УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
И Н С Т И Т У ТА П С И ХОЛ О Г И И И С О Ц И А Л Ь Н О Й РА Б О Т Ы
Редакционная коллегия:
Главный редактор
ПЛАТОНОВ Ю.П.
д пс.н., профессор, ректор СПбГИПСР,
зав. кафедрой прикладной социальной психологии
Ответственные редакторы:
ГИНЕЦИНСКИЙ В.И. <...> Свидетельство о регистрации ПИ № 2-4744 от 3 октября 2000 г.
ISBN 978-5-98238-009-8
Подписной индекс: 19304
© Санкт-Петербургский государственный
институт психологии и социальной работы
(СПбГИПСР), 2007
СОДЕРЖАНИЕ
ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Лебедева Светлана Соломоновна
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ .............. 6
Башун Анна Леонидовна
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ: КОРРЕКЦИЯ НЕПРОДУКТИВНОГО
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ МЛАДШЕКЛАССНИКОВ(ТРЕВОЖНОСТИ И
АГРЕССИВНОСТИ). <...> д. пед. н., профессор кафедры социальной работы и социальных наук
Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ В СИСТЕМЕ
НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
АННОТАЦИЯ. <...> КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: компетентность, профессиональная компетентность, образование,
непрерывное образование, ценности, ценности образования, социальный работник,
социальная работа. <...> Человек, осознанно выбирающий профессию
«социальный работник», идентифицирует себя с
определенной системой гуманистических ценностей и приоритетов, возможностей их реализации в достаточно трудных и противоречивых условиях социальной практики. <...> 7
Ученые записки
В связи с этим возникает необходимость в
контекстно-компетентностном подходе. <...> Содержание профессиональной деятельности будущих социальных работников в одной
из сфер: социальная работа в здравоохранении, в
образовании или социальная работа с группами
риска: пожилыми инвалидами, мигрантами, безработными и т.д. <...> СПбГУ, старший преподаватель СанктПетербургского <...>
Учёные_записки_Санкт-Петербургского_государственного_института_психологии_и_социальной_работы_№1_2007.pdf
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ИНСТИТУТА ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Редакционная коллегия:
Главный редактор
ПЛАТОНОВ Ю.П.
–
Ответственные редакторы:
ГИНЕЦИНСКИЙ В.И. –
ИВАНЕНКОВ С.П.
ПЛАТОНОВА Н.М.
–
–
Члены редакционой коллегии:
ДУДЧЕНКО З.Ф.
НИКИФОРОВ Г.С.
ЯКОВЛЕВА И.В.
ТЮРИНА Э.И.
ТОНКОНОГИЙ В.И.
–
–
–
–
–
д пс.н., профессор, ректор СПбГИПСР,
зав.кафедройприкладной социальной психологии
д.пед.н., профессор, зав.кафедрой
педагогической антропологии
д.филос.н., профессор, проректор по науке
д.пед.н., профессор, зав.кафедрой
социальной работы и социальных наук
к.пс.н., доцент, декан факультета
психолого-социальной работы
д.пс.н., профессор, декан факультета
прикладной психологии
к.пс.н., доцент, зав.кафедрой общей и
дифференциальной психологии
к.пед.н., доцент, зав. кафедрой гендерологии и
фамилистики
к.пед.н., доцент, зав. кафедрой
психологического консультирования
Секретарь редакционной коллегии:
КРУТОВА Е.Ю.
–
к.филол.н., доцент кафедры иностранных языков
Журнал зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати,
телерадиовещения и средств массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации ПИ ¹ 2-4744 от 3 октября 2000 ã.
