Жан-Жак Куртин ЗЕРКАЛО ДУШИ∗ Физиогномика – искусство расшифровывать язык тела – сегодня рассматривается как архаическая и дискредитированная разновидность психологии. <...> Однако между XVI и XVIII вв. она пользовалась необычайной популярностью. <...> Физиогномика тогда была не единственной наукой, утверждавшей, что «тело говорит». <...> Эта уверенность отзывается на всем протяжении классической эпохи в разных сферах знания. <...> Физиогномика обязана своим существованием древнейшей антропологии: начиная с первых гадательных книг Месопотамии, через заложенные греко-римской Античностью основы, затем через традиции западного и арабского Средневековья прослеживается и постепенно систематизируется связь между видом человека и внутренним бытием. <...> Физиогномика не только ставит перед собой задачу формирования особой области знания, но и снабжает человека руководством, как надо вести себя в общественной жизни. <...> «В жизни нет действий, которые не требовали бы этого искусства: без него нельзя обойтись при воспитании людей, выборе слуг, друзей, общества» (с. <...> Например, считалось, что убийцы бывают невысокого роста, а привлекательные женщины обладают множеством пороков и др. <...> Как следствие этого, физиогномическое восприятие вело к формированию определенного образа тела, памяти, способов ее ∗ Куртин Ж.-Ж. <...> Однако на протяжении классической эпохи восприятие того, что считать существенными телесными знаками, изменяется. <...> Усложняется восприимчивость к индивидуальному способу выражения, трансформируется интерпретация человеческого облика. <...> В ходе XVI–XVII вв. человеческое лицо все более утрачивает свою магию, постепенно обретая новое субъективное измерение. <...> Развитие рационализма выносит окончательный приговор более ранней физиогномике. <...> Кризис охватывает все традиционные формы дешифровки тела, отвергается какое-либо сходство между душой и телом. <...> Поскольку душа не обладает формой, которая могла бы быть связана с какой-либо <...>