А.В. Соколов БИБЛИОСФЕРА И ИНФОСФЕРА В КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИИ Профессионально-мировоззренческое пособие ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА ШКОЛЬНОГО БИБЛИОТЕКАРЯ ПРИЛОЖЕНИЕ К ЖУРНАЛУ «ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА» В помощь педагогу-библиотекарю Серия 1 Выпуск 6 ББК 78.0(2Рос) С59 Издано при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в рамках федеральной целевой программы «Культура России (2012–2018 годы)». <...> Библиосфера и инфосфера в культурном пространстве России. <...> На 1-й обложке использована работа художника Олега Высоцкого www.artstudio.ee «Древо Мировое» из цикла «Дыхание космоса» © ООО «ИД ЛУч», 2016 © РШБА, 2016 © А.В. Соколов, 2016 А.В. Соколов БИБЛИОСФЕРА И ИНФОСФЕРА В КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИИ Профессионально-мировоззренческое пособие Посвящается Русской школьной библиотечной ассоциации. <...> Культурное пространство в контексте концепций культуры / 23 1.1.1. <...> Героическое поколение советской интеллигенции / 170 / 5 / БИБЛИОСФЕРА И ИНФОСФЕРА В КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИИ Глава 4. <...> В чем сущность Книги и библиосферы как мира книжности, в котором функционируют социальные институты книгоиздания, книжной торговли, библиотечного дела, библиографии? <...> Поскольку в культурологии нет ответа на данный вопрос, мы вынуждены довольствоваться своими гипотетическими соображениями и констатировать: Культурное пространство – область странная, Его предназначенье неизвестно. <...> Хочется надеяться, что российская библиосфера переживает кризис, пусть даже системный. <...> Поскольку книжность является ядром национальной культуры, заботливое сбережение таких институтов национальной памяти, как библиотеки, архивы, музеи, необходимо для обеспечения суверенитета российской культуры в условиях глобального однообразия. г) Субъективную мотивацию имеет свертывание муниципальных библиотечных сетей, осуществляющееся местными властями. <...> Все согласны с тем, что культурное пространство – это вместилище <...>
Профессиональная__библиотека_школьного_библиотекаря._Серия_1_№6_2016.pdf
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА
ШКОЛЬНОГО БИБЛИОТЕКАРЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ К ЖУРНАЛУ
«ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА»
В помощь педагогу-библиотекарю
Серия 1
Выпуск 6
Стр.2
ББК 78.0(2Рос)
С59
Издано при финансовой поддержке Федерального агентства по печати
и массовым коммуникациям в рамках федеральной целевой программы
«Культура России (2012–2018 годы)».
Соколов А.В. Библиосфера и инфосфера в культурном пространстве России.
Профессионально-мировоззренческое пособие / Аркадий Васильевич Соколов. –
М.: Ассоциация школьных библиотекарей русского мира (РШБА), 2016. – 384 с. —
(Профессиональная библиотека школьного библиотекаря : Приложение к журналу
«Школьная библиотека» : Серия 1 ; вып. 6). — В помощь педагогу-библиотекарю. —
ISBN 978-5-91540-131-9.
Главное противоречие техногенной цивилизации заключается в стремительном возрастании
технической мощи и духовном обнищании культуры информационного общества. Для
того чтобы научно-техническое могущество служило во благо, а не во вред России, нужно
востребовать знания и мудрость российской интеллигенции, сосредоточенные в библиотечноинформационных
ресурсах библиосферы. Ключевая роль здесь принадлежит профессионалам
книжного, библиотечного, библиографического дела.
Однако учебные планы библиотечных и редакционно-издательских учебных заведений
приоритетно ориентированы на овладение технологическими компетенциями, а не на
формирование профессионального мировоззрения. Поэтому молодые специалисты не
представляют эволюцию российской библиосферы и направления развития инфосферы,
не могут оценить поучительный опыт их взаимодействия в культурном пространстве.
Они не в состоянии судить о перспективах книжности, библиотек, библиографии
в постиндустриальном обществе, где им предстоит жить и трудиться.
Особенность данного пособия заключается в интегрировании родственной проблематики
библиотековедения, библиографоведения, информатики, книговедения, культурологии и
некоторых других научных дисциплин для обеспечения целостности и многосторонности
профессионального мировоззрения. Оно адресовано не только педагогам и учащимся
библиотечно-информационных и книжных учебных заведений, но и практикам книжного
и библиотечно-библиографического дела, озабоченным будущим своей профессии. Учебное
пособие профессионально-мировоззренческой направленности
и интегрально-межотраслевого жанра создается впервые в нашей стране.
На 1-й обложке использована работа художника Олега Высоцкого www.artstudio.ee
«Древо Мировое» из цикла «Дыхание космоса»
© ООО «ИД ЛУч», 2016
© РШБА, 2016
© А.В. Соколов, 2016
Стр.3
А.В. Соколов
БИБЛИОСФЕРА
И ИНФОСФЕРА
В КУЛЬТУРНОМ
ПРОСТРАНСТВЕ
РОССИИ
Профессионально-мировоззренческое
пособие
Посвящается
Русской школьной
библиотечной ассоциации.
