МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВУЗОВ . <...> О ПОДХОДАХ К ОЦЕНКЕ КРИТЕРИЕВ ЭФФЕКТИВНОСТИ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ . <...> МОРАЛЬНЫЕ ДИЛЕММЫ КАК СРЕДСТВО УСИЛЕНИЯ НРАВСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ . <...> 87 ЗИБРОВ Г. В., ТЕРЕЩЕНКО А. Г. ВОЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ . <...> СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА . <...> ИНСТИТУТ ОМБУДСМЕНА КАК НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ УНИВЕРСИТЕТСКОЙ ДЕМОКРАТИИ . <...> 122 ОГОЛЬЦОВА Е. Г. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ИНЖЕНЕРНОМ ВУЗЕ . <...> ИННОВАЦИОННАЯ МОБИЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ . <...> СЕРИИ «ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ» ЖУРНАЛА «ВЕСТНИК ВГУ» – 20 ЛЕТ (О НЕКОТОРЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ) . <...> АНДРАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ БУДУЩЕГО МЕНЕДЖЕРА . <...> ПРИГРАНИЧНЫЙ БЕЛОРУССКО-РОССИЙСКО-УКРАИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КОНСОРЦИУМ КАК ОТРАЖЕНИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ . <...> КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ГРУППОВОГО СУБЪЕКТА (РЕЦ. <...> ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА. <...> ЦЕННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ИСТОРИИ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВОРОНЕЖСКОМ КРАЕ (РЕЦ. <...> ИСТОРИЯ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОРОНЕЖСКОГО КРАЯ (КОНЕЦ XVII – НАЧАЛО XX ВЕКА). <...> 222 3 ВЕСТНИК ВГУ PROCEEDINGS OF VORONEZH STATE UNIVERSITY СЕРИЯ: ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. <...> СТРАТЕГИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ УДК 378 ВУЗЫ ОБЛАСТИ ПРИЗВАНЫ БЫТЬ ЛИДЕРАМИ А. В. <...> Ключевые слова: вузы Воронежской области, лидерство в области образования, инновационное развитие региона, Воронежский государственный университет. <...> Несколько лет назад, начиная свою работу в качестве губернатора области, я во время встреч с ректорами и представителями вузовских коллективов выдвинул <...>
Вестник_Воронежского_государственного_университета._Серия_Проблемы_высшего_образования_№2_2013.pdf
ВЕСТНИК
ВОРОНЕЖСКОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО
УНИВЕРСИТЕТА
Научный журнал
СЕРИЯ: ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Издается с 2000 г.
Выходит 2 раза в год
Серия: Проблемы высшего образования. 2013. № 2. Июль — декабрь
СОДЕРЖАНИЕ
I. СТРАТЕГИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
ГОРДЕЕВ А. В. ВУЗЫ ОБЛАСТИ ПРИЗВАНЫ БЫТЬ ЛИДЕРАМИ ...............................................................................7
ЕНДОВИЦКИЙ Д. А. ВОРОНЕЖСКОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ УНИВЕРСИТЕТУ 95 ЛЕТ: ТРАДИЦИИ,
ДОСТИЖЕНИЯ, НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ .............................................................................................................. 11
ВОРОНОВА Т. Г., МАТИШОВ Д. Г., ПОПОВ В. Н., ХИНШТЕЙН А. Е. МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ: МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВУЗОВ .....................................................................................16
КАШИРИНА О. В. ВУЗЫ И БИЗНЕС – АЛЬПИНИСТСКАЯ СВЯЗКА ПРИ ПОДЪЕМЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
ЭВЕРЕСТ .........................................................................................................................................................................21
ТИТОВ В. Т. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА И МЕСТНОГО
СООБЩЕСТВА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕГИОНА ...................................................................................................24
II. РОДОМ ИЗ ВГУ
ЕСАУЛЕНКО И. Э., БАХМЕТЬЕВ В. И., МАРКОВА С. В. ВОРОНЕЖСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ Н. Н. БУРДЕНКО: СОХРАНЯЯ И ПРЕУМНОЖАЯ ТРАДИЦИИ
ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ............................................................................................................29
ФИЛОНЕНКО С. И. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ, РОЖДЕННЫЙ ВГУ ....................................................................................33
III. ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ:
ФАКУЛЬТЕТ, КАФЕДРА, БИБЛИОТЕКА
ШАШКИН А. И. ФАКУЛЬТЕТ ПРИКЛАДНОЙ МАТЕМАТИКИ, ИНФОРМАТИКИ И МЕХАНИКИ ВГУ – ПУТЬ
