Актуальные проблемы современной науки, № 5, 2011
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Экономические науки
Экономика и управление народным хозяйством
Андронова И.А., кандидат экономических наук, доцент
Шевчук П.П., аспирант
(Национальный
исследовательский
университет «Высшая школа экономики»)
ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАЩИТЫ
ИНТЕРЕСОВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В РОССИИ
С принятием Федерального закона от 01 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» саморегулирование защиты интересов потребителей не перестало
быть одной из актуальных целей государственной политики. <...> С этого года появились
10
Актуальные проблемы современной науки, № 5, 2011
общие программные документы органов ЕЭС в данной сфере, а затем и нормативные акты в
форме директив Совета ЕС. <...> В основе защиты экономических интересов потребителей лежат
следующие принципы:
• исключение злоупотребления правами потребителей в односторонне составленных
договорах и т. д.;
• возмещение ущерба, причиненного ненадлежащего качества товарами и услугами;
• предоставление потребителям средств защиты от ложной рекламы или умышленного
введения в заблуждение в отношении товаров и услуг, включая финансовые услуги;
• обеспечение достоверной информации относительно качества и свойств товаров (услуг) в рекламе, на упаковке либо иным способом;
11
Актуальные проблемы современной науки, № 5, 2011
обеспечение послепродажного обслуживания предметов длительного пользования;
предоставление широкого ассортимента товаров и услуг для адекватного потребительского выбора. <...> При защите экономических интересов потребителей Программа учитывала принципы,
заложенные в первой Программе, одновременно предусматривая и новые направления – защиту специфических групп потребителей, учет интересов потребителей при проведении
•
•
12
Актуальные проблемы современной науки, № 5, 2011
сельскохозяйственной политики, особенно в отношении цен и уровня снабжения <...>
Актуальные_проблемы_современной_науки_№5_2011.pdf
Актуальные проблемы современной науки, № 5, 2011
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Экономические науки
Экономика и управление народным хозяйством
Андронова И.А., кандидат экономических
наук, доцент
Шевчук П.П., аспирант
(Национальный
исследовательский
университет «Высшая школа экономики»)
ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ
АСПЕКТ РАЗВИТИЯ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАЩИТЫ
ИНТЕРЕСОВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В РОССИИ
С принятием Федерального закона от 01 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых
организациях» саморегулирование защиты интересов потребителей не перестало
быть одной из актуальных целей государственной политики.
В подтверждение сказанного можно назвать приказ Министерства промышленности и
торговли РФ № 637, принятый в конце июля 2010 года, и утвердивший Методические рекомендации
по разработке региональных программ развития торговли. В пункте 18 данных
Методических рекомендаций перечисляются рекомендуемые цели региональных программ
развития торговли, сформулированные в соответствии с приоритетными направлениями государственной
политики, определенными в посланиях Президента Российской Федерации
Федеральному Собранию Российской Федерации, утвержденных Правительством Российской
Федерации программах социально-экономического развития Российской Федерации,
Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом
Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года № 120, Программе развития конкуренции
в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской
Федерации от 19 мая 2009 года № 691-р. В качестве одной из таких целей названо развитие
партнерства с саморегулируемыми организациями оптового продовольственного комплекса
и потребительского рынка в целях защиты интересов потребителей в области качества
и безопасности продовольствия; развитие саморегулирования в сфере торговли.
В данной статье авторы рассмотрят саморегулирование защиты интересов потребителей
в нескольких сферах государственной политики (как обязательное, так и основанное на добровольных
началах).
Прежде чем перейти к анализу компонентов институциональной среды и институциональных
соглашений, определяющих характеристики данной институциональной альтернативы,
рассмотрим историко-правовой аспект закона о защите прав потребителей и основные
этапы развития политики и права в области саморегулирования.
Международный опыт, накопленный странами-участниками ЕЭС и государствамичленами
ООН, представляется весьма полезным для всех государств, и, в частности, России,
так как законодательство о защите прав потребителей у нас появилось сравнительно недавно.
Вплоть до 1973 года на уровне стран – участников ЕЭС не предпринимались какие-либо
попытки рассматривать специально вопрос, связанный с потребительской политикой и созданием
правовой базы с целью защиты интересов потребителей. В 1973 году в рамках Комиссии
ЕС создается специальный орган – Консультативный комитет по защите прав потребителей.
ЕЭС с принятием первой программы по защите прав потребителей в 1975 года официально
стала проводиться политика по защите прав потребителей. С этого года появились
10
Стр.1