55 ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОВРЕМЕННЫХ ФОРМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ М.Г. Арановский. <...> Заметки об архитектоническом слухе и музыкальной логике. <...> Парадокс о метафоре гендерного понимания актерской специфики . <...> Искусство привлекательности: История телесной красоты от ренессанса до наших дней. <...> Радости и опасности курения в Англии начала Нового времени . <...> 202 ЧЕЛОВЕК В ИСТОРИИ Андрей Сахаров – совесть мира. <...> Денежная магия для чайников: Конструирование заговоров на богатство в постсоветской России. <...> Приманю деньги быстро и дешево: Денежная магия в современной России. <...> Романова, Е.В. Хлыщева, С.Н. Якушенков, М.С. Топчиев ЧУЖОЙ И КУЛЬТУРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ∗ В монографии исследуется проблема восприятия Чужого, анализируется самый широкий спектр вопросов, связанных с данным феноменом, от эволюции в массовой культуре некоторых вымышленных существ до политических конструктов мультикультурализма. <...> «В формировании образа Чужого скрыт ряд архаичных паттернов, которые могут актуализироваться в самых разных обществах: и развитых, и не∗ Романова А.П., Хлыщева Е.В., Якушенков С.Н., Топчиев М.С. <...> 10 Чужой и культурная безопасность Проблематика Другого становится краеугольной и для Э. <...> Рассказ о внедрении личинки Чужого в человека и развитии ее внутри «носителя» с последующим его уничтожением является, по мнению авторов, глобальной метафорой оппозиции Свой / Чужой в современном мире, а «вся филиация фильмов, напоминающая, что Чужой неуничтожим, вызывает нарастающее чувство реальности катастрофы» (там же). <...> Само появление Чужого и драматизация его образа – это яркое свидетельство кризиса, в котором находится тот или иной социум. <...> При этом любой может оказаться Другим и перейти в разряд Чужого и даже смертельного Врага – близкий родственник, любимый человек, друг, соратник и т.д.» (с. <...> «Все это изначально определяется нами как Чужое и становится объектом культурной безопасности» (там же). <...> И.Л. Галинская 35 ГОД КУЛЬТУРЫ В РОССИИ <...>
Культурология_№4_2014.pdf
Содержание
УДК 008
ББК 71.0
К 90
Серия «Теория и история культуры»
Центр гуманитарных научно-информационных исследований
Отдел культурологии
Редакционный совет серии:
Л.В. Скворцов – доктор философских наук, председатель,
И.Л. Галинская – доктор филологических наук, зам. председателя,
Г.В. Хлебников – кандидат философских наук,
С.Я. Левит – кандидат философских наук,
Ю.Ю. Чёрный – кандидат философских наук
Редакционная коллегия:
И.Л. Галинская – доктор филологических наук,
главный редактор,
Э.Н. Жук – зам. главного редактора, С.Я. Левит – кандидат
философских наук, Т.Н. Гончарова, Т.А. Фетисова
Редактор-составитель выпуска –
доктор филологических наук И.Л. Галинская
Ответственный за выпуск –
Т.Н. Гончарова
Культурология: Дайджест / РАН. ИНИОН. Центр гумаК
90
нит. науч.-информ. исслед. Отд. культурологии; Ред. кол.:
Галинская И.Л., гл. ред., и др. – М., 2014. – (Сер.: Теория и
история культуры / Ред. совет: Скворцов Л.В., пред., и др.).–
№ 4 (71) / Ред.-сост. вып. Галинская И.Л. – 236 с.
Содержание издания определяют разнообразные материалы по
культурологии.
Contents of this issue cover various material on culturology.
УДК 008
ББК 71.0
ISSN 2073-5588
© ИНИОН РАН, 2014
2
Стр.2
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ
А.П. Романова, Е.В. Хлыщева, С.Н. Якушенков, М.С. Топчиев.
