Актуальные проблемы современной науки, № 6, 2010
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Экономические науки
Экономическая теория
Агиевич Т.Г., кандидат экономических
наук, доцент
Юрова О.В., кандидат социологических
наук, доцент
(Волгоградский государственный технический
университет)
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА: В ПОИСКАХ СМЫСЛА И СОДЕРЖАНИЯ
Открытие факта существования в каждой организации некой особой культуры привело к
тому, что термины «культура организации» и «корпоративная культура» стали едва ли не
самыми употребляемыми в работах, посвященных развитию организаций и управлению персоналом.
А «иметь» в организации корпоративную культуру, разработанную высококлассными
специалистами, стало модно и престижно. Однако мода может пройти, могут смениться
элементы престижа, но «незримая» культура, делающая каждую организацию уникальной
и неповторимой, останется.
Возникший еще в 40-х годах прошлого века интерес к организационной культуре достаточно
высок и сегодня. Среди практиков этот интерес, в определенной степени, связан с производственной
деятельностью. В молодом бизнесе, более склонном к инновациям, этот интерес
проявляется гораздо сильнее, чем в более зрелом и рационально ориентированном бизнесе.
Но в периоды изменений, в ситуациях, связанных со слияниями и приобретениями компаний,
культуре уделяется особенное внимание даже в тех организациях, в которых развитие
культуры не было приоритетным. Между тем, ученые-теоретики, находятся в поисках истины:
что же такое организационная культура, каковы ее содержание, основные параметры и
формы проявления?
В настоящее время не существует единой трактовки рассматриваемого понятия, что
вполне объяснимо: разработкой концепции культуры организации занимаются представители
различных научных направлений. Однако, несмотря на различие конкретных формулировок,
в разговоре об организационной культуре, авторы, так или иначе переставляя акценты,
остаются в рамках одной и той же феноменологической реальности, которая и задает тон
жизни всей организации и, главное, поведению ее сотрудников.
Например, Э. Шейн, один из основоположников изучения культуры организации, чье определение
широко распространено в литературе, рассматривает культуру как «глубинный
уровень основополагающих предположений и убеждений, разделяемых членами организации,
которые действуют бессознательно и определяют в основном «принятый без обоснований»
привычный способ воспринимать и оценивать себя и среду». [7, с.77] При этом Э.
Шейн связывает появление этих «принятых на веру», не требующих доказательства, предположений
и убеждений, с прежним опытом организации, на котором она могла убедиться, что
все эти предположения и убеждения подтверждались, помогая выживать и развиваться в
среде и решать внутренние проблемы интеграции. Для Э. Шейна существенно, что нельзя
искать прямых аналогий между организационной культурой и многовековой культурой наций
и народов или, наоборот, путать ее с артефактами и лежащими на поверхности и осознаваемыми
представлениями о ценностях и нормах. Ядром организационной культуры становятся
глубинные и неосознаваемые ценности, проявляющиеся в неких неписаных правилах,
11
Стр.1