Рам Манохар КУРЕНИЕ И АЮРВЕДИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА В ИНДИИ∗ Во многих древних культурах, в том числе индийской, считается, что окуривание специально приготовленным дымом полезно. <...> Окуривали с самыми разными целями, в том числе лечебными, как часть религиозного ритуала, для расслабления, в психоделических экспериментах и в качестве лекарства от вредных привычек. <...> Существовало три признанных метода окуривания: хома («дар огня»), дхумапана («питье огня», сокр. дхума) и дхупа («окуривание»). <...> Хома – метод, при котором в огонь, полученный при сжигании священных растений, закладываются очищенное масло и зерна. <...> Его задача – глубоко повлиять на окружающее пространство и живущих на нем людей. <...> Дхума – интенсивное вдыхание дыма, полученного при сжигании смесей в трубке, влияет на самого человека. <...> Дым, получаемый при дхупа, распространяется на небольшие площади, затрагивая одного или нескольких человек. <...> Зимой окуривание защищает от холода, а во время сезона дождей окуривают одежду перед тем как ее надеть. <...> Курение и аюрведическая медицина в Индии // Smoke: Всемирная история курения / Под ред. <...> 192 Курение и аюрведическая медицина в Индии Хома находится в ведении религиозно-магической медицины, дхума основана на рационально-эмпирических медицинских принципах, а дхупа несет в себе и религиозные, и рациональноэмпирические элементы. <...> Хома и дхупа были в моде по меньшей мере 3 тыс. лет, а дхума практиковали более 2 тыс. лет. <...> Курение датируют очень ранним периодом истории Аюрведы, которая, начавшись за несколько веков до н.э., практически не менялась – были только добавлены некоторые рецепты и травы. <...> В аюрведических текстах курение – неотъемлемая часть повседневной жизни. <...> Однако следовало учитывать конкретные обстоятельства, в которых допустимо курение, и тщательно выбирать ингредиенты для курительной смеси. <...> Для курительной смеси Аюрведа рекомендует использовать как растительные, так и неорганические компоненты, а также <...>