Вероника Зусева (О «ГРАЖДАНСТВЕННЫХ» СТИХАХ)∗ ПОЭЗИЯ С ГАНДИКАПОМ Гражданская поэзия в России всегда была довольно ходким товаром, принося авторам широкую известность и популярность. <...> Собственно, и пресловутые стадионы шестидесятых, и вечера в Политехническом привлекали народ не потому, что все так уж любили поэзию, а потому, что это был приятный и безопасный способ ощутить происходившие в стране перемены. <...> При этом, как правило, серьезные читатели даже у несомненно одаренных поэтов, получивших известность на этом поприще, ценят как раз те стихи, которые менее прочих имеют отношение к гражданской теме. <...> То есть гражданская поэзия по умолчанию считается вторым сортом. <...> Представление о гражданской поэзии как о протестной возникло с 1860-х годов, и характеризуется она тем, что основные темы ее относятся к защите общественных интересов. <...> До того гражданство понималось как принадлежность к определенному национальному государству и защита его интересов, что априорно приравнивалось к интересам подданных и породило такую неистребимую черту гражданской поэзии, и ранней, и поздней, как воинственность и любовь к бряцанию оружием. <...> – Режим доступа: http//magazines.russ.ru/arion/2013/2/20z-pr.html 55 Вероника Зусева Поскольку становление русской поэзии происходило в условиях, когда любая культурная деятельность, в том числе и поэтическая, являлась прямым участием в созидании государства, совершенно понятен оптимистический, мажорно-одический тон ранней гражданской лирики в России и ее пространственный, или, подругому, «географический» характер. <...> То есть пафос этих стихотворений строится на акцентировании самой очевидной черты России – ее физической протяженности и на идее ее дальнейшего расширения, порой до абсурда. <...> Даже Тютчев и Пушкин не избежали в своем творчестве воинственного пафоса и «географической фанфаронады», что не в лучшую сторону отразилось на художественном качестве этих стихов. <...> Дело в том, что в основе гражданской <...>