Френсис Робичек В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АМЕРИКЕ∗ РИТУАЛЬНОЕ КУРЕНИЕ Табак играл важную роль в социальной жизни Мезоамерики. <...> Обычай курения у древних майя, вероятно, происходит из церемоний курения смолы копалового дерева, которые практиковали врачеватели и жрецы. <...> В отличие от индейцев Северной Америки, которые курили трубки, майя использовали только сигары и сигареты. <...> Аборигены Нового Света всегда считали, что растения, изменяющие психическое состояние человека, наделены сверхъестественной силой. <...> Такие растения, включая табак, играли важную роль в церемониях и фольклоре индейцев. <...> Табак идеально подходил для религиозных ритуалов: «Он обладает ароматом, а значит, мог использоваться в качестве благовония; он красиво цветет; наконец, он сгорает в очищенном огне; он исчезает в великой пустоте, там, где живут боги и души умерших, которым приятен запах табачного дыма» (с. <...> Вероятно, первоначально использование табака было исключительно эзотерическим – делом шаманов, жрецов и знахарей. <...> И лишь потом это растение стало применяться не только в церемониях, но и в повседневной жизни – благодаря миграциям и межплеменному обмену обычаями, а также из-за влияния европейцев. <...> По свидетельству историка-иезуита Франсиско Хавьера ∗ Робичек Ф. <...> Ритуальное курение в Центральной Америке // Smoke: Всемирная история курения / Под ред. <...> 197 Френсис Робичек Клавихеро, обычай курить табак после ужина был хорошо известен ацтекской знати еще в доколумбовские времена. <...> Табак играл важную роль в ритуалах ацтеков, которые рассматривали его как воплощение богини Сиуакоатль. <...> Они верили, что тело богини состоит из табака; табак использовался в обрядах, посвященных ее сыну – богу войны Уитцилопочтли. <...> Табак, а также его плоды и кисеты для него описывались как символы божественной природы и у некоторых других народов Мезоамерики. <...> Ацтеки также использовали табак для защиты от колдовства, от диких зверей и для любовных заклинаний. <...> Ранние записи <...>