© Журнал «Вопросы литературы», 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Век минувший
Портретная галерея
Юрий Трифонов
9 <...> Роман Юрия Буйды «Синяя кровь»:
жизнь как театр или театр жизни? <...> Они говорят о
том, в какой мере в биографии должны сочетаться жизнь и
творчество, документ и интуиция, желание сказать правду и не
быть оскорбительным. <...> Между про
чим, многие и смотрят сегодня на его творчество как на
литературный оттиск того времени, теперешнему читате
лю уже мало созвучный, а потому и не слишком интерес
ный. <...> В свое время ангажированная советская критика поч
ти так же, как когдато Чехова, упрекала Трифонова в за
земленности, в увлечении бытописательством, и эти по
преки, надо сказать, не проходили бесследно. <...> 25летний Юрий Трифонов заявил о себе как типич
ный литератор эпохи соцреализма. <...> И
так же как для Чехова все его «Лошадиные фамилии»,
«Унтеры Пришибеевы» и пр. были лишь пробой сил,
только подготовкой к предначертанному ему великому
поприщу, так и проза Трифонова первых полутора деся
тилетий явилась для него своего рода предстартовой пло
щадкой, испытательным полигоном, когда старое еще
цепко держало его в своих соцреалистических объятьях. <...> И если бы не чудо его второго рождения, он был бы сего
дня скорее всего забыт, а его творчество осталось бы дос
тоянием одних историков литературы. <...> Как и все советские писатели, Юрий Трифонов ездил
в творческие командировки, выписывавшиеся редакция
ми журналов. <...> Впрочем, и для новых хозяев жизни, упоенных от
крывшимися перед ними головокружительными возмож
ностями, Юрий Трифонов стал как отыгранная карта. <...> И ко
гда в марте 1999 года в Москве во время международной
конференции «Мир прозы Юрия Трифонова» ее участни
кам был задан вопрос: «Влияет ли проза Трифонова на со
временную русскую словесность?», ответ был единодушен:
«да». <...> 18летний Саша Антипов, своего рода alter ego
писателя, житейски неприспособленный, медлительный
тугодум, как и автор, лишившийся в детстве родителей
(отец расстрелян, мать <...>
Вопросы_литературы_№1_2013.pdf
Январь — Февраль 2013
Стр.3
Главный редактор
И. О. ШАЙТАНОВ
РЕДАКЦИОННАЯ
КОЛЛЕГИЯ:
К. М. Азадовский, А. Д. Алехин, Н. А. Анастасьев,
С. Г. Бочаров, Г. Г. Красухин,
Ю. В. Манн, В. Л. Махлин, Б. М. Сарнов,
Е. Ю. Сидоров, А. М. Турков, К. Эмерсон
РЕДАКЦИЯ:
Н. Н. Юргенева (отдел русской классической литературы),
Т. В. Еремеева (редактор),
Е. М. Луценко (отдел библиографии),
Е. А. Погорелая (ответственный секретарь),
С. А. Чередниченко (заведующий редакцией),
И. Ю. Ковалева (директор)
Учредители: РОФ «Литературная критика»,
редакция журнала критики и литературоведения
«Вопросы литературы»
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
ПИ № ФС7747288 от 17 ноября 2011 г.
Выражаем благодарность за финансовую поддержку,
которую оказывают журналу Министерство культуры РФ и
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям.
© Журнал «Вопросы литературы», 2012
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
Век минувший
Портретная галерея
Юрий Трифонов
9 И. РЕЙФ. Писатель на все времена
Синтез искусств
30 Д. БОСНАК. Картина И. Крамского «Неутешное горе» в ху
дожественной системе поэмы «Москва — Петушки»
Литературное сегодня
62 М. АМУСИН. В Петербурге мы... сойдемся снова?
94 С. ДИВАКОВ. Познавший природу тетивы. О раннем твор
честве Саши Соколова
Новейшая антология
117 Т. ПРОХОРОВА. Роман Юрия Буйды «Синяя кровь»:
жизнь как театр или театр жизни?
В творческой мастерской
136 В. МАКАНИН. С точки зрения времени... Беседу вели М. Пере-
яслова, Е. Погорелая
История русской литературы
151 А. ВАСЬКИН. Похождения русского Мюнхгаузена. Перечи-
тывая графа Ростопчина
А. П. Чехов
193 В. ЗУБАРЕВА. Настоящее и будущее Егорушки. «Степь» в
свете позиционного стиля
5
Стр.5
227 В. БЕСПРОЗВАННЫЙ. К интерпретации рассказа А. П. Че
хова «Дочь Альбиона»
241 А. ЕРМАЧКОВА. «Противно, а придется написать». Н. Не
красов в творчестве А. Чехова
252 В. ТЮПА. Чеховская энциклопедия
Зарубежная литература
263 Г. МИЛЛЕР. Размышления о письме. Перевод с английского
О. Коваленко
274 Ю. ДРЕЙЗИС. Разработка культурной парадигмы постмо
дерна в произведениях китайских авангардистов
Современные имена
300 А. ТАТАРИНОВ. О «гонкуровском» Уэльбеке и «букеров
ском» Барнсе
Теория: проблемы и размышления
Повествовательные стратегии современной прозы
313 В. ПЕТРОВ. L’Аrt prosaїc. Тенденции художественной эво
люции: роман современный и будущий
337 И. САВКИНА. Записки как «деперсонализированный днев
ник»: документальнохудожественный потенциал жанра
355 Ю. ЩЕРБИНИНА. Бес писательства. Об эволюции графома
нии
Слово авторам ЖЗЛ
376 В. НОВИКОВ. Без оглядки на Полину Виардо
Сравнительная поэтика
388 С. КЛИМОВА. Байрон, Пушкин и русские Дон Жуаны. Жан-
ровая судьба вечного образа
Заметки. Реплики. Отклики
419 Г. СТЕПАНОВА. В параллельных мирах. Интертекст русской
классики в пьесе М. Горького «На дне»
6
Стр.6
425 С. ГОРБУШИН, Е. ОБУХОВ. О композиции «Случаев» Да
ниила Хармса
Обзоры и рецензии
435 Ж. ГОЛЕНКО. Каждый текст — автобиография. Вопрос
лишь: какая?
454 К. БАРШТ. Немецкий взгляд на Платонова и платоноведе
ние
Книжный разворот
472 Сильвия Зассе. Яд в ухо: исповедь и признание в русской ли
тературе (О. ДЖУМАЙЛО); И. В. Кондаков. Вместо Пуш
кина. Этюды о русском постмодернизме (Е. АБДУЛЛАЕВ);
Владимир Радзишевский. Между жизнью и смертью. Хро
ника последних дней Владимира Маяковского (Г. АРОСЕВ);
Т. Ратькина. Никому не задолжав... Литературная критика и
эссеистика А. Д. Синявского (К. РАПП); А.И. Батюто. Днев
ник (1936—1952 годы). Стихи (И. БИТЮГОВА); И. М.Ле
видова. Калиф из Багдада. О. Генри и его новелла
(Л. ЕГОРОВА); M. Saunders. Self Impression: LifeWriting,
Autobiografiction and the Forms of Modern Literature
(Ж. ГОЛЕНКО)
В шутку и всерьез
496 Эдуард ШУЛЬМАН. И это все в меня запало... Коротышки и
нотабеночки
501 ЯМБО [А. Аверченко]. Российский Ренессанс. Публикация
Рафаэля Соколовского
7
Стр.7