Чужой и культурная безопасность ................................................. 7
Л.А. Софронова, Н.М. Куренная. Автор – читатель –
исследователь................................................................................. 28
ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ
А.В. Михайлов. Эстетические идеи немецкого романтизма......34
Год культуры в России.............................................................. 36
Владимир Антонов. Неофициальное искусство: Развитие,
состояние, перспективы...........................................................38
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ СЛОВЕСНЫХ ФОРМ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
И.Л. Галинская. Три рассказа Дж.Д. Сэлинджера в Интернете 43
А.Н. Боханов. Революционное умопомрачение (Александр Блок
и 1917 год) ...............................................................................46
Виктор Ерофеев. Госпатриотизм и Тёркин..............................48
«Шекспировский вопрос»......................................................... 49
Александр Беляев. Басё – наше все...........................................51
3
Стр.3
Содержание
Вероника Зусева. Поэзия с гандикапом (О «гражданственных»
стихах) .....................................................................................55
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОВРЕМЕННЫХ
ФОРМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
М.Г. Арановский. Музыка и мышление ....................................58
Марина Лобанова. Сущность музыки в эпоху барокко. Гармония
мира и музыкальная гармония..................................................67
Павел Яблонский. Пендерецкому – многая лета, а пока 80 .......69
М.Г. Арановский. Заметки об архитектоническом слухе
и музыкальной логике..............................................................76
Т. Злотникова. Парадокс о метафоре гендерного понимания
актерской специфики ...............................................................81
Елена Борщ. «Интервизуальные парадигмы» книжной гравюры
и их истоки...............................................................................84
Елена Борщ. Восприятие книжной гравюрой иконографии
живописи рококо в первой половине – середине XVIII в. ........89
КУЛЬТУРА АНТИЧНОЙ ЭПОХИ, СРЕДНИХ ВЕКОВ
И НАЧАЛА НОВОГО ВРЕМЕНИ
И.А. Бондаренко. Эстетика древнерусского города ..................92
В.П. Даркевич. Аргонавты Средневековья .............................113
Рафаэль Мандресси. Вскрытие и анатомия............................124
Жорж Вигарелло. Искусство привлекательности: История
телесной красоты от ренессанса до наших дней.....................127
Жорж Вигарелло. Тело короля...............................................140
Д. Антонов, М. Майзулис. Проклятые деньги Иуды
Искариота ..............................................................................146
Жорж Вигарелло. Упражнения и игры...................................149
Рой Портер, Жорж Вигарелло. Тело, здоровье и болезни .....157
4
Стр.4
Содержание
КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ
Андрей Афанасьев. Небесные лики земных владык ...............161
СИМВОЛЫ И ЗНАКИ РАЗЛИЧНЫХ КУЛЬТУР
Бенно Темпел. Символ и образ: Курение в искусстве
с XVII в. ........................................................................................ 164
М.Г. Давидова. Архитектура, символика, иконография
раннехристианского храма.....................................................168
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ
Эйлин Рибейро. Мода и мораль .................................................. 178
Кристин Бар. Политическая история брюк ...........................185
П. Рам Манохар. Курение и аюрведическая медицина
в Индии..................................................................................192
Таня Поллард. Радости и опасности курения в Англии начала
Нового времени .....................................................................194
Френсис Робичек. Ритуальное курение в
Центральной Америке ...........................................................197
Мэтью Хилтон. Курение и общение......................................200
МУЗЕЕВЕДЕНИЕ
Татьяна Александрова, Людмила Коваль. Пашков дом .........202
ЧЕЛОВЕК В ИСТОРИИ
Андрей Сахаров – совесть мира............................................. 206
5
Стр.5
Содержание
КУЛЬТУРА ПОВСЕДНЕВНОСТИ
Л.А. Посадская. Советская повседневность в художественных
текстах (1920–1990-е годы) ....................................................209
А. Архипова. Про пятак под пяткой............................................ 214
Михаил Алексеевский. Денежная магия для чайников:
Конструирование заговоров на богатство
в постсоветской России..........................................................216
Дмитрий Громов. Манипуляции с деньгами в спонтанных
городских практиках..............................................................220
Жан-Жак Куртин. Зеркало души...........................................223
А. Архипова, Я. Фрухтман. Приманю деньги быстро и дешево:
Денежная магия в современной России..................................225
В. Головин. «Биржа фантиков»: Детские игровые деньги.......229
ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЯ
Юлия Щербинина. Вначале было слово...............................232
6
Стр.6