Автор
Москва, 2016
Стр.4
ОГЛАВЛЕНИЕ
Вступление. Времена великих перемен / 9
1. Проявления кризиса библиосферы / 10
2. Причины кризиса библиосферы / 18
Глава 1. Понятие о культурном пространстве / 21
1.1. Культурное пространство в контексте концепций культуры / 23
1.1.1. Социоатрибутивная концепция / 24
1.1.2. Духовно-смысловая концепция / 25
1.1.3. Коммуникационно-семиотическая концепция / 26
1.1.4. Гуманистическая концепция / 27
1.1.5. Трансцендентная концепция / 28
1.2. Исчисление коммуникационных ситуаций / 30
1.2.1. Микрокоммуникация / 36
1.2.2. Мидикоммуникация / 39
1.2.3. Макрокоммуникация / 44
Глава 2. Русская интеллигенция и книжная культура / 47
2.1. Понятие об интеллигенции / 51
2.1.1. Лексикография русской интеллигенции / 51
2.1.2. Формулы интеллигентности и интеллектуальности / 58
2.1.3. Сказание об академике Д.С. Лихачеве / 66
2.2. Сущность и магия Книги / 76
2.2.1. Сущность Книги / 76
2.2.2. Магия Книги / 82
2.3. Библиотечная интеллигенция / 86
Глава 3. Культурно-исторические эпохи русской книжности / 93
3.1. Поколения библиотечной интеллигенции / 96
3.1.1. Демографические и социально-культурные поколения / 96
3.1.2. Хронология поколений библиотечной интеллигенции / 99
3.2. От Древней Руси до Серебряного века / 102
3.2.1. Эпоха рукописной книжности / 102
3.2.2. Эпоха мануфактурной книжности / 107
3.2.3. Эпоха досоветской индустриальной книжности / 127
3.3. Библиосфера в железных объятиях тоталитаризма / 162
3.3.1. Основы тоталитаризма / 163
3.3.2. Практика тоталитаризма / 166
3.3.3. Героическое поколение советской интеллигенции / 170
/ 5 /
Стр.6
БИБЛИОСФЕРА И ИНФОСФЕРА В КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИИ
Глава 4. Теоретические проблемы библиосферы / 185
4.1. Синкретическая наука о книге / 187
4.1.1. Европейское Просвещение и книгоцентризм / 187
4.1.2. Зарождение науки о книге в России / 191
4.1.3. Раздвоение библиографического кредо / 194
4.1.4. Дезинтеграция синкретической науки о книге / 198
4.2. Понятие и структура библиосферы / 204
4.2.1. Системность библиосферы / 204
4.2.2. Научная дефиниция понятия «библиосфера» / 207
4.3. Функции библиосферы / 209
4.3.1. Функция как общенаучная категория / 210
4.3.2. Функциональный подход в библиотековедении / 212
4.3.3. Функциональный подход в библиографоведении / 216
4.3.4. Функциональный подход в книговедении / 219
4.3.5. Сущностные функции библиосферы / 222
4.3.6. Прикладные функции библиосферы / 224
4.4. Приоритеты библиосферы / 226
4.4.1. Ленинский принцип партийности / 227
4.4.2. Социалистическое библиотековедение / 228
4.4.3. От принципа партийности к принципу самоуправления / 236
4.4.4. Политические приоритеты XXI века / 241
Глава 5. Формирование отечественной инфосферы / 245
5.1.Зарождение российской инфосферы / 248
5.1.1. Информационный кризис и кибернетика / 249
5.1.2. Информация как метафора / 254
5.1.3. Интерпретации понятия «инфосфера» / 264
5.2. Исторические этапы развития инфосферы / 269
5.2.1. Механистический этап / 269
5.2.2. Логико-лингвистический этап / 271
5.2.3. Системный этап / 275
5.2.4. Государственный сетевой этап / 278
5.3. Библиотека и информация / 279
5.3.1. Раздвоение советской библиосферы / 279
5.3.2. Информатизация библиотек / 282
5.3.3. Концепции соотношения библиосферы и инфосферы / 285
5.3.4. Система информационных наук и библиотековедение / 287
5.4. От инфосферы – к информационному обществу / 295
Глава 6. Интернетосфера как культурное пространство / 299
6.1. Понятие об интернетосфере / 301
6.2. Интернет как универсальный социально-культурный канал / 305
/ 6 /
Стр.7
ОГЛАВЛЕНИЕ
6.2.1. Интернет – канал микрокоммуникации / 307
6.2.2. Интернет – канал мидикоммуникации / 313
6.2.3. Интернет – канал макрокоммуникации / 316
6.3. Интернет как призыв гуманизма и вызов мирового зла / 322
6.3.1. Микрокоммуникация / 323
6.3.2. Мидикоммуникация / 326
6.3.3. Макрокоммуникация / 329
Глава 7. Вызовы информационного общества / 333
7.1. Глобализация и идентичность нации / 335
7.1.1. Глобализация как предмет исследования / 336
7.1.2. Противоречия глобализации / 340
7.1.3. Мозаика российской идентичности / 344
7.1.4. Русская идея / 347
7.1.5. Идентичности библиотек разного типа / 349
7.2. Рост инфосферы и научно-технический прогресс / 351
7.2.1. Информационная перегрузка / 351
7.2.2. Интеллектуализация вычислительной техники / 352
7.2.3. Конвергентные технологии / 353
7.2.4. Прогноз «Россия 2045» / 355
7.2.5. Прогнозы Рея Курцвейла / 359
7.3. Закат литературоцентризма / 362
7.3.1. Понятие о литературоцентризме / 362
7.3.2. Четыре кризиса литературоцентризма / 364
7.3.3. Сумерки литературы / 368
7.4. Технократическая правда и неправда / 372
7.4.1. Технократическая правда / 374
7.4.2. Технократическая неправда / 376
Заключение. Библиосфера в культурном пространстве
информационного общества / 379
/ 7 /
Стр.8