В предыдущих главах мы проследили почти тысячелетнюю историю зарождения и развития российской книжности, начиная с христианизации Руси и заканчивая литературным карнавалом Серебряного века. <...> Были охарактеризованы поколения библиотечной интеллигенции и культурное пространство их обитания, отмечены достижения книжного просвещения и антикнижные акции власти, упомянуты имена выдающихся интеллигентов-книжников, персонифицирующих социально-культурные поколения. <...> Однако мы оставили в стороне формирование профессионального сознания практиков книжного дела и попытки научного осмысления феномена Книги, библиосферы и библиотечно-библиографической деятельности. <...> В настоящее время отсутствует целостное учение о библиосфере, которое можно было бы назвать библиософия. <...> Задача настоящей главы не изложение основ библиософии, а обзор тех теоретических проблем, которые, вероятно, войдут в её содержание. <...> Имеются в виду исторические предпосылки формирования учения о библиосфере, обоснование понятия о библиосфере, её структуре и функциях, а также определение перспектив развития библиосферы в связи с приоритетами информационного общества. <...> Эпохой Просвещения принято считать период в истории Европы, хронологически заключенный между английской революцией в середине XVII века и великой французской революцией конца XVIII века. <...> Можно это время считать и эпохой формирования книгоцентристской культуры в странах Европы. <...> Этот вывод подтверждают данные о развитии книгопечатания и библиотечного дела, первые опыты книготорговой и национальной библиографии в Англии и во Франции в XVI–XVIII веках1 . <...> Просвещенный XVIII век воззвал к гуманистическим идеалам разума, науки, свободной личности и предпринимательской инициативы. <...> Были введены в оборот понятия «природы человека» и «естественных прав человека»2 фессия, 2005. <...> 2 Естественное право – понятие политической и правовой мысли, означающее совокупность норм, принципов <...>