Журнал «Сибирский учитель» включен в перечень ВАК
с декабря 2015 года
Журнал «Сибирский учитель» включен в систему
Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
Журнал основан и издается с ноября 1998 года
Выходит один раз в два месяца
Учредители:
Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области
Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
(НИПКиПРО)
Главный редактор
Василий Яковлевич Синенко, академик РАО, доктор педагогических наук, професcор, заслуженный учитель
РФ, ректор НИПКиПРО
Заместитель главного редактора
К. Б. Умбрашко, доктор исторических наук, профессор, проректор по научно-методической
работе НИПКиПРО
Литературный редактор
Т. В. Савельева
редакционный совет:
О. К. Агавелян, д-р психол. наук, проф. каф. коррекционной
педагогики и специальной психологии НИПКиПРО
В. С. Барсукова, канд. биол. наук, заместитель начальника
отдела кадровой политики Министерства образования,
науки и инновационной политики
области
Новосибирской
И. Л. Беленок, д-р пед. наук, проф., проректор по учебнометодической
работе НИПКиПРО
Т. И. Березина, д-р пед. наук, проф., проректор по
информационным технологиям МПГУ, и.о. зав. кафедрой
педагогики и психологии профессионального
образования МПГУ, г. Москва
Е. В. Бондаревская, академик РАО, д-р пед. наук, проф.,
зав. каф. педагогики Педагогического института Южного
федерального университета, заслуж. учитель РФ,
г. Ростов-на-Дону
Я. Я. Боргено, проректор по профессиональному образованию
НИПКиПРО, заслуженный учитель РФ
Н. Е. Буланкина, д-р филос. наук, проф., зав. каф. гуманитарного
образования НИПКиПРО
Г. Н. Жарова, канд. биол. наук, доц., гл. науч. сотрудник научно-методического
отдела коррекционно-развивающего
обучения НИПКиПРО
Корректор Любовь Трошкина
Компьютерная верстка Галины Ястребовой
адрес редакции и издательства:
630007, Новосибирск, ул. Красный пр., 2. Тел. (383) 223-56-96. E-mail: iio99@mail.ru
Журнал распространяется по подписке и в розницу. Цена свободная. Относится к производственно-практическим
изданиям.
Подписной индекс по Объединенному каталогу «Пресса России» — 53016.
Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых
коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-21098 от 12 мая 2005 года.
За тексты рекламных объявлений редакция ответственности не несет.
Печатная и электронная версии журнала «Сибирский учитель» 29 ноября 2005 года зарегистрированы в Париже
в Международном регистрационном каталоге.
Для печатной версии: ISSN 1817-6488 Основное название: Sibirskij ucitel` (Print)
Для электронной версии: URL: http://www.sibuch.ru ISSN 1817-6496 Основное название: Sibirskij ucitel` (Online)
При перепечатке ссылка на журнал обязательна. Подписано в печать 10.08.16. Формат 60x84/8.
Бумага офсетная. Гарнитура Myriad Pro. Печать RISO. Усл. печ. л. 14,8. Заказ № 36. Тираж 1200 экз.
Отпечатано в типографии НИПКиПРО, г. Новосибирск, ул. Красный пр., 2. Тел. (383) 223-56-96
© Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2016
Т. И. Горелова, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики и психологии
НИПКиПРО
Р. О. Агавелян, д-р психол. наук, проф., директор Института
детства Новосибирского государственного педагогического
университета, проф. каф. коррекционной педагогики
и специальной психологии НИПКиПРО
О. Г. Красношлыкова, д-р пед. наук, проф., ректор Кузбасского
регионального ИПКиПРО, г. Кемерово
А. А. Корольков, д-р филос. наук, проф., академик РАО, зав.
