№ 2 О ПОДХОДАХ К ОЦЕНКЕ КРИТЕРИЕВ ЭФФЕКТИВНОСТИ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ А. В. <...> Глухова Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 19 июня 2013 г. Аннотация: анализируются проблемы современной высшей школы России, критерии оценки эффективности деятельности вузов и отношение к ним отечественных и зарубежных ученых. <...> Ключевые слова: реформа образования, мировые рейтинги, критерии оценки, эффективность деятельности вузов, Академия наук. <...> Реформа образования в России, обсуждаемая уже давно, в последнее время стала едва ли не центральным поставщиком новостей (как правило, негативных), будоражащих не только профессиональное сообщество, но и общество в целом. <...> и его заместителей, ухитрившихся настроить против себя не только профессиональные сообщества, но и Академию наук и Государственную Думу, включая фракцию правящей партии «Единая Россия». <...> Абсурдными названы 5 критериев эффективности вузов, которые оппоненты считают «критериями неизвестно чего» и которых, тем не менее, хватило, чтобы нанести репутационный удар четверти государственных российских вузов, поместив их в список неэффективных. <...> Те, кто получает 20–30 тысяч рублей в месяц, по мнению министра, – либо преподаватели невысокого уровня, либо преподаватели, которые подрабатывают в нескольких вузах; либо, наконец, преподаватели, которые перекладывают часть расходов по своему содержанию на студентов. <...> Министр заключил: вузы, где такие препода© Глухова А. В., 2013 64 ватели есть, не могут называться эффективно работающими. <...> В Интернете появились сайты, на которых идет сбор подписей преподавателей с требованием чрезвычайного съезда работников образования как крайней меры, призванной остановить произвол министерской бюрократии. <...> Между тем проблемы в образовании имеются, и достаточно серьезные. <...> Они подлежат рассмотрению квалифицированным научно-педагогическим сообществом, тем более что здесь нет готовых решений, подобных тем, которые <...>