ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В РОССИИ
2016. № 11
Журнал издается с 2007 года
Научное издание
ФГБОУ ВО
«Уральский
государственный
педагогический
университет»
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере массовых
коммуникаций, связи и охраны культурного наследия.
Свидетельство о регистрации
ПИ № ФС 77-35570
от 04.03.2009
Зарегистрирован Международным центром стандартной нумерации сериальных
изданий (International Standart Serial Numbering — ISSN) с присвоением
международного стандартного номера
ISSN 2079-8717
от 27.05.2010
Материалы журнала размещаются на сайте научных журналов
Уральского государственного педагогического университета:
journals.uspu.ru
Материалы журнала размещаются на платформе Российского индекса
научного цитирования (РИНЦ) Российской универсальной научной
электронной библиотеки.
Журнал включен в базу данных European Reference Index for the Humanities
(ERIH PLUS), id 486677.
Включен в каталог Роспечать. Подписку можно оформить в любом почтовом
отделении России.
ИНДЕКС 81954
Включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов
и изданий, в которых должны быть опубликованы основные результаты диссертаций
на соискание ученой степени доктора и кандидата наук, Решением
Президиума Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и
науки РФ.
ISSN 2079-8717
Стр.1
2
РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО: ТРАДИЦИИ, СОВРЕМЕННОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:
доктор педагогических наук, профессор
Б. М. ИГОШЕВ
главный редактор
доктор педагогических наук, профессор А. А. СИМОНОВА
доктор филологических наук, профессор А. П. ЧУДИНОВ
заместители главного редактора
доктор педагогических наук, профессор Л. В. ВОРОНИНА
ответственный редактор
кандидат филологических наук И. С. ПИРОЖКОВА
заведующий отделом перевода
Министр общего и профессионального
образования Свердловской области
доктор психологических наук,
профессор, член-корреспондент РАО
доктор педагогических наук,
кандидат технических наук, профессор
доктор педагогических наук, профессор
Ю. И. БИКТУГАНОВ (Екатеринбург, Россия)
Э. Ф. ЗЕЕР
О. А. КОЗЛОВ
Е. В. КОРОТАЕВА
доктор филологических наук, профессор М. Л. КУСОВА
кандидат педагогических наук
ЛИ МИНЬ
доктор психологических наук, профессор С. А. МИНЮРОВА
доктор психологических наук, доцент
доктор наук, профессор
О. С. ПОПОВА
доктор философских наук, профессор
Г. В. ПШЕБИНДА
Л. Я. РУБИНА
доктор психологических наук, профессор Э. Э. СЫМАНЮК
доктор философии
доктор педагогических наук, профессор
М. Н. УШЕВА
Т. Н. ШАМАЛО
(Екатеринбург, Россия)
(Москва, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Чанчунь, Китай)
(Екатеринбург, Россия)
(Минск, Беларусь)
(Кросно, Польша)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Благоевград, Болгария)
(Екатеринбург, Россия)
Стр.2
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2016. № 11
Ural State Pedagogical University
PEDAGOGICAL EDUCATION
IN RUSSIA
2016. № 11
EDITORIAL BOARD:
Doctor of Pedagogy, Professor
B. М. IGOSHEV
Editor-in-Chief
Doctor of Pedagogy, Professor А. А. SIMONOVA
Doctor of Philology, Professor А. P. CHUDINOV
Deputy Editors
Doctor of Pedagogy, Professor L. V. VORONINA
Executive Editor
Candidate of Philology, I. S. PIROZHKOVA
Head of Translation Department
Minister of General and Professional
Education of Sverdlovsk Oblast
Doctor of Psychology, Professor,
Corresponding Member of the Russian
Academy of Education
Doctor of Pedagogy, Candidate of Technical
Sciences, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Philology, Professor
Candidate of Pedagogy
Doctor of Psychology, Professor
Doctor of Psychology, Associate Professor
PhD, Professor
Doctor of Philosophy, Professor
Doctor of Psychology, Professor
PhD
Doctor of Pedagogy, Profesor
YU. I. BIKTUGANOV (Ekaterinburg, Russia)
E. F. ZEER
O. A. KOZLOV
E. V. KOROTAEVA
М. L. KUSOVA
LI MIHN
S. A. MINIUROVA
О. S. POPOVA
G. V. PRZEBINDA
L. YA. RUBINA
E. E. SYMANIUK
M. N. USHEVA
T. N. SHAMALO
(Ekaterinburg, Russia)
(Moscow, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Changchun, China)
(Ekaterinburg, Russia)
(Minsk, Belarus)
(Krosno, Poland)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Blagoevgrad, Bulgaria)
(Ekaterinburg, Russia)
3
Стр.3
4
РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО: ТРАДИЦИИ, СОВРЕМЕННОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ
СОДЕРЖАНИЕ
РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО:
ТРАДИЦИИ, СОВРЕМЕННОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Батраева О. М.
Профессиональный аспект подготовки иностранных студентов технического вуза:
место интерактивных методов в языке специальности (из опыта работы) ..................... 7
Беляев В. П., Подергина Е. А.
Опыт сотрудничества Уральского государственного горного университета
с вузами КНР в научно-образовательной и культурной областях ................................... 15
Бринюк Е. В.
Контент учебника по русскому языку как иностранному
как средство адаптации китайских обучающихся в русскоязычной среде ....................20
Бурченкова А. А., Паневина И. А.
Реализация андрагогического принципа индивидуального подхода
к обучению на основе личностных потребностей
на примере работы в многонациональной группе ............................................................. 25
Бычков В. И.