каф. философской антропологии и истории философии
РГПУ им. А. И. Герцена, заслуженный работник высшей
школы, г. Санкт-Петербург
А. А. Кузнецов, академик РАО, д-р пед. наук, проф., вицепрезидент
РАО, г. Москва
А. В. Молокова, д-р пед. наук, проф., зав. каф. начального
образования, ст. науч. сотрудник научно-методического
центра «Современные технологии» НИПКиПРО
С. А. Нелюбов, д-р пед. наук, доцент, министр образования,
науки и инновационной политики Новосибирской области
М.
П. Пальянов, д-р пед. наук, проф., начальник центра
исследований инновационной деятельности в профессиональном
образовании Кузбасского регионального
института развития профессионального образования,
г. Кемерово
Л. А. Сайдакова, канд. геогр. наук, доцент, ведущ. науч.
сотр. научно-методического отдела инклюзивного
образования НИПКиПРО
Ю. В. Сенько, академик РАО, д-р пед. наук, проф. каф.
педагогики высшей школы информационных образовательных
технологий АлтГУ, г. Барнаул
Т. В. Смолеусова, канд. пед. наук, доц., проф. каф. начального
образования НИПКиПРО,
общего образования РФ
Ответственный секретарь Елена Дударко
Перевод Любови Трошкиной
почетный работник
Стр.1
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Интеграция современных подходов
в системе общего образования —
фактор его перспективного развития
В одном из выступлений предыдущий президент
страны Д. А. Медведев указал на то, что требуется
возрождение одной из лучших в мире систем
общего образования, которой обладал Советский
Союз. Действительно, в системе общего образования
того периода сочеталась фундаментальность
содержания с выверенной практической направленностью.
Вот почему учащиеся советской школы
на олимпиадах мирового уровня занимали ведущие
места, а уровень научных исследований вызывал
уважение мирового научного сообщества.
В системе нынешнего общего образования стал преобладать прагматизм. Казалось бы, зачем
конкретному ученику так глубоко изучать физику (математику, химию и т. д.), если он проявляет
интерес к другой научной области? Мы «переиначили» смысл общего образования и считаем,
что оно охватывает всех детей, то есть — для всех. Общее же образование является общим для
всех по набору образовательных областей и их содержанию, независимо от того, чем будущий
гражданин будет заниматься во взрослой жизни. В этом отношении современные стандарты и выполняют
свою функцию (обязательный базовый уровень содержания образования). К сожалению,
есть лазейки для тех, кто внимательно относится к изучению детьми некоторых предметов (необходимость
обеспечения специального образования, приборов, кабинетов и т. д.), и тогда вступает
в силу «изучение предметов по выбору». По поводу смысла понятия «общее образование» и изучения
тех или иных предметов высказался академик В. Г. Разумовский: «Физику в школе основательно
изучать должны прежде всего те, кто в жизни с ней как наукой не будет иметь дела…».
Дело в том, что набор всех учебных предметов в системе общего образования необходим для
формирования полноценного мировоззрения, объективного научного миропонимания с целью
успешного и полезного для общества проживания во взрослой жизни.
И все-таки в системе нынешнего образования, несмотря на доминирование прагматизма, сделано
немало полезного для развития школы, детей. Успешно идет становление информационных
технологий и на их основе дистантного обучения, налаживается система исследовательской деятельности
учащихся, начинает возрождаться техническое творчество детей, основательно рассматриваются
вопросы сохранения здоровья детей. Заметно продвинулось решение вопросов по
обучению детей с ОВЗ, включая систему инклюзивного образования. Особо рассматривается система
работы с одаренными учащимися, создания специализированных классов. Особым аспектом
в инновационности общего образования выступает единый государственный экзамен. Надо
признать, что, выйдя за пределы заключительной оценки успешности ученика, данный экзамен
претерпел изменения, на которые не рассчитывали его авторы. Можно было бы приводить еще
много примеров различных направлений в развитии нынешнего общего образования.
Безусловно, остается еще много эклектики, разобщенности в основных направлениях развития
общего образования. Важно обеспечить метапредметность, взаимосвязь между этими различными
направлениями (пусть хотя бы не на уровне единства, но на уровне прочных интегративных
связей — обязательно). Необходимо помнить: нет второстепенных учебных предметов. Если нам
удастся привести в единую систему всё, что сделано за последние годы в общем образовании, то
у российской общеобразовательной школы откроются серьезные положительные перспективы.
