Актуальные проблемы современной науки, № 6, 2010 Философские науки Онтология и теория познания Меськов В.С., доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой Коломейцев А.Е., кандидат философских наук, доцент (Московский институт открытого образования) КОГНИТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЦИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ: ИНТУИЦИЯ ОЧЕВИДНОГО В РАЦИОНАЛЬНОМ АНАЛИЗЕ Правило рациональной очевидности Рене Декарт формулирует следующим образом: «Никогда не принимать за истинное [на веру] ничего, что я не признал бы таковым с очевидностью, т.е. тщательно избегать поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению»1. <...> Правило это суть фундаментальный нормативный принцип рационализма – именно потому, что все, в конце концов, должно сводиться к ясности и отчетливости, в чем и заключается очевидность. <...> Принцип очевидности (evidentia) в общем случае являет собой сосуществование инвертных противоположностей – «во–мне» и «во– вне» – как два состояния интенциала «я». <...> Внешняя очевидность – это «знание, истинность которого человек может проверить непосредственно с помощью органов чувств. <...> Например, суждение «В комнате вспыхнула электрическая лампочка» является суждением, истинность которого очевидна каждому присутствующему при этом человеку, имеющему нормальное зрение»2. <...> Когда же говорят о внутренней очевидности, то подразумевают гомогенность материальных и идеальных структур сознания и мозга, как это делает, например, К.Маркс <...> Очевидность здесь – это интуитивное узнавание «я» в предельной ясности и отчетливости. <...> Именно это имел в виду Декарт, когда писал, что «большинство голосов не есть неопровержимое свидетельство в пользу истин, не легко поддающихся открытию, по той причине, что на такие истины натолкнется скорее отдельный человек, чем целый народ»5. <...> Интуиция являет собою действие, а очевидность выступает <...>