ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В РОССИИ
2016. № 12
Журнал издается с 2007 года
Научное издание
ФГБОУ ВО
«Уральский
государственный
педагогический
университет»
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере массовых
коммуникаций, связи и охраны культурного наследия.
Свидетельство о регистрации
ПИ № ФС 77-35570
от 04.03.2009
Зарегистрирован Международным центром стандартной нумерации сериальных
изданий (International Standart Serial Numbering — ISSN) с присвоением
международного стандартного номера
ISSN 2079-8717
от 27.05.2010
Материалы журнала размещаются на сайте научных журналов
Уральского государственного педагогического университета:
journals.uspu.ru
Материалы журнала размещаются на платформе Российского индекса
научного цитирования (РИНЦ) Российской универсальной научной
электронной библиотеки.
Журнал включен в базу данных European Reference Index for the Humanities
(ERIH PLUS), id 486677.
Включен в каталог Роспечать. Подписку можно оформить в любом почтовом
отделении России.
ИНДЕКС 81954
Включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов
и изданий, в которых должны быть опубликованы основные результаты диссертаций
на соискание ученой степени доктора и кандидата наук, Решением
Президиума Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и
науки РФ.
ISSN 2079-8717
Стр.1
2
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:
доктор педагогических наук, профессор
Б. М. ИГОШЕВ
главный редактор
доктор педагогических наук, профессор А. А. СИМОНОВА
доктор филологических наук, профессор А. П. ЧУДИНОВ
заместители главного редактора
доктор педагогических наук, профессор Л. В. ВОРОНИНА
ответственный редактор
кандидат филологических наук И. С. ПИРОЖКОВА
заведующий отделом перевода
Министр общего и профессионального
образования Свердловской области
доктор психологических наук,
профессор, член-корреспондент РАО
доктор педагогических наук,
кандидат технических наук, профессор
доктор педагогических наук, профессор
Ю. И. БИКТУГАНОВ (Екатеринбург, Россия)
Э. Ф. ЗЕЕР
О. А. КОЗЛОВ
Е. В. КОРОТАЕВА
доктор филологических наук, профессор М. Л. КУСОВА
кандидат педагогических наук
ЛИ МИНЬ
доктор психологических наук, профессор С. А. МИНЮРОВА
доктор психологических наук, доцент
доктор наук, профессор
О. С. ПОПОВА
доктор философских наук, профессор
Г. В. ПШЕБИНДА
Л. Я. РУБИНА
доктор психологических наук, профессор Э. Э. СЫМАНЮК
доктор философии
доктор педагогических наук, профессор
М. Н. УШЕВА
Т. Н. ШАМАЛО
(Екатеринбург, Россия)
(Москва, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Чанчунь, Китай)
(Екатеринбург, Россия)
(Минск, Беларусь)
(Кросно, Польша)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Благоевград, Болгария)
(Екатеринбург, Россия)
Стр.2
Ural State Pedagogical University
PEDAGOGICAL EDUCATION
IN RUSSIA
2016. № 12
EDITORIAL BOARD:
Doctor of Pedagogy, Professor
B. М. IGOSHEV
Editor-in-Chief
Doctor of Pedagogy, Professor А. А. SIMONOVA
Doctor of Philology, Professor А. P. CHUDINOV
Deputy Editors
Doctor of Pedagogy, Professor L. V. VORONINA
Executive Editor
Candidate of Philology, I. S. PIROZHKOVA
Head of Translation Department
Minister of General and Professional
Education of Sverdlovsk Oblast
Doctor of Psychology, Professor,
Corresponding Member of the Russian
Academy of Education
Doctor of Pedagogy, Candidate of Technical
Sciences, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Philology, Professor
Candidate of Pedagogy
Doctor of Psychology, Professor
Doctor of Psychology, Associate Professor
PhD, Professor
Doctor of Philosophy, Professor
Doctor of Psychology, Professor
PhD
Doctor of Pedagogy, Profesor
YU. I. BIKTUGANOV (Ekaterinburg, Russia)
E. F. ZEER
O. A. KOZLOV
E. V. KOROTAEVA
М. L. KUSOVA
LI MIHN
S. A. MINIUROVA
О. S. POPOVA
G. V. PRZEBINDA
L. YA. RUBINA
E. E. SYMANIUK
M. N. USHEVA
T. N. SHAMALO
(Ekaterinburg, Russia)
(Moscow, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Changchun, China)
(Ekaterinburg, Russia)
(Minsk, Belarus)
(Krosno, Poland)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Blagoevgrad, Bulgaria)
(Ekaterinburg, Russia)
Стр.3
4
СОДЕРЖАНИЕ
РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Бугуева Н. В., Воробьева Н. А., Суетина А. И.