Стр.2
В номере:
АБРИС ПРОБЛЕМЫ
С. А. Нелюбов
Современная образовательная политика
Новосибирской области
И. В. Мануйлова
Региональный образовательный процесс:
законотворческие аспекты
Ю. Г. Молоков
Политехнизм как условие становления
современной российской школы
Н. Е. Буланкина
Методология современного
профессионального образования учителя
в контексте теории культурного
самоопределения личности
А. А. Никитин, А. С. Марковичев,
Ю. В. Михеев, Н. В. Харина
Школьная математика:
проблемы и перспективы
О. Г. Чечулина
Методическая деятельность педагога
и обеспечение образовательного процесса
В. Я. Синенко, И. А. Маврина,
А. С. Марковичев, Н. В. Харина
Личностно-ролевой подход в организации
самостоятельной работы обучающихся
при подготовке к ЕГЭ по математике
А. А. Черняков
Обучение и оказание услуг:
философское противоречие
С. В. Смирнова
Организация адресного профессионального
развития руководителей общеобразовательных
школ Новосибирской области на уровне
муниципалитета и региона:
проблемы и способы их решения
В. Н. Карташова
Аксиологическая составляющая
содержания подготовки будущих учителей
иностранного языка
Л. П. Робустова
Компьютеризация музыкального образования:
исторический аспект
В НАУЧНОМ ПОИСКЕ
Е. А. Тюгашев
Социокультурная педагогика
и социокультурный подход: валюативная
и рефлективная интерпретации
Е. О. Акишина
Применение активных и интерактивных
методов в философском познании
и преподавании философии
Д. В. Полежаев
Ментальный подход в образовании:
философское измерение социальных проектов
Е. В. Погребняк
Направления развития системы
дополнительного профессионального
образования в контексте требований
к компетентности учителя
59
63
67
72
5
12
15
19
26
33
37
43
47
В. А. Шишкин
Формационный и цивилизационный
подход в России: вызовы и решения
ФОРУМ: ГОТОВИМСЯ К РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА
ПЕДАГОГА
А. В. Молокова
Профессиональный стандарт педагога —
ресурс развития педагогической компетентности
Т. П. Горохова, С. В. Эм, М. А. Горбунова
Особенности взаимодействия
в диаде «педагог — родители обучающихся
с проблемами слуха»
Е. В. Галкина, Е. В. Карпова
Корректировка учебной деятельности
с учетом своеобразия динамики
развития мальчиков и девочек
О. Г. Лычагина, Т. А. Зайцева, Э. Г. Гельд
Взаимодействие учителя с родителями
по проектированию индивидуальной
образовательной траектории
неуспевающих школьников
С. А. Зайцева, В. Г. Полякова
ИКТ-компетентность учителя — основа
успешной педагогической деятельности
И. М. Михно
Модель школьного инженерного образования:
опыт, перспективы, развитие
Ж. А. Маслова, Е. В. Минаева
Образование детско-взрослых сообществ
в мире виртуальной реальности
ЗАОЧНЫЙ ПЕДСОВЕТ
55
Н. В. Максимова, Н. К. Ларионова, С. Н. Колесова
Профессионализм учителя в фокусе
предметной олимпиады: русский язык
и литература
И. А. Бабанова
Формирование позитивного имиджа
образовательной организации —
требования современности
Т. А. Свиридова
Роль электронного обучения
в развитии инновационной среды
образовательной организации
Е. А. Клаус
Воспитание ответственного поведения
обучающихся начальных классов
ПО СТРАНИЦАМ КНИГ И ЖУРНАЛОВ
Новые поступления в библиотеку НИПКиПРО
Особенности образования в сельской школе
Библиографический обзор
Подготовила Е. С. Карамнова
87
126
113
117
120
123
84
88
93
98
103
107
110
76
Стр.3
Contents
PROBLEM OUTLINE
S. A. Nelyubov
