспланы,
договоры и ò.ä.).
Для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения
квалификации продюсеров, а также для самообразования практиков и
организаторов культурных проектов.
ББК 65.498.53ÿ73
ISBN 5-238-00479-6
© Коллектив àâòîðîâ, 2003
© ИЗДАТЕЛЬСТВО ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 2003
Воспроизведение
ее части запрещается без письменного
разрешения издательства
всей книги или любой
Стр.5
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
РАЗДЕЛ
5
I. АУДИОВИЗУАЛЬНАЯ СФЕРА: СУЩНОСТЬ
И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ 9
Глава 1. Экранная культура и аудиовизуальные
коммуникация
1.1. Формирование экранной культуры
1.2. Развитие аудиовизуальных коммуникаций
Глава 2. Возникновение и развитие продюсерства
Глава 3. Правовое регулирование продюсерства
3.1. Особенности правового режима деятельности продюсера
3.2. Правовые отношения продюсера с авторами фильма
3.3. Продюсер и иные субъекты предпринимательской
деятельности в аудиовизуальной сфере
РАЗДЕЛ
II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Глава 4. Предпринимательство в рыночной экономике
4.1. Сущность и цели предпринимательства
4.2. Субъекты предпринимательской деятельности
4.3. Виды предпринимательства и их взаимодействие
4.4. Развитие малого предпринимательства
4.5. Государственное регулирование и поддержка малого
и среднего предпринимательства в России
4.6. Региональная инфраструктура поддержки
малого предпринимательства
Глава 5. Организационно-правовые формы
коммерческих организаций
5.1. Хозяйственные товарищества и общества
5.1.1. Хозяйственные товарищества
5.1.2. Хозяйственные общества
5.2. Производственные кооперативы
5.3. Унитарные предприятия
10
10
16
28
39
42
44
49
55
56
56
60
62
65
68
71
74
75
77
83
94
96
Стр.716
716
Глава 6. Права, обязанности, ответственность,
этические принципы предпринимателя
6.1. Юридическое регулирование прав и обязанностей
6.2. Предпринимательская этика
Глава 7. Особенности развития
предпринимательства в сфере культуры
РАЗДЕЛ
III. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ
СФЕРЫ
Глава 8. Механизм хозяйствования
в аудиовизуальной сфере
8.1. Отраслевая организационная структура
8.2. Формирование механизма хозяйствования
в аудиовизуальной сфере
Глава 9. Организационно-экономические
основы развития телевидения
9.1. Современная система телевизионного вещания
в Российской Федерации
9.2. Структура телевизионного эфира
9.3. Основные тенденции телевизионного просмотра в России
9.4. Экономические аспекты функционирования системы
телевизионного вещания
9.5. Финансирование телерадиовещания в условиях
рыночной экономики
Глава 10. Источники финансирования
аудиовизуальной сферы
Глава 11. Современные тенденции потребления
аудиовизуальной продукции
11.1. Характеристика зрительских предпочтений
11.2. Структура потребления аудиовизуальной продукции
Глава 12. Маркетинг и его применение
в кинематографии
12.4. Организация маркетинга на кинопредприятии
99
99
105
109
119
120
120
126
140
140
148
156
158
160
169
РАЗДЕЛ IV. РЫНОК АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ 185
186
186
194
12.1. Сущность маркетинга как инструмента рыночного хозяйства 201
12.2. Функции маркетинга и его виды
12.3. Киномаркетинг
201
205
208
219
Стр.717
717
Глава 13. Совершенствование системы
продвижения аудиовизуальной
продукции
Глава 14. Организация рекламы
аудиовизуальной продукции
14.1. Роль и функции рекламы кинопродукции
14.2. Основные виды рекламных средств
14.3. Организация рекламных кампаний
14.4. Финансирование и эффективность рекламных мероприятий
РАЗДЕЛ
V. ПРОИЗВОДСТВО АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ
ПРОДУКЦИИ
Глава 15. Этапы производства кинофильмов
15.1. Сценарный период
15.2. Подготовительный период
