М.Г. Арановский ЗАМЕТКИ ОБ АРХИТЕКТОНИЧЕСКОМ СЛУХЕ И МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛОГИКЕ∗ М.Г. Арановский заимствовал понятия архитектонического слуха и музыкальной логики из работы Н.А. Римского-Корсакова «О музыкальном образовании» (цит. по: с. <...> О существовании музыкальной логики известно с XVIII в. <...> Оба понятия широко распространены в музыкальной практике, хотя и балансируют «на грани термина и метафоры»: «С одной стороны, каждое из них интуитивно истинно, а с другой – имеет явно внемузыкальное происхождение» (с. <...> Понятие архитектоники в архитектуре имеет пространственную природу, а в музыке – временну́ю. <...> Во всех разновидностях науки логики, «во всех ее направлениях речь идет только о наиболее общих законах мышления, абстрагированных от конкретных объектов и ситуаций» (с. <...> Римский-Корсаков, обладающий способностью к самоанализу, настаивает: «Развитие слуха абсолютного и слуха внутреннего ведет к образованию способности, которую следует называть архитектоническим слухом и чувством музыкальной логики… При этом у одних субъектов наблюдается бульшая чувствительность к голосоведению и связи последовательностей, т.е. архитектоническая сторона, у других… обнаруживается стремление к требованиям синтаксической правильности музыкального построения… Если высшая слуховая способность вместе с природным архитектоническим слухом и ∗ Арановский М.Г. Заметки об архитектоническом слухе и музыкальной логике // Музыка как форма интеллектуальной деятельности / Ред.-сост. <...> 76 Заметки об архитектоническом слухе чувством музыкальной логики украшаются изобретательностью, исходящей из внутренней потребности творчества, то такую высшую способность можно назвать композиторским или творческим талантом» (цит. по: с. <...> Архитектонический слух – «прежде всего слух, поскольку все, что стоит за этим понятием, должно быть услышано, представлено в виде слуховых образов… Практически это все составляющие музыки… Архитектонический <...>