ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В РОССИИ
2017. № 3
Журнал издается с 2007 года
Научное издание
ФГБОУ ВО
«Уральский
государственный
педагогический
университет»
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере массовых
коммуникаций, связи и охраны культурного наследия.
Свидетельство о регистрации
ПИ № ФС 77-35570
от 04.03.2009
Зарегистрирован Международным центром стандартной нумерации сериальных
изданий (International Standart Serial Numbering — ISSN) с присвоением
международного стандартного номера
ISSN 2079-8717
от 27.05.2010
Материалы журнала размещаются на сайте научных журналов
Уральского государственного педагогического университета:
journals.uspu.ru
Материалы журнала размещаются на платформе Российского индекса
научного цитирования (РИНЦ) Российской универсальной научной
библиотеки, id=30801.
Журнал включен в базу данных European Reference Index for the Humanities
(ERIH PLUS), id 486677.
Включен в Объединенный каталог «Пресса России». Подписку можно
оформить в любом почтовом отделении России.
ИНДЕКС 81954
Включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов
и изданий, в которых должны быть опубликованы основные результаты диссертаций
на соискание ученой степени доктора и кандидата наук, Решением
Президиума Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и
науки РФ с 2010 года.
ISSN 2079-8717
Стр.1
2
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:
доктор педагогических наук, профессор
А. П. УСОЛЬЦЕВ
главный редактор
доктор педагогических наук, профессор А. А. СИМОНОВА
доктор филологических наук, профессор А. П. ЧУДИНОВ
заместители главного редактора
кандидат филологических наук И. С. ПИРОЖКОВА
заведующий отделом перевода
кандидат педагогических наук, доцент,
Министр общего и профессионального
образования Свердловской области
Ю. И. БИКТУГАНОВ (Екатеринбург, Россия)
доктор педагогических наук, профессор Л. В. ВОРОНИНА
(Екатеринбург, Россия)
кандидат филологических наук, доцент М. Б. ВОРОШИЛОВА (Екатеринбург, Россия)
кандидат педагогических наук, профессор А. В. ГРИШИН
доктор педагогических наук, профессор Ю. Н. ГАЛАГУЗОВА (Екатеринбург, Россия)
кандидат технических наук, доцент
Н. Н. ДАВЫДОВА
доктор психологических наук,
профессор, член-корреспондент РАО
Э. Ф. ЗЕЕР
доктор педагогических наук, профессор Б. М. ИГОШЕВ
доктор педагогических наук, профессор
доктор филологических наук, профессор М. Л. КУСОВА
кандидат педагогических наук
ЛИ МИНЬ
Е. В. КОРОТАЕВА
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Чанчунь, Китай)
доктор педагогических наук, профессор И. Г. ЛИПАТНИКОВА (Екатеринбург, Россия)
доктор психологических наук, профессор С. А. МИНЮРОВА
доктор наук, профессор
Г. В. ПШЕБИНДА
доктор педагогических наук, профессор Н. С. ПУРЫШЕВА
доктор педагогических наук, профессор Н. Н. СЕРГЕЕВА
(Екатеринбург, Россия)
(Кросно, Польша)
(Москва, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
доктор педагогических наук, профессор Б. Е. СТАРИЧЕНКО (Екатеринбург, Россия)
доктор психологических наук, профессор Э. Э. СЫМАНЮК
(Екатеринбург, Россия)
доктор педагогических наук, профессор Н. Г. ТАГИЛЬЦЕВА (Екатеринбург, Россия)
доктор педагогических наук
Л. ЦВЕТАНОВАЧУРУКОВА
доктор
наук, профессор
доктор педагогических наук, профессор
ЦИНЬ ХЭ
Т. Н. ШАМАЛО
(Екатеринбург, Россия)
(Благоевград, Болгария)
(Чанчунь, Китай)
(Екатеринбург, Россия)
Стр.2
3
Ural State Pedagogical University
PEDAGOGICAL EDUCATION
IN RUSSIA
2017. № 3
EDITORIAL BOARD:
Doctor of Pedagogy, Professor
A. P. USOLTSEV
Editor-in-Chief
Doctor of Pedagogy, Professor А. А. SIMONOVA
Doctor of Philology, Professor А. P. CHUDINOV
Deputy Editors
Candidate of Philology, I. S. PIROZHKOVA
Head of Translation Department
Candidate of Pedagogy, Associate Professor,
Minister of General and Professional
Education of Sverdlovsk Oblast
Doctor of Pedagogy, Professor
Candidate of Philology, Associate Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Candidate of Pedagogy, Professor
Candidate of Technical Sciences, Associate
Professor
Doctor of Psychology, Professor,
Corresponding Member of the Russian Academy
of Education
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Philology, Professor
Candidate of Pedagogy
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Psychology, Professor
PhD, Professor
Doctor of Pedagogy, Profesor
Doctor of Pedagogy, Profesor
Doctor of Pedagogy, Profesor
Doctor of Psychology, Professor
Doctor of Pedagogy, Profesor
Doctor of Pedagogy
PhD, Professor
Doctor of Pedagogy, Profesor
YU. I. BIKTUGANOV
L. V. VORONINA
M. B. VOROSHILOVA
YU. N. GALAGUZOVA
A. V. CRISHIN
N. N. DAVYDOVA
E. F. ZEER
B. М. IGOSHEV
E. V. KOROTAEVA
М. L. KUSOVA
LI MIHN
I. G. LIPATNIKOVA
S. A. MINIUROVA
G. V. PRZEBINDA