15.3. Съемочный период
15.4. Монтажно-тонировочный период
Глава 16. Обеспечение безопасности производства
аудиовизуальной продукции
16.1. Общие основы организации техники безопасности
16.2. Рабочее время и время отдыха на киностудиях
16.3. Подготовительные работы по безопасности киносъемок
16.4. Обеспечение безопасности при павильонных киносъемках
16.5. Обеспечение безопасности при внестудийных киносъемках
16.6. Организация и проведение трюковых киносъемок
Приложения
РАЗДЕЛ
VI. ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ СФЕРЫ
Глава 17. Создание независимой киностудии
и организация ее деятельности
17.1. Создание независимой киновидеостудии
17.2. Организация работы независимой студии
Приложения
Глава 18. Планирование ресурсов при создании
аудиовизуального произведения
18.1. Принципы и методы планирования
18.2. Структура и виды затрат
18.3. Технология планирования
224
234
234
240
248
260
263
264
264
271
283
289
298
298
307
311
316
321
329
335
363
364
365
370
377
396
396
402
404
Стр.718
718
18.4. Планирование сроков производства
18.5. Планирование себестоимости аудиовизуальной продукции
Приложения
Глава 19. Управление финансами организаций
аудиовизуальной сферы
19.1. Формирование финансовых средств
19.2. Финансовый менеджмент в киноиндустрии
19.3. Управление активами киноорганизации
19.4. Управление пассивами киноорганизации
19.5. Оценка стоимости кинобизнеса
РАЗДЕЛ
VII. ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЙ
БАЗЫ
АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ СФЕРЫ
Глава 20. Современные тенденции развития
аудиовизуальной техники
20.1. Развитие электронных цифровых систем в кинематографе
20.4. Преимущества и недостатки кинопленочных и цифровых
электронных систем кинематографа
Глава 21. Производственно-техническая база
реализации продюсерского проекта
Глава 22. Организация лизинга основных средств
22.1. Лизинг и его роль в современных экономических условиях
22.2. Практика регулирования лизинговых отношений
в развитых странах
22.3. Развитие лизинговых отношений в России
РАЗДЕЛ
VIII. РАЗРАБОТКА И ОЦЕНКА
АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
Глава 23. Типология и классификация
культурных проектов
23.1. Сущность и цели культурных проектов
23.2. Оценка целей и задач проекта
23.3. Классификация аудиовизуальных проектов
Глава 24. Бизнес-план телепроекта
24.1. Описание телекомпании
411
417
437
446
446
456
465
479
482
493
494
494
20.2. Разрешение цифровых электронных и кинопленочных систем 496
20.3. Передача контраста и цвета в электронных
цифровых и кинопленочных системах кинематографа
501
506
515
525
525
532
536
555
556
556
559
561
569
570
Стр.719
24.2. Описание телепродукта
24.3. Описание телерынка
24.4. Стратегия маркетинга телепродюсера
24.5. Производственная деятельность
24.6. Финансовый план телепроекта
24.7. Учет рисков
Глава 25. Управление рисками и страхование
в аудиовизуальной сфере
25.1. Значение и роль управления рисками
25.2. Основное содержание программы управления рисками
Глава 26. Оценка финансовых результатов
кинопроекта
26.1. Методы анализа финансовых результатов кинопроекта
РАЗДЕЛ IX. ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ
АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
РОССИЙСКИМИ ПРОДЮСЕРАМИ
Глава 27. Продюсирование кинофильмов
27.1. Маркетинговые стратегии кинопродюсеров
27.2. Особенности национального кинопродюсирования
Глава 28. Реализация телепроектов
28.1. Продюсерская политика в телекино
28.2. Опыт работы креативного продюсера
28.3. Продюсерское телекино в России
Краткий словарь терминов и понятий
719
575
579
585
589
593
598
612
612
618
25.3. Виды страхового риск-менеджмента в аудиовизуальной сфере 624
25.4. Оценка кинорисков
629
640
643
661
662
662
667
684
684
689
694
698
Стр.720