Обзор результатов первого Международного форума
«Учить и учиться по-русски» ................................................................................................8
Антонова Ю. А.
О некоторых тонкостях преподавания РКИ китайским студентам ............................... 13
Аркадьева Т. Г., Васильева М. И., Владимирова С. С., Шарри Т. Г., Федотова Н. С.
«И слово отзовется…»: историзмы и архаизмы на занятиях по русскому языку
в иностранной аудитории ....................................................................................................17
Ван Гохун
О некоторых особенностях системы обучения китайских студентов русскому языку
как иностранному .................................................................................................................24
Ван Сяоян
Употребление русского возвратно-притяжательного местоимения свой
в сопоставлении с китайским zijide ....................................................................................29
Ван Хуа
Исследовательская лингвистика в процессе изучения русского языка
как иностранного (на примере сравнительного анализа русских и китайских
метафор со словом «голова») ..............................................................................................35
Гао Фэнлань
Особенности обучения русскому языку в китайских вузах ...........................................41
Го Жуйхун, Чан Ин
Использование цепочки синонимов в преподавании русского языка
на примере синонимического ряда к слову «страна» ......................................................46
Гу Цзяци, Зотова А. С.
Педагогическое проектирование в системе китайского образования ...........................51
Гуань Явэнь
Аналогии русских коммуникативных средств в китайском языке .................................56
Гэн Юаньюань, Плотникова Г. Н.
Формально-семантические отношения зооглаголов
в словообразовательном гнезде ..........................................................................................62
Демидова К. И.
О некоторых формах реализации новых современных тенденций в вузовском
образовательном процессе (на примере изучения курса «Двуязычная
лексикография» в работе с китайскими студентами) ......................................................67
Дон Цю Жун
Отчет о единстве познания и действия в средних школах на занятиях
по русскому языку .................................................................................................................71
Еремина С. А.
Работа над связным монологическим высказыванием на занятиях курса
«Межкультурная коммуникация» в группе китайских студентов
(из опыта работы) ................................................................................................................ 74
Иванова И. С., Ильина С. А.
Обучение аудированию на материале художественного фильма (на примере
киноленты «Ирония судьбы, или С легким паром!») ......................................................77
Кривоборская Д. М.
Проблемы мотивации при изучении детьми дошкольного и школьного возраста
русского языка как иностранного ......................................................................................83
Стр.4
5
Ли Дань
Формирование прагматической способности как фактор развития российских
кадров прикладного уровня ...............................................................................................88
Лю Мао Юань
Методы подготовки высококвалифицированных специалистов, владеющих русским
языком (на примере персонала отелей высшей категории провинции Хайнань) .......92
Лю Цзябэй, Сюй Хун
Развитие обучения русскому переводу «Мастерская перевода» ....................................97
Ма Линь
Стилистика и конгнитивность идиом в русском и китайском языках .........................101
Марьянчик В. А.
Информационно-коммуникативная компетенция как условие и цель обучения
русскому языку как иностранному ..................................................................................105
Массалова А. Э.
Особенности развития учебной мотивации на уроках русского языка
как иностранного для военнослужащих инженерных специальностей ......................110
Савочкина И. В., Самосенкова Т. В.
Технология организации самостоятельной работы с использованием игровой
деятельности в процессе обучения иностранным языкам .............................................114
Сюй Сюцзюань, Суетина А. И.
Методика речевой практики в обучении основному русскому языку
как иностранному (на примере ЦИИЯ «Хуацяо») ..........................................................119
Сюй Сюцзюань
Характеристика психологических типов студентов вузов Китая ..................................123
Тенихина А. С.
Принципы взаимосвязанного обучения в аспекте преподавания
русского языка как иностранного .....................................................................................127
Фей Лиминь, Иванова Е. Н.
