Новосибирский государственный педагогический университет
Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ № 3 (66) 2016
Всероссийский научный журнал
Редакционная коллегия
Н. В. Наливайко
главный редактор,
доктор философских
наук, профессор,
директор
НИИ ФО НГПУ
В. И. Паршиков
заместитель
главного редактора,
доктор философских
наук, профессор
Т. С. Косенко
ученый секретарь
журнала, кандидат
философских наук
Учредители:
ФГБОУ ВПО
«Новосибирский
государственный
педагогический
университет»
Научно-исследовательский
институт
философии
образования
Институт
философии и права
СО РАН
Журнал основан
в 2001 г.
Выходит 6 раз в год
Журнал
зарегистрирован
Федеральной
службой по надзору
в сфере связи,
информационных
технологий
и массовых
коммуникаций
ПИ № 77-12553
от 26 апреля 2002 г.
© НИИ ФО НГПУ,
2016
1
К. К. Бегалинова
Е. В. Брызгалина
А. Д. Герасёв
А. А. Грякалов
А. Ж. Жафяров
А. А. Корольков
Б. О. Майер
В. И. Панарин
Н. Пелцова
И. А. Пфаненштиль
Н. С. Рыбаков
Н. А. Ряписов
С. В. Иванова
О. Н. Смолин
В. С. Стёпин
В. В. Целищев
Я. С. Турбовской
Е. В. Ушакова
А. Хогенова
И. Сабо
А. Н. Чумаков
Н. М. Чуринов
C. Мендонса
доктор философских наук, профессор (Казахстан)
кандидат философских наук, доцент (Москва)
доктор биологических наук, профессор (Новосибирск)
доктор философских наук, профессор (Санкт-Петербург)
доктор физико-математических наук, чл.-корр. РАО (Новосибирск)
доктор философских наук, профессор,
академик РАО (Санкт-Петербург)
доктор философских наук (Новосибирск)
доктор философских наук (Новосибирск)
доктор философских наук, профессор (Чехия)
доктор философских наук, профессор (Красноярск)
доктор философских наук, профессор (Псков)
доктор экономических наук (Новосибирск)
доктор философских наук, профессор (Москва)
доктор философских наук, профессор, чл.-корр. РАО (Москва)
академик РАН (Москва)
доктор философских наук, профессор (Новосибирск)
доктор педагогических наук, профессор,
академик АПСН (Москва)
доктор философских наук, профессор (Барнаул)
доктор философских наук, профессор (Чехия)
доктор PhD по педагогике, профессор (США)
доктор философских наук, профессор (Москва)
доктор философских наук, профессор (Красноярск)
доктор PhD по философии, профессор (Бразилия)
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ I
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
КОНКРЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Игнатов С. Б., Игнатова В. А. (Тюмень). Трансдисциплинарный подход:
возможности и средства реализации в содержании образования .............. 14
Кузнецов Д. И., Симанова Н. В. (Санкт-Петербург). Проблема развития
глокальных цивилизаций в рамках
глобального образовательного мира ............................................................................. 3
Гордиенко А. А. (Новосибирск). Человек, вызовы НБИКС-конвергенций
и наука. Статья 2. Вторая компонента человеческой телесности,
НБИКС-технологии и наука ............................................................................................ 25
Андриенко Е. В., Кондратьева Т. Н. (Новосибирск). К вопросу о терминах
в этнопедагогике и этнопсихологии современного образования
в контексте формирования этнокультурной ассертивности личности ... 36
РАЗДЕЛ II
ПРАВО И ОБРАЗОВАНИЕ: ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Пугачёв А. В. (Новосибирск). Правосознание и философия образования...... 45
Вахитов Д. Р., Зиннатуллин А. З. (Казань), Кондратьева Т. Н.
Шационок И. И. (Новосибирск). Проблемы гуманизации юридического
образования в современном педагогическом пространстве вуза................ 64
(Новосибирск). Нормативно-правовая основа современных
исследований в области этнокультурного образования .................................. 53
Стр.1
РАЗДЕЛ III
ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
И ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ
Крутько Е. А., Рубанцова Т. А. (Новосибирск). Проблема личностных
форм отчуждения в образовательном процессе .................................................... 70
Новиков С. Г. (Волгоград). Антропологические последствия современного
глобального транзита и задачи российского образования .............................. 77
Латыпов Р. А. (Казань), Гуляевская Н. В., Кондратьева Т. Н. (Новосибирск).
