Ученые записки МИНИНАКСЕНИЯВЛАДИМИРОВНА ст. преподаватель Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. <...> В статье рассматривается нарушение социализации подростков при условии включения или исключения их из социальной среды, а также проанализированы социальные проблемы подростков с нарушением социализации. <...> КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: социализация, социальная структура, социальное здоровье, социальная среда, «ближняя» социальная среда, включение/исключение из социальной среды, социальные проблемы подростков. <...> Негативные тенденции общественного развития охватывают все большие слои подростков, молодежи,снижаявозрастную границу,выражаясь в различных формах деструктивного поведения и обусловливая «кризис социализации». <...> Большинство специалистов и общественных деятелей подчеркивают, что в современной России основные институты социализации не могут в полной мере выполнять роль формирования социально здоровой личности. <...> Как отмечает С.П. Иваненков, «кризисные ситуации в различных сферах жизнедеятельности обостряют проблему социализации молодежи и активизируют ее изучение» [3]. <...> В концепции Р.А.Зобова, В.Н.Келасьева о социальном здоровье личности рассматривается социальное целое как совокупность взаимосвязанных социальных структур, формируемых общей деятельностью, единой культурой, единым пространством, информационными, энергетическими взаимодействиями субъектов. <...> Процесс социализации предполагает приобщение человека к культуре. <...> Приобщение к культуре осуществляется на нескольких уровнях: – приобщение к отдельным компонентам культуры (науке, искусству, религии, политике и т.д.) <...> . Но такое приобщение порождает односторонность человека и при определенных условиях создает основу для экстремизма. <...> В этом случае нет оснований говорить о предпосылках для полноценного социального здоровья; 78 –приобщение к деформированной культуре, из которой выброшены отдельные <...>