Специфика влияния английского языка на изучение русского языка
китайскими студентами .................................................................................................... 132
Хэ Ли, Бугуева Н. В.
Прагмалингвистические аспекты языковой компетенции в изучении
иностранного языка ............................................................................................................136
Ци Хэй Мань, Сутягина Т. Е.
Русская литература XIX века – основа формирования патриотизма у студентов ......142
Цюй Юян
Лингвокультурологический анализ систем терминов родства в русском
и китайском языках ............................................................................................................149
Чжан Вэй
Особенности аудита в отношении оценки качества высшего образования
(на примере стандартов оценки специальности
«История высшего образования»).....................................................................................153
Чжан Лэй
Преподавание фразеологизмов русского языка как иностранного
в культурологическом аспекте ...........................................................................................159
Чжао Дунфан, Кирилова И. В.
Изучение русского языка в обстановке нового Шелкового пути ..................................162
Чжао Нань
Изучение категории градуальности в русском языке на материале фразеологии .....165
Стр.5
6
Чжоу Шуцзюань
Теория и практика подготовки комплексных специалистов-русистов в Китае ..........171
Чжу Инли
Взаимосвязь мышления, языка и речи ............................................................................176
Чэн Цзя Ци, Тенихина А. С.
Изучение русской литературы китайскими студентами на примере романов
«Рудин» и «Дворянское гнездо» И. С. Тургенева. Образ русской дворянской
усадьбы: анализ и интерпретация ....................................................................................182
Чэнь Шулин
Русская православная икона как символ веры ................................................................187
Шао Наньси, Ван Цзюэ
Преподавание и научное исследование фонетического курса русского языка
на начальном этапе обучения ...........................................................................................190
Янь Хуэй, Чжоу Лэй
Российские новости: лексико-грамматические особенности перевода .......................198
ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Злоказова Ю. В.
Исторический аспект теневых явлений в системе высшего образования России .....203
Сорокина Е. А.
Система повышения квалификации учителей в Зауралье
во второй половине XIX– начале XX вв. .........................................................................209
СТРАТЕГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Биктуганов Ю. И., Фоменко С. Л.
Проектирование развития образовательной организации системы
среднего профессионального образования .....................................................................213
Плужник И. Л.
Основные компоненты моделирования процесса формирования
иноязычной межкультурной коммуникативной компетенции
в вузовском гуманитарном образовании .........................................................................225
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Воробьева И. В., Кружкова О. В., Симонова И. А., Кривощекова М. С.
Социализация и развитие социального серфинга современной молодежи
в контексте гражданской субъектности ............................................................................231
Симонова И. А.
Поиски методологических оснований социального серфинга
в исследованиях молодежи ...............................................................................................238
ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Мардахаев Л. В.
Предметно-гносеологические основы социальной педагогики ...................................244
МЕНЕДЖМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
Биктуганов Ю. И., Дружинина Е. Н.
Основные направления взаимодействия Уральского государственного
педагогического университета и Министерства образования Свердловской области
по подготовке будущих педагогов ....................................................................................250
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА
Андрюхина Л. М., Венков С. С., Днепров С. А., Устьянцева О. М.
Педагогическое исследование уровня владения педагогами среднего
профессионального образования перспективными компетенциями ..........................254
Стр.6
7
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Дорошук Л. А., Новоселов С. А.
Коммуникативная креативность личности как фактор эффективности
делового общения ...............................................................................................................265
Жемчугова Н. А., Новикова О. В.
Гендерные особенности содержательно-смыслового аспекта общительности
юношей и девушек педагогического вуза ........................................................................269
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Зверева Т. В., Новоселов С. А.
Дистанционная олимпиада по декоративно-прикладному искусству
как средство активизации проектно-исследовательской деятельности
студентов художественных профилей ..............................................................................275
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Девятовская И. В.
Профессиональное развитие личности без барьеров: роль непрерывного
образования взрослых ........................................................................................................281
Перевалова Т. В.
Подготовка будущих учителей к организации и проведению мастер-классов
по технологии в школе .......................................................................................................286
Андрюхина Л. М., Днепров С. А., Зимина Е. Ю., Уткина С. Н.
Готовность педагогов среднего профессионального образования
к решению задач профессионального обучения ............................................................290
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ ..................................................................................................298
Стр.7