, ГАРМОНИЯ МИРА И МУЗЫКАЛЬНАЯ ГАРМОНИЯ* Крупнейшие трактаты XVII в. – это своды всевозможных знауниверсума» СУЩНОСТЬ МУЗЫКИ В ЭПОХУ БАРОККО. <...> Подобие миров, заставляющее усматривать всюду аналогии, сопряжено и с другой идеей, разделяемой на протяжении всей эпохи барокко, – идеей универсальной гармонии. <...> По словам Лейбница, «музыка – имитация универсальной гармонии, которую Бог придал миру» (цит. по: с. <...> Иерархия может быть иной: гармония, установленная на небе, чудесным образом станет отражать гармонию музыки: согласно Кеплеру, траектории планет подчинятся законам хоровых голосов. <...> Липпиус, репрезентируют все явления мира: «Гармония прекрасна светлейшими и высочайшими творцами, сильным защитничеством истинных музыкантов, покровителями, а также наставниками. <...> Гармония, говорю я, прекрасна в триедином Боге, первообразе, источнике всего, в хоре духов благих, в вещественном макрокосме, в небесах, в элементах, в сочетаниях, в метеорах, металлах, камнях, растениях, животных; в микрокосме человека, в одном и во всем, среди вся, от всего просто изумительна гармония, как то: в самой энциклопедической мудрости, теософии, метафи* Лобанова М. <...> Гармония мира и музыкальная гармония // Лобанова М. <...> 67 Марина Лобанова зике, физике, арифметике, геометрии, музыке, астрономии, географии, оптике, механике, медицине, этике, экономике, политике, юриспруденции, истории, логике, ораторском искусстве, поэтике, драматическом искусстве и грамматике» (цит. по: с. <...> Музыка как часть квадривия – точная наука, учение о числах и пропорциях, носителях и гарантах гармонии. <...> Наследник «линии тривия» и «линии квадривия» И.Г. Вальтер отразит в своем учении это представление о гармонии как явлении исчисленном, пропорциональном. <...> «Автономия музыки», по Вальтеру, – это «природная последовательность созвучий», «гармонические числа, установленные демиургом», – 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8. <...> Этому же закону соответствует человек, «гармонически пропорциональное создание <...>