ISBN 978-5-98238-009-8
Подписной èíäåêñ: 19304
©Санкт-Петербургский государственный
институт психологии и социальной работы
(ÑÏáÃÈÏÑÐ), 2007
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Лебедева Светлана Соломоновна
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.............. 6
Башун Анна Леонидовна
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ: КОРРЕКЦИЯ НЕПРОДУКТИВНОГО
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ МЛАДШЕКЛАССНИКОВ(ТРЕВОЖНОСТИ И
ÀÃÐÅÑÑÈÂÍÎÑÒÈ)............................................................................................................................ 9
Граничина Ольга Александровна
ИЗУЧЕНИЕ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА КАЧЕСТВО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШЕГО
УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ. .............................................................................................................. 12
Загребина Анна Валерьевна
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ИНСТИТУТ СОЦИАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ
РОССИЙСКОМ ÎÁÙÅÑÒÂÅ........................................................................................................... 18
Кудрявцева Мария Евгеньевна
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ КАК
ПУТЬ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ÎÁÐÀÇÎÂÀÍÈß................................................................... 21
Мусина Вера Петровна
РАЗВИТИЕ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ...................................................................................................... 26
Соколова Галина Ивановна
АКТУАЛЬНОСТЬ И КАЧЕСТВО ПСИХОЛОГО – СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ........ 30
Бегун Владимир Иосифович
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫБОРУ ТЕМЫ ÄÈÑÑÅÐÒÀÖÈÈ....................................................... 33
ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Гинецинский Владислав Ильич
ХАРАКТЕРИСТИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ СОВЕТСКОГО
ФИЛОСОФСКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ÄÈÑÊÓÐÑÀ. ............................................................ 37
Белавина Ольга Вячеславовна
ПРИЧИНЫ ДЕЗАДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ ГИМНАЗИИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ
НА ВТОРУЮ СТУПЕНЬ ÎÁÓ×ÅÍÈß........................................................................................... 41
Стр.3
Белов Василий Георгиевич
Дмитриев Михаил Георгиевич
Апалькова Ирина Юрьевна
ЗДОРОВЬЕ КАК ОСНОВА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
АДАПТАЦИИ ЧЕЛОВЕКА .............................................................................................................. 44
Платонов Юрий Петрович
К ВОПРОСУ ОБ ЭТНИЧЕСКИХ И СОЦОИПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТАХ
СМЕРТНОСТИ ................................................................................................................................... 48
Смолова Лидия Владимировна
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ ЖИТЕЛЕЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА:
МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ .................................................................................................................. 53
Тареева Анастасия Юрьевна
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ ............................................................. 59
Ясюкова Людмила Аполлоновна
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ
С ПРОБЛЕМНЫМ ÏÎÂÅÄÅÍÈÅÌ................................................................................................ 62
ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Платонова Наталья Михайловна
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА ........................................................................................................... 67
Прохватилов Алексей Алексеевич
Иванов Игорь Николаевич
К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТАРШИХ ОФИЦЕРОВ,
УВОЛЕННЫХ В ÇÀÏÀÑ................................................................................................................... 70
Раскин Вадим Наумович
СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ В СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ТРЕНИНГЕ
ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОМОГАЮЩИХ ПРОФЕССИЙ ............................ 74
Минина Ксения Владимировна
АНАЛИЗСОЦИАЛЬНЫХПРОБЛЕМПОДРОСТКОВСНАРУШЕНИЕМ
СОЦИАЛИЗАЦИИ ..................................................................................................................78
ТЕХНОЛОГИИ И ИССЛЕДОВАНИЯ
Бурцева Ирина Викторовна
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ОРГАНИЗАЦИЯ, УПРАВЛЕНИЕ И АДМИНИСТРИРОВАНИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ
РАБОТЕ» В ПРОЦЕССЕ МЕНЕДЖЕРСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
СОЦИАЛЬНОЙ ÑÔÅÐÛ................................................................................................................... 81
Стр.4
Васильев Сергей Васильевич
ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ
ИНФОРМАЦИОННОГО ПОДХОДА .............................................................................................. 87
Даринская Лариса Александровна
ОРГАНИЗАЦИЯ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ В ДИАЛОГИЧЕСКОЙ ФОРМЕ ................ 94
Дудченко Зоя Фадеевна
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ПСИХОЛОГИЯ ÇÄÎÐÎÂÜß».......................................................................................................... 99
Клюев Александр Сергеевич
МУЗЫКОТЕРАПИЯ: ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДИК .....................................................106
Нестерова Галина Федоровна
КЛАССИФИКАЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ И МЕТОДОВ СОЦИАЛЬНОЙ ÐÀÁÎÒÛ.................... 111
Поляков Алексей Васильевич
МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАРАМЕТРОВ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ЗРЕЛОСТИ УЧАЩЕЙСЯ ÌÎËÎĨÆÈ ÑÀÍÊÒ-ÏÅÒÅÐÁÓÐÃÀ.............................................. 117
Свидлер Ольга Владимировна
Андреева Ольга Ивановна
ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА ТЕХНОЛОГИИ ПОСРЕДНИЧЕСТВА.......120
Страбахина Татьяна Николаевна
Яковлева Ирина Васильевна
СУПЕРВИЗИЯ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ
В ПОМОГАЮЩИХ ÏÐÎÔÅÑÑÈßÕ..............................................................................................125
НАШИ ГОСТИ
Миронова Татьяна Михайловна
ХРИСТИАНСТВО И ÏÑÈÕÎËÎÃÈß............................................................................................130
Пахомов Юрий Николаевич
ПОЛИТИЧЕСКИЕ УБЕЖДЕНИЯ И СТИЛИ РУКОВОДСТВА КАК ФАКТОР
ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ МЕНЕДЖЕРОВ КОМПАНИИ ИГОРНОГО БИЗНЕСА ......133
Решетников Михаил Михайлович
«ÏÀÐÀÍÎÉß В ЭПОХУ ÌÀÑÑ-ÌÅÄÈÀ» – РОССИЙСКАЯ СПЕЦИФИКА ........................139
Пашкович Татьяна Фадеевна
РОЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СО СПОСОБНЫМИ И
ОДАРЕННЫМИ Ó×ÀÙÈÌÈÑß....................................................................................................144
Стр.5