N. S. PURYSHEVA
N. N. SERGEEVA
B. E. STARICHENKO
E. E. SYMANIUK
N. G. TAGILTSEVA
L. TSVETANOVACHURUKOVA
QIN
HE
T. N. SHAMALO
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Changchun, China)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Krosno, Poland)
(Moscow, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Blagoevgrad, Bulgaria)
(Changchun, China)
(Ekaterinburg, Russia)
Стр.3
4
СОДЕРЖАНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Долженко Р. А.
Система корпоративного обучения: содержание, место в системе образования
и основные подходы к реализации в компании ................................................................... 6
Попова Н. Е., Еремина О. А.
Профессиональный стандарт «Педагог»: от теории к практике ..................................... 15
Савельев В. В.
Применение методов тематического моделирования к профессиональным
стандартам для реализации модульного подхода к классификации профессий.......... 22
Смирнова И. Л.
Повторение музыкальных произведений как условие освоения исполнительского
репертуара учителя музыки ................................................................................................... 29
Урванцева С. О.
Формирование педагогических компетенций будущих юристов
средствами правового просвещения пожилых людей ....................................................... 34
ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Гафнер В. В., Ширшов В. Д.
Эстетическое воспитание учащихся при изучении предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности» ..................................................................... 39
Куприна Н. Г., Оганесян Э. Д.
Развитие у младших школьников эмоционально-ценностного восприятия
произведений искусства как педагогическая проблема ................................................... 45
Мазевская А. Е.
Школа как механизм формирования нравственной личности
(на примере школьного образования в Японии) ............................................................... 52
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Тенкачева Т. Р.
Особенности коммуникативного развития дошкольников с задержкой речевого
развития, обучающихся в условиях дошкольной образовательной организации ........ 57
Филиппова А. Р.
Методика формирования аргументативных умений
у детей старшего дошкольного возраста при знакомстве с природой ............................ 62
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Тагильцева Н. Г., Курлапов М. Н.
Диагностика развитости коммуникативных навыков
младших школьников – участников скрипичного ансамбля ........................................... 68
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Андреева О. С., Богданова М. В.
Кинотерапия как способ формирования этнической толерантности у студентов ........ 76
Бисембаева А. К.
Структурно-функциональная модель формирования
конфликтологической готовности будущих педагогов-психологов ............................... 84
Никифорова Д. М., Бойко А. Д.
Модель безопасного защитного и совладающего поведения педагогов ........................90
Стр.4
5
ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Мазурчук Н. И., Мазурчук Е. О.
Современные подходы к трактовке понятий «семья» и «биологическая семья
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ......................................... 97
Фоменко С. Л.
К вопросу о моделях тьюторского сопровождения обучающихся
в образовательном процессе ................................................................................................ 102
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Москаленко М. Р., Толстых О. А.
Актуальные вопросы подготовки учителей истории,
обществознания и права в российских вузах .................................................................... 108
ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ
Гурова О. В., Кружкова О. В.
Вандализм как деструктивная стратегия реализации субъектности подростка………115
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Забара Л. И., Якина Л. Н.
Арт-терапия как инновационная технология социально-педагогической деятельности
с детьми: к проблеме теории и методологии .................................................................... 122
ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Попов М. В., Клименко И. М.
Общеобразовательные школы и учительство Екатеринбурга
в период деятельности белогвардейских правительств (июль 1918 – июнь 1919 гг.) ........ 132
РЕЦЕНЗИИ
Галагузова М. А.
Культурные ландшафты Урала: возвращение забытого имени .................................... 140
Информация для авторов ................................................................................................................ 142
Стр.5