Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634417)
Контекстум
.
Вопросы литературы  / №1 2013

L’Аrt prosaїc. Тенденции художественной эволюции. Роман современный и будущий (66,00 руб.)

0   0
АвторыПЕТРОВ В.
Страниц24
ID236671
Аннотация.
L’Аrt prosaїc. Тенденции художественной эволюции. Роман современный и будущий / В. ПЕТРОВ // Вопросы литературы .— 2013 .— №1 .— URL: https://rucont.ru/efd/236671 (дата обращения: 16.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ТЕНДЕНЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЭВОЛЮЦИИ: РОМАН СОВРЕМЕННЫЙ И БУДУЩИЙ Казалось бы, кому это теперь нужно — слушать длин нющие симфонии, читать пространные (то есть много страничные) поэмы либо романы, etc. — сейчас, в эпоху быстрых перемен, шустрых жизненных темпов, уже про шедшего «ускорения научнотехнического прогресса» и прочих прелестей — «примет времени»? <...> Вроде бы уже стали несовременными произведения, требующие для своего восприятия больших затрат времени (да к тому же и умственных усилий!) <...> Большинству нуж ны лишь «малозатратные» объекты (имея в виду затраты и времени, и умственных усилий): всевозможные «клипы», мининовеллы и миниатюры, джазовые композиции (ведь они основаны на звуковых комбинациях, которые охваты вают временные отрезки до нескольких секунд) и т. п. <...> И представляется очевидной ненужность (и даже «недуж ность») какихлибо «дуже протяженных» художественных объектов; кажется, что кончилась их эпоха — подобно тому, как, по мнению крупнейшего эстетика XX века Колина Мартиндейла1 . <...> Жизненная реальность — и потребность в художественных объектах: к вопросу о детерминации В околонаучных и околохудожественных кругах (осо бенно в отечественных) бытует «рефлекционистская» концепция — мнение, что искусство отражает жизнь; а посему, дескать, какова жизнь — таково и искусство. <...> В свете системноинформационного подхода, искус ство — по крайней мере, «высокое»4 — имеет дело, по сво ей природе, с коренной «перфекционистской» потребно стью человека — необходимостью совершенствования самых фундаментальных ментальных процессов. <...> К числу таких коренных потребностей относится «интеграция» семантических механизмов, реализующих восприятие ре чевого потока; соответствующую «тренировку» осущест вляют такие эстетические феномены, как поэзия и юмор. <...> И потому, хотя «портретная живопись почти всегда изображает людей, одетых в со временном им стиле, и на фоне современной <...>