ÈÇÄÀ¨ÒÑß С 1803 ГОДА (№1458)
Журнал основан имп. Александром I в 1803 году
НА
РОДНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати.
Свидетельство о регистрации № 203 от 22 июня 1994 г.
Учредители æóðíàëà: Министерство образования PФ, Российская академия образования,
Педагогическое общество России, АНО «Издательский дом «Народное образование»
Редакционная коллегия:
Алексей Êóøèð, главный редактор журнала «Народное образование»
Àëåêñàð Àñîëîâ, директор Федерального института развития образования, академик РАО
Âëàèèð Беспалько, академик РАО
Òàòüÿà Êèñàðîâà, главный редактор Издательства «Педагогическое общество России»
Ààòîëèé Âèôëååñêèé, доктор экономических наук
èòðèé Григорьев, доцент, кандидат педагогических наук
Àëåêñàð Êóçåöîâ, министр образования и науки Челябинской области
Àëåêñàð Ëèòâèîâ, заслуженный учитель РФ, директор СШ № 10 г. Лабинска
Валерия Ìóõèà, академик РАО
Àðåé Îñòàïåêî, профессор Кубанского государственного университета, г. Краснодар
Марк Ïîòàøèê, академик РАО
Íèà Öåëèùåâà, редактор журнала «Народное образование»
Åâãåèé ßáóðã, академик РАО
Редакция:
Алексей Кушнир (главный редактор), Светлана Лячина (ответственный секретарь),
Татьяна Абрамова (редактор), Светлана Вишникина (редактор),
Арсений Замостьянов (консультант), Тамара Ерегина (редактор),
Ольга Подколзина (старший редактор), Евгений Руднев (редактор выпуска),
Нина Целищева (редактор), Елена Шишмакова (выпускающий редактор),
Татьяна Озерецкая (перевод)
Производство: Максим Буланов (вёрстка), Артём Цыганков (технолог),
Елена Баланова, Ирина Маслова (корректоры)
Адрес ðåäàêöèè: 109341, Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2.
Тел./факс: (495) 345-52-00. Бесплатный звонок по России: 8-800-100-21-76
E-mail: narob@yandex.ru
Журналы и книги издательства можно увидеть на сайте:
www.narodnoe.org; www.narobraz.ruîå образоваие
При ñîçàèè æóðàëà используются ëèöåçèîûå ïðîóêòû êîïàèè Adobe Systems Inc. (www.Adobe.ru)
¹7-8’2016
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
С.С. Кравцов
Основные направления развития
общероссийской системы оценки
качества образования
И.В. Бестужев-Лада
Норма и патология
народного образования
А.Б. Вифлеемский
Министр новый, грабли старые
Я.А. Елинская,
C.Г. Горин
Влияние онлайн-обучения на
динамику субъектности участников
системы дополнительного
образования
М.М. Поташник
ЕГЭ — хуже, чем преступление,
это ошибка
К.А. Фиофанова
Практики дополнительного
образования
в негосударственном
секторе
9
Анализ основных направлений развития различных оценочных процедур
федерального уровня: единого государственного экзамена, национальных
исследований качества образования, всероссийских проверочных работ,
а также перспективы итогового оценивания по предметам, не входящим
в перечень предметов для ГИА.
16
Взгляд на развитие образования в XXI веке. Образование России:
наблюдения, тенденции, будущее.
25
Нормативное регулирование в образовании. Взгляд автора
на происходящие процессы в сфере управления школами на федеральном
уровне.
34
Позитивные тенденции в изменении ментальности и субъектности
участников онлайн-обучения. Актуализация ценности получения новых
знаний и компетенций в ходе реализации национальной платформы
открытого образования с использованием онлайн-обучения, дистанционных
и интерактивных форм переподготовки и повышения квалификации.
39
ЕГЭ — единственная форма итоговой аттестации. Противоречие
основных нормативных документов, регулирующих содержание
и оценку образовательных результатов. Меры по решению проблем
государственного экзамена. Признание ЕГЭ ошибкой.
50
Анализ развития практик дополнительного образования детей в негосударственном
секторе как развивающейся альтернативы школьных практик
дополнительного образования детей. География распространения практик
дополнительного образования, его новые организационные формы: интеракториумы,
музеи занимательных наук, городки профессий, технопарки,
эксплориумы. Механизмы государственно-частного партнёрства в управлении
дополнительным образованием как сферой развития человеческого
и социального капитала.
2
Народное образование 7-8’2016
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
Д.В. Григорьев
Детские технопарки:
старт нового
образовательного формата
57
Технопарки: определение и значение в развитии образования. Обзор
детских технопарков в России. Государственно-частное партнёрство
в развитии науки, предпринимательства и образования.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ
А.Н. Дахин
Проектирование без понятий
слепо, а компетентность
без содержания пуста
Л.А. Ясюкова
Закономерные этапы
возрастного развития
65
Проблема содержательного наполнения педагогической категории
«компетентность» на основе требований Федерального государственного
образовательного стандарта. Анализ перечня универсальных учебных
действий, необходимых школьникам при системно-деятельностном
обучении. Авторский взгляд на содержание общего образования.
