Ученые записки КЛЮЕВАЛЕКСАНДРСЕРГЕЕВИЧ д.филос.н., зав. кафедрой гуманитарных наук СПбГИПСР, проф. кафедры музыкального воспитания и образования РГПУ им. <...> А. И. Герцена СОВРЕМЕННЫЕМЕТОДИКИМУЗЫКОТЕРАПИИ АННОТАЦИЯ: В статье рассматриваются некоторые современные методики музыкотерапии. <...> Отечественными и зарубежнымимузыкотерапевтамисоздаютсяоригинальные методики психотерапевтического применения музыки. <...> Среди наиболее известных российских методик нужно назвать разработки В. М. Петрушина[5],С.В.Шушарджана[6],В.М.Элькина[7], Р. <...> Суть е¸ в строго-логическом (рациональном) применении средств музыкальной выразительности в психотерапевтических целях. <...> При этом важнейшими такими средствами автор считает темп (скорость движения музыкального материала) и лад (в западной, преждевсегоевропейскойпрофессиональноймузыке, – мажор и минор) в музыке. <...> По мнению В. М. Петрушина,музыкальноепроизведениевыражаетто илииноенастроение (чтоипредопределяет его психотерапевтическоеиспользование)взависимостиот темпа и лада его звучания. <...> Данную установку Петрушиниллюстрируетследующимобразом: На основе утверждаемого положения автор предлагает две интересные таблицы. <...> Обобщ¸нные характеристики музыкальных произведений, отражающих сходное эмоциональное состояние. <...> Шушарджана базируется на древнекитайском учении о пяти звуках (пентатонике – музыкальном ладе, основанном на характерномчередовании пяти звуков), соответствующих, по представлению древних китайцев, первоэлементам, а также определ¸нным органам Таблица 1. человека, вследствие чего воздействие того или иного звука (извлеч¸нного из музыкального инструмента или пропетого) на определ¸нный органипроизводит психотерапевтическийэффект. <...> 107 Ученые записки СогласноШушарджану, воздействие звука связано также с его динамикой, тембром и другими показателями. <...> Что касается методики В. М. Элькина, то она опирается на психологическую цветодиагностику, созданную <...>