Об особенностях обучения предлогам русского языка в иноязычной аудитории ........ 31
Вологова Т. С.
Анализ антонимии в поэтических текстах В. С. Высоцкого в китайской аудитории ... 36
Закирьянова А. Х.
Интеграция интерактивных образовательных технологий
в обучение русскому языку как иностранному ................................................................... 42
Зубарева А. В., Фролова О. А.
К вопросу выражения эмоций в преподавании русского языка как иностранного
обучающимся из стран Латинской Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона ..... 47
Иванова А. П., Лаврова О. В., Толстухина И. И.
О войне будем помнить вместе .............................................................................................. 52
Карпеченкова Ю. Г.
Экранизация произведений российской военной классики
как фактор развития межкультурных связей России и Китая
(на примере повести Б. Л. Васильева «А зори здесь тихие…») ........................................ 59
Мягкова А. М.
Лингводидактический потенциал культурного кода ........................................................ 66
Низамутдинова Г. С.
Электронные средства обучения в процессе преподавания русского языка
как иностранного: метод презентации при обучении невербальной коммуникации ..... 71
Никифорова Х. П., Пороль П. В., Труфанова Д. И.
Специфика лингвообразования в контексте историко-культурного наследия
прошлого Древнего Китая на основе классических текстов
вэнь-жэнь-хуа и поэзии Ли Бо .............................................................................................. 78
Попкова Е. Б.
Русский язык как инструмент формирования
новой культурной идентичности инофонов в российских вузах ..................................... 84
Руженцева Н. Б., Чжан Ифан
Специфика коммуникативного поведения китайцев:
восприятие носителями российской лингвокультуры ...................................................... 89
Сенченкова Е. В.
Интерактивные формы обучения русскому языку как иностранному
в медицинском вузе ................................................................................................................. 96
Стр.4
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2016. № 11
5
Тюленева В. Н.
Принципы адаптации заимствованной лексики в русском и китайском языках
(на примере интернет-обзоров электронной техники) ................................................... 100
Чжу Инли
О связи языка, речи и мышления. Взаимосвязь языка и мышления в концепции
Ф. де Соссюра: к постановке проблемы (статья на китайском языке).…………………..105
Чебодаева В. Н.
Этнокультурный текстовый материал на уроках русского языка
в хакасской поликультурной школе ................................................................................... 109
Шерстобитова И. А.
Концепт в методике преподавания русского языка как иностранного ......................... 114
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Волкова Т. Н., Суровегин А. В.
Культурная осведомленность как условие формирования
познавательного интереса курсантов вузов МЧС России ............................................... 120
Ермаков А. С., Ермаков Д. С., Фещенко Т. С.
Подготовка педагогов к профориентационной работе со школьниками
в области наукоемких технологий в системе профильного обучения .......................... 126
Катаев М. Ю., Кориков А. М., Мкртчан В. С.
Учет самостоятельной работы студента в учебном процессе вуза ................................. 133
Лужков Ю. В.
Подготовка будущих педагогов к организации добровольческой деятельности
подростков с делинквентным поведением ........................................................................ 139
Синебрюхова В. Л.
Формирование профессиональных умений у будущих учителей начальных классов
на занятиях по методике обучения математике в вузе .................................................... 146
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Ахмерова Н. М., Маджуга А. Г., Уварова Л. Н.
Генезис проблемы творческого саморазвития школьников
в контексте личностно ориентированного обучения....................................................... 152
Бачинин И. В., Куприна Н. Г.
Опыт реализации педагогических технологий предупреждения
негативных зависимостей у детей и подростков .............................................................. 158
Еремина О. А., Попова Н. Е.
Формирование универсальных учебных действий учащихся в процессе диалога ..... 164
Колесникова Г. Г.
Моделирование процесса развития педагогического творчества воспитателя
дошкольной образовательной организации в системе непрерывного образования .... 170
Мухамедьярова Н. А.
Опыт формирования коммуникативной компетентности педагога,
работающего с талантливыми детьми и молодежью ...................................................... 176
ЮБИЛЕЙ ГЕОГРАФО-БИОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА УРГПУ
Абрамова Н. Л., Данилов А. Н., Дьяченко А. П., Дьяченко Е. А., Мещеряков П. В., Таршис Л. Г.
От кафедры естествознания к кафедре биологии, экологии и методики обучения:
факты, события, лица ........................................................................................................... 184
Гурьевских О. Ю., Капустин В. Г., Куприянова М. К., Поздняк С. Н., Янцер О. В.
Научные географические школы УрГПУ и их роль
в развитии профессионального образования .................................................................... 191
Стр.5
6
РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО: ТРАДИЦИИ, СОВРЕМЕННОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ваганова И. Ю., Рачева В. А.
Физическая культура и спорт сквозь призму языкового сознания студентов ............. 199
Чаптыкова Н. П.
Логические ошибки в системе содержательных, речевых и грамматических:
к вопросу согласования, детализации и унификации критериев и нормативов
проверки и оценки письменных работ по русскому языку ............................................ 204
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ОБРАЗОВАНИИ
Дубровина Н. А., Набойченко Е. С.
Анализ методологических подходов
в организации психолого-педагогического сопровождения семьи ............................... 211
Кардашина С. В., Шаньгина Н. В.
Психометрические характеристики русскоязычной версии Опросника
К. Томаса – Р. Килманна («Thomas-Kilmann Conflict Mode Instrument – TKI-R») ..... 216
Информация для авторов ................................................................................................................ 229
Стр.6