22 УДК 37.048.45 ББК Ч420.053.6 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГСНТИ 14.35.07 Код ВАК 13.00.02 Савельев Владимир Вадимович, аспирант, кафедра педагогики и психологии образования, Институт социальных и политических наук, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. <...> 607; e-mail: bbsav91@gmail.com ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ СТАНДАРТАМ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ МОДУЛЬНОГО ПОДХОДА К КЛАССИФИКАЦИИ ПРОФЕССИЙ КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: профориентация школьников; классификация профессий; модульный подход; тематическое моделирование; выбор профессии; профессиональные стандарты; профессиональная ориентация; профессиональное самоопределение; профориентационная работа. <...> В данной статье представлены результаты разработки классификации профессий на основании модульного подхода, предложенного В. Е. Гавриловым. <...> Получившаяся классификация состоит из 12 модулей – типовых элементов деятельности, – каждый из которых входит в состав целого ряда профессий. <...> Совокупность модулей, входящих в ту или иную профессию, формирует ее профиль. <...> Каждый из представленных модулей имеет список ключевых слов-индикаторов, по которым можно выявлять профиль профессии на основании должностных инструкций, представленных в едином тарифно-квалификационном справочнике, общероссийском классификаторе занятий, а также в иных нормативных документах. <...> Разработка данной классификации осуществлялась с применением алгоритма тематического моделирования текстов на естественном языке – Латентного Размещения Дирихле (или LDA). <...> Использование данного алгоритма при обработке большого количества документов (так называемого корпуса текстов) дает возможность получить список тем, указывающих на смысловое содержание данных текстов. <...> Каждая тема по сути представляет собой список ключевых слов, совместно встречающихся в большом количестве документов. <...> Данный алгоритм был применен к корпусу, состоящему из профессиональных <...>