Modern Educational Policy of Novosibirsk Region
I. V. Manuylova
Regional Educational Process: Lawmaking Aspects
Yu. G. Molokov
Polytechnism as a Condition of the Development
of the Modern Russian School
N. E. Bulankina
Methodology of Modern Vocational Education for
Teachers and the Theory of Cultural Self-determination
of a Personality
A. A. Nikitin, A. S. Markovichev,
Y. V. Mikheev, N. V. Kharina
School Mathematics: Problems and Perspectives
O. G. Chechulina
Methodological Activity of Teachers and the Support
of Educational Process
V. Ya. Sinenko, I. A. Mavrina,
A. S. Markovichev, N. V. Kharina
Personal and Role-based Approach to the Students’
Self-directed Work Planning while Preparing for
the Unified State Exam in Mathematics
A. A. Chernyakov
Teaching and Teaching Services: Philosophic
Opposition
S. V. Smirnova
The Organization of Targeted Professional Development
of Heads of Secondary Schools of Novosibirsk
Region on the Municipality and the Regional
Level: Problems and Solutions
V. N. Kartashovа
Axiological Component of Training of Future Teachers
of Foreign Languages
L. P. Robustova
Computerization of Music Education: Historical
Aspect
RESEARCH QUEST
E. A. Тyugashev
Sociocultural Pedagogy and Sociocultural
Approach: Value and Reflective Interpretations
E. O. Akishina
Application of Active and Interactive Methods in
Philosophical Knowledge and Teaching
of Philosophy
D. V. Polezhaev
The Mental Approach to Education: Philosophical
Dimension of Social Projects
E. V. Pogrebnyak
Directions of the Development of the System
of Additional Vocational Education in the Context
of Teacher’s Professional Competence Requirements
59
63
67
72
5
12
15
19
26
33
37
43
47
51
55
V.
A. Shishkin
Formational
and Civilizational Approaches
Russia: Challenges and Solutions
FORUM: PREPARING TO IMPLEMENT
TEACHER’S PROFESSIONAL STANDARD
A. V. Molokova
Teacher’s Professional Standard as a Resource for
the Development of Pedagogical Competence
T. P. Gorokhova, S. V. Em, M. A. Gorbunova
Specifics of Interaction between Teacher and
Parents of Students with Hearing Loss
E. V. Galkina, E. V. Karpova
The Adjustment of Educational Activity Taking into
Consideration the Peculiarities of the Development
of Boys and Girls
O. G. Lychagina,T. A. Zaytseva, E. G. Geld
Teacher-Parents Interaction in Designing Individual
Educational Trajectories of Students
S. A. Zaitseva, V. G. Poliakova
Teacher’s ICT Competence as the Basis for Successful
Professional Activity
I. M. Mihno
The Model of Engineering Education in School:
Experience, Perspectives, Development
Zh. A. Maslova, E. V. Minaeva
The Formation of Children and Adults Communities
in Virtual Reality
TEACHERS’ COUNCIL
BY CORRESPONDENCE
N. V. Maksimova, N. K. Larionova, S. N. Kolesova
Teacher’s Professionalism in Subject Olympiad:
Russian Language and Literature
I. A. Babanova
Modern Requirements: Creating a Positive Image
of an Educational Institution
T. A. Sviridova
The Role of E-learning in the Development of Innovative
Environment of Educational Organization
E. A. Klaus
Developing Responsible Behavior of Students in
Primary Classes
BOOKS AND JOURNALS REVIEW
New Arrivals into the Library of the Novosibirsk
Teachers’ Upgrading and Retraining Institute
Compiled by T. P. Stasenko
Teaching in Rural School
Bibliographic review
Compiled by E. S. Karamnova
87
126
113
117
120
123
84
88
93
98
103
107
110
in
76
Стр.4