Жорж Вигарелло ТЕЛО КОРОЛЯ∗ Король должен возвышаться над своими подданными, и один из способов реализации этого – неизбежная идеализация его тела. <...> При этом «тело короля» не сводится лишь к его физическому воплощению. <...> Физическое, индивидуальное тело короля является и телом как таковым, и видимым воплощением государства. <...> Начиная с ХIII в. в руках французского короля собираются все более существенные силы и средства, королевство превращается в более однородную и тесно объединенную общность, где власть все больше сливается с суверенностью. <...> Это единство укрепляется в начале XV в. благодаря параллелям между «духовной общностью верующих» и «политической общностью подданных». <...> Коллективная душа требует утверждения не только абсолютного, но и неизменного принципа, такой связи, которая выходит за пределы смерти и престолонаследования, новой и уникальной преемственности, которая должна накладывать отпечаток на тело короля. <...> Нематериальное тело короля, дополняющее его физическое тело, должно быть вечным, постоянно переходя от наследника к наследнику. <...> Эта идея была выражена в виде концепции «двух тел». <...> 140 Тело короля печать незыблемого единства и постоянства. <...> Образ королевской персоны выстраивается вне зависимости от конкретных людей из плоти и крови, что необычно для феодального мира: знать и дворяне «уже не связаны с монархом договорными отношениями, но подчинены ему как члены единого тела королевства» (с. <...> Появляется качественное различие: королевская власть выше любого индивидуального короля. <...> Так рождается новое представление о государстве: «Верховная власть есть абсолютное и непрерывное могущество», и непосредственным ее выражением является неподвластное времени тело, мистическое тело короля. <...> Главные доблести верховной власти идентифицируются с могуществом крови, с безграничной силой, фокусом которой является тело короля. <...> Концепция «двух тел» преображает и государственные церемонии <...>