К УСПЕХУ ........................................................................................................................................................................38
СЕЛЕМЕНЕВ В. Ф., СЕМЕНОВ В. Н., АФИНОГЕНОВ Ю. П. КАФЕДРA АНАЛИТИЧЕСКОЙ ХИМИИ
ХИМИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ВГУ ...............................................................................................................................42
МИНАКОВ А. Ю. ЗОНАЛЬНАЯ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА – КУЛЬТУРНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ЯДРО ВГУ ........47
IV. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
БЕРЕЖНАЯ И. Ф., ВЬЮНОВА Н. И. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ВУЗЕ: ПРОБЛЕМЫ,
ЭФФЕКТИВНОСТЬ, КАЧЕСТВО .....................................................................................................................................51
БОРИСОВ И. И. ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В АСПЕКТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ .........................................................57
ВОЕВОДИНА Е. В., ГОРИНА Е. Е. ОБУЧЕНИЕ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ .............................................................60
ГЛУХОВА А. В. О ПОДХОДАХ К ОЦЕНКЕ КРИТЕРИЕВ ЭФФЕКТИВНОСТИ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ .....................64
1
Стр.1
ГОЛИКОВА Т. В., ЮНОВИДОВА В. Л. МОРАЛЬНЫЕ ДИЛЕММЫ КАК СРЕДСТВО УСИЛЕНИЯ
НРАВСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ .................................................70
ГОЛУБЕВА Н. В. ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ В
ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ................................................................................................................................75
ДЕРЕВЯГИНА Е. И., ЮНОСОВ Е. Н. РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ЕСТЕСТВЕННЫМ НАУКАМ У ПОДРОСТКОВ
НА БАЗЕ КЛАССИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ...........................................................................................................79
ЕВПЛОВА Е. В. ПРИМЕНЕНИЕ БЛИЦ-ИГР В ПРОЦЕССЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ........................84
ЖАРОВ С. Н. ОБРАЗОВАНИЕ И СВОБОДА .................................................................................................................87
ЗИБРОВ Г. В., ТЕРЕЩЕНКО А. Г. ВОЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ
ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ .........................................................................................................................................92
ИВАНОВ Ю. В., ГУРУЛЕВ Д. Н., АРИСТОВА Ю. В., МОСКВИЧЕВ С. М. РАЗРАБОТКА ИНТЕРНЕТ-СЕРВИСОВ
ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ КАК СПОСОБ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ОДАРЕННЫХ АБИТУРИЕНТОВ В ВУЗЫ ..............97
КАЛАЧ Е. В. РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ В ПЕДАГОГИКЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ............................101
КОМИССАРОВА Э. С. КОНСТРУКТИВНОСТЬ ФИЛОСОФСКОГО И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ ....................105
ЛЕВАШОВ Е. Н. СПЕЦИФИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИХ РАЗВИТИЯ
В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ..................................................................................... 110
МАКАРОВА О. Ю. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА ........................................................................................ 118
НОСЫРЕВА Е. И. ИНСТИТУТ ОМБУДСМЕНА КАК НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ УНИВЕРСИТЕТСКОЙ
ДЕМОКРАТИИ ...............................................................................................................................................................122
ОГОЛЬЦОВА Е. Г. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ВОСПИТАНИЯ В ИНЖЕНЕРНОМ ВУЗЕ .....................................................................................................................126
ПОДВИГИНА Е. А. ИННОВАЦИОННАЯ МОБИЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ...........................135
ПОПОВА С. В. СЕРИИ «ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ» ЖУРНАЛА «ВЕСТНИК ВГУ» – 20 ЛЕТ
(О НЕКОТОРЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ) .............................................140
ПРОСВЕТОВА Т. С. «КОМАНДИРСКАЯ ПЕДАГОГИКА» А. С. МАКАРЕНКО ..........................................................143