72
Основные кризисные периоды развития детей. Стремительность кризиса
рождения. Развитие речи и адаптация в социальном пространстве
в кризис раннего детства. Освоение окружающего мира в период
детства. Экзистенциальное содержание подросткового кризиса.
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
Т.В. Самсонова,
С.М. Лабезная
Кадры для
высокотехнологичной
экономики: сетевой подход
Н.Л. Галеева
Пять правил реализации
социально ориентированной
модели управления школой
83
Развитие высокотехнологичных отраслей экономики региона и страны.
Поиск, разработка и внедрение модели, интегрирующей ресурсы
различных уровней образования для подготовки кадров для будущего.
89
Социально ориентированная модель внутришкольного управления.
Причины выбора внутришкольных объектов для внешней оценки
качества образовательного процесса. Сопоставление трёх моделей
управления с реальной системой управления в школе. Пять правил,
реализация которых позволяет повысить качество внутришкольного
управления.
Н.Ю. Симушкина
Управление частными
школами в Великобритании
и США: уроки для России
94
Успех частных школ, основанный на их организации. Стратегия
управления школой, разрабатываемая советом управляющих и директором
школы. Тенденции в управлении частными школами на современном
этапе — демократизация управления, привлечение родителей, учащихся
и местных органов управления. Широкое использование способов
и технологий управления и организации, присущих малому бизнесу.
3
Народное образование 7-8’2016
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
Л.С. Рещикова
Безопасность образовательной
среды начальной школы:
необходимость психологической
оценки
Т.Н. Мачурина
Алгоритм работы школьного
психолога с молодым педагогом:
адаптация к школе и гармонизация
профессиональной коммуникации
100
Психологическая безопасность в обеспечении качественного образования.
Оценка психологической безопасности и защищённость от психологического
насилия во взаимодействии участников образовательной среды.
Предотвращение развития насилия как одной из главных угроз психологической
безопасности личности ребёнка.
105
В данной статье представлен алгоритм работы психолога по адаптации
молодого педагога к школе, рассмотрены основные методики
психологической диагностики и основные виды профессиональной
помощи начинающему специалисту.
ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ
В.П. Беспалько
Киберпедагогика —
вызов XXI века
Е.А. Морозова
Модель непрерывного
повышения квалификации
учителей ОРКСЭ
Владимирской области
Г.Г. Эрнст
Самоанализ урока
на основе рефлексии:
в помощь учителю
М.Н. Емельянова
Образовательные журналы
как дидактический материал
В.С. Аванесов
Проблема соединения
тестирования с обучением
109
E-Learning в системе обучения. Возможности киберпедагогики
в образовании человека XXI века. Условия, при которых
киберпедагогика становится эффективным образовательным механизмом.
119
Модель непрерывного повышения квалификации учителей, реализующих
курс «Основы религиозных культур и светской этики»: ценностноцелевой,
организационно-содержательный, результативно-оценочный
компоненты.
123
Педагогическая рефлексия в профессиональной деятельности.
План рефлективного самоанализа урока. Изменения в труде
по результатам самоанализа.
128
Быть эрудированным и обладать аналитическим мышлением — это
модно, современно, это путь к успеху! Как использовать содержание
журнала «Народное образование» для решения этой задачи?
132
Умелое соединение тестирования с обучением даёт начало новой
образовательной технологии. В этой технологии соединяются практика
применения тестовых заданий и теория педагогических измерений,
применение компьютеров и компьютерных программ, автоматизированное
обучение и контроль, мониторинг текущих учебных достижений,
элементов текстологии и педагогики.
4
Народное образование 7-8’2016
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
В.А. Власенко
Как эффективнее
использовать Интернет?
Консультации
141
Ответы на вопросы о комплектации образовательных учреждений
средствами мультимедиаоборудования и возможности применения
его в учебном процессе.
ШКОЛА И ВОСПИТАНИЕ
Е.А. Якушина
Работа классного
руководителя
с социальными сетями
Г.О. Амбарян
Социальная гостиная:
комплексный подход
к реализации права на жизнь
и воспитание в семье
145
Рекомендации классным руководителям и педагогам-организаторам.
Как использовать сетевые средства для коммуникации. Сетевая
коммуникация с учениками и их родителями. Как использовать
социальные сети. Создание и ведение группы в социальных сетях.
Отслеживание активности детей и родителей.
158
Проблема сохранения ценностей и адаптация к школе детей,
находящихся в трудной жизненной ситуации. Профилактика социального
сиротства, безнадзорности несовершеннолетних, насилия в семье
и активизация здорового образа жизни. Восстановление нарушенных
детско-родительских отношений и снижение в семье рисков социального
сиротства.
Консультации
О.В. Козачек
Задайте вопрос психологу
162
О решении проблем детей, родителей и педагогов.
ЖИЗНЬ В ПРОФЕССИИ
Г.М. Ахмедов
А.О. Черняевский —
подвижник образования
Азербайджана
165
Вклад переселенцев из России в развитие образования за её пределами.
А.О. Черняевский и его деятельность в образовании Азербайджана.
Стр.6