В НАУЧНОМ ПОИСКЕ УДК 37.01 Дмитрий владимирович ПолежАев, доктор философских наук, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования, профессор, заведующий кафедрой общественных наук волгоградской государственной академии последипломного образования, г. волгоград Ментальный подход в образовании: философское измерение социальных проектов В поиске ментальных оснований социальных проектов мы исходим из того, что институт образования и его составляющие — акторы — традиционно являются основными участниками социальных преобразований. <...> Cила образования как социального феномена связана вовсе не с тем, что образование есть сфера, требующая непрерывной содержательной или формальной трансформации. <...> Наоборот, пространство образования консервативно, а изменения в нем внутренне обусловлены и институциализируются в течение исторически длительного времени. <...> Ключевые слова: идентичность, историческая память, история, менталитет общества, ментальность личности, ментальные проекты, ментальный подход, проектные технологии, философия образования. <...> В предъявляемых к обществу и государству требованиях социальных преобразований часто звучит призыв изменения менталитета общества, народа или нации, ментальностей отдельных социальных групп большего или меньшего объема или даже личностных ментальностей отдельных индивидов. <...> Хотя для большинства ученых-исследователей вполне понятно, что феномены ментального плана, независимо от их индивидуальноличностного или социально-группового измерения, не принадлежат к деятельности «большой истории» и не могут быть изменены в относительно короткие сроки. <...> Это касается и ментального измерения современ№ 4 (107) июль—август 2016 ных социально-политических явлений (имеется в виду массовая миграция в Европу населения азиатских, африканских и частично, европейских стран), имеющих в основе своей преимущественно экономические ориентиры <...>