Л.А. Софронова, Н.М. Куренная АВТОР – ЧИТАТЕЛЬ – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ* В современной науке Текст рассматривается в тесной связи с человеком, творческое начало которого не сводится только к потенциалу автора, его поддерживают сменяющие друг друга во времени читатели, исследователи, работающие в самых разных направлениях. <...> Если ранее о человеке говорилось как «о мере всех вещей», то теперь он определенно становится «мерой науки» о языке, литературе, истории, искусстве. <...> Ранее их исследование – что объяснялось общим состоянием знания о мире и определялось научными предпочтениями – было отдалено от человека, хотя в конечной своей точке неуклонно к нему приближалось. <...> Такая дистанция позволяла сосредоточиться на важнейших проблемах истории, языка, литературы, искусства, а затем и на анализе строения их систем. <...> Долгое время историки не обращали внимания на конкретного человека и его переживание истории. <...> Личные нарративы не входили в ряд объектов исследования, теперь же они стали полноправными историческими источниками, именно в этом русле сейчас работают многие историки и этнологи, а также ученые, анализировавшие проблему нарративности в филологическом, истори* Софронова Л.А., Куренная Н.М. <...> Автор – читатель – исследователь // Человек-творец в художественном пространстве славянских культур. <...> 28 Автор – читатель – исследователь ческом и философском ключе. <...> Аналогичной была ситуация в науке об искусстве, где человек изображаемый и человек изображающий были оторваны друг от друга. <...> При создании, например, портрета формировались и отражались новые варианты личности, в том числе «человека творящего». <...> В лингвистических исследованиях человек из пассивного носителя языка превращается в его создателя. <...> Теперь человек – не только автор, пусть наделенный подробной историко-литературной характеристикой, но и языковая личность, организующая произведение в единое целое. <...> Оно входит в историю литературы не только как <...>