САФОНЦЕВ С. А., ЧЕРНЫХ О. В. ДИАГНОСТИКО-КВАЛИМЕТРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПРИНЦИПОВ ОРГАНИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ .............................................................148
СЕРГЕЕВА C. В., ВОСКРЕКАСЕНКО О. А. ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ
В КОНТЕКСТЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ ........................................................................155
СТЕРНИН И. А. ОПЫТ ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА В ПОВЫШЕНИИ
КВАЛИФИКАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
И КУЛЬТУРЕ РЕЧИ .......................................................................................................................................................160
ТИХОНОВА В. И., СОКОЛОВ В. П. АНДРАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ БУДУЩЕГО МЕНЕДЖЕРА .........................................................................166
ХИЦОВА Л. H., АРТЮХОВ В. Г. МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА И ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ................................................................................................172
V. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
ЗОРНИКОВ И. Н. МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
УНИВЕРСИТЕТА: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ......................................................................................................176
КИРЮХИН А. М., САМОЙЛЕНКО Н. А. ПРИГРАНИЧНЫЙ БЕЛОРУССКО-РОССИЙСКО-УКРАИНСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КОНСОРЦИУМ КАК ОТРАЖЕНИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА
ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ ........................................................................................................................182
ЛЬВОВИЧ И. Я., СКУЗОВАТОВА О. Ю. МОСТЫ В ЕВРОПУ: ИЗ ОПЫТА МЕЖДУНАРОДНОГО
СОТРУДНИЧЕСТВА ВОРОНЕЖСКОГО ИНСТИТУТА ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ...................................................187
2
Стр.2
VI. ИЗ ИСТОРИИ ВГУ
АКИНЬШИН А. Н. ИСТОРИКИ В ВОРОНЕЖСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ В 1918–1941 гг. ..........................................190
АФОНЮШКИНА А. В. В. Э. РЕГЕЛЬ КАК ИСТОРИК .................................................................................................195
VII. НОБЕЛЕВСКИЙ ЛАУРЕАТ
ВОРОНЕЖСКИЕ ГОДЫ ПАВЛА АЛЕКСЕЕВИЧА ЧЕРЕНКОВА .................................................................................200
VIII. РЕЦЕНЗИИ
САРЫЧЕВ С. В., ЧЕРНЫШЕВ А. С. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ГРУППОВОГО
СУБЪЕКТА (РЕЦ. НА КН.: ГАЙДАР К. М. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ГРУППОВОГО
СУБЪЕКТА. – ВОРОНЕЖ : ИЗД-ВО ВОРОНЕЖ. ГОС. УН-ТА, 2013. – 396 с.) .........................................................202
ЛЕВАНОВА Е. А. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ НА ОСНОВЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ
ТРАЕКТОРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА (РЕЦ. НА КН.: БЕРЕЖНАЯ И. Ф.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА. – ВОРОНЕЖ : НАУЧНАЯ КНИГА, 2012. – 220 с.) ....................................206
ПОПОВА З. Д. И ЖИЗНЬ, И МОЛОДОСТЬ, И СЧАСТЬЕ... (РЕЦ. НА КН.: МЫ ВЫШЛИ В ПУТЬ В
ШЕСТИДЕСЯТЫЕ : СБ. ВОСПОМИНАНИЙ / СОСТ. А. Г. ЛАПОТЬКО. – ВОРОНЕЖ : ВОРОНЕЖ.
ГОС. УН-Т, 2012. – 228 с.) ............................................................................................................................................ 211
КАРПАЧЕВ М. Д. ЦЕННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ИСТОРИИ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВОРОНЕЖСКОМ
КРАЕ (РЕЦ. НА КН.: ПЫЛЬНЕВ Ю. В. ИСТОРИЯ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОРОНЕЖСКОГО КРАЯ
(КОНЕЦ XVII – НАЧАЛО XX ВЕКА). – КАЛИНИНГРАД, 2012. – 728 с.) .....................................................................213
ФИЛИМОНОВА С. И., ГОСТЕВА С. Р. СВЕРШЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ СПОРТИВНОГО
ПРАВА (РЕЦ. НА КН.: АЛЕКСЕЕВ С. В. СПОРТИВНОЕ ПРАВО. ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СПОРТЕ /
ПОД РЕД. П. В. КРАШЕНИННИКОВА. – М. : ЮНИТА-ДАНА : ЗАКОН И ПРАВО, 2012) ..........................................217
ПРАВИЛА ДЛЯ АВТОРОВ ...........................................................................................................................................222
3
Стр.3