Самосохранительное поведение как фактор повышения социальной
адаптации студентов высшего учебного заведения к условиям
современного российского общества........................................................................... 87
Ан С. А., Каравайкин В. Б., Ушакова Е. В. (Барнаул). Социокультурная роль
алтайской духовной миссии по просвещению алтайцев:
историко-философский анализ ................................................................................... 109
Филенко К. В. (Новосибирск). Реализация идей авторитарной
воспитательной системы на примере кинематографа III Рейха ................. 120
Ищенко Т. Н. (Красноярск). Книга Геннадия Лобастова «Диалектика
разумной формы и феноменология безумия» как источник
педагогической рефлексии и поиска разумных форм деятельности
в образовательном процессе ......................................................................................... 131
РАЗДЕЛ IV
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кравченко К. А., Шаляпин О. В. (Новосибирск). Рисунок как форма
художественно-образного познания ......................................................................... 169
РАЗДЕЛ V
КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ И ВУЗА
Шимлина (Рябцева) И. В. (Новокузнецк), Суворова Л. Б. (Павлодар, Казахстан).
Скачкова Н. В. (Томск). Признаки социальных трансформаций
в российской системе профессионального образования................................ 176
Шмакова Г. В. (Новосибирск). Возможности образовательного туризма
в изучении краеведения в вузе .................................................................................... 194
Изучение готовности учителя к формированию исследовательских
компетенций школьников в процессе обучения географии ........................ 188
Лыгденова В. В. (Новосибирск). Роль религии в изучении и сохранении
национального языка (на примере баргузинских бурят) .............................. 199
РАЗДЕЛ VI
ИНФОРМАЦИЯ
Объявление об открытии магистратуры по философии образования
в НГПУ ........................................................................................................................................ 206
Правила оформления статей для авторов и заявление
об этике публикаций и недобросовестной практике ....................................... 209
Редакция журнала «Философия образования» признает требования
соблюдения этики научных публикаций и заявляет об отсутствии
злоупотреблений служебным положением.
Голосай А. В. (Нижневартовск). Диагностика результативности оценки
учебной деятельности в процессе обучения
академическому рисунку ................................................................................................. 161
Видинеев В. Н. (Нижневартовск). Академическая школа в контексте
развития современного искусства ............................................................................. 155
Кравченко К. А. (Новосибирск). Особо значимые педагогические условия
обучения академическому рисунку
в системе художественно-педагогического образования .............................. 146
Журнал включен
в Перечень ведущих
рецензируемых
научных изданий
и журналов,
рекомендуемых ВАК
для публикации
основных научных
результатов
диссертаций
Наливайко А. В., Наливайко Н. В., Таркин П. Е. Проблемы формирования
патриотизма в современной России. Часть I. Социально-экономический
аспект ............................................................................................................................................ 99
на соискание ученых
степеней кандидата
и доктора наук
Журнал размещен
в НЭБ и включен
в базу данных РИНЦ
Издание подготовлено
при финансовой
поддержке
ГОО «Новосибирское
философское
общество»
Редакторы
Е. А. Бутина,
В. И. Смирнова
Переводчик
Л. Б. Вертгейм
Оператор
электронной верстки
Н. А. Бутин
Набор
Т. С. Косенко,
Е. С. Сусуева
Адрес редакции:
630126, Новосибирск,
ул. Вилюйская, 28
т. 244-16-71
Подписано в печать
25.06.2016
Формат 70x100/16
Печать офсетная.
Бумага офсетная.
Усл.-печ. л. 20.3.
Уч.-изд. л. 21.8.
Тираж 1000 экз.
Цена свободная
Заказ № 157.
Издательство
СО РАН, 630090
Новосибирск,
Морской проспект, 2
Стр.2
Novosibirsk State Pedagogical University
Institute of Philosophy and Law of the Siberian Branch
of the Russian Academy of Sciences
PHILOSOPHY OF EDUCATION № 3 (66) 2016
All-Russian scientific journal
Editorial Board:
N. V. Nalivayko
Editor-in-chief, Doctor
of Philosophical Sciences,
Professor, Director
of the Research Institute
of Philosophy of Education
at Novosibirsk State
Pedagogical University
V. I. Parshikov
Assistant Editor-in-chief,
Doctor of Philosophical
Sciences,
Professor
T. S. Kosenko
Scientific Secretary
of the journal,
Candidate
of Philosophical Sciences
The founders
of the journal:
Novosibirsk State
Pedagogical University,
the Research Institute
of Philosophy
of Education Institute
of Philosophy and Law
of the Siberian Branch
of the Russian Academy
of Sciences
The journal is based
in 2001 Leaves 6 yearly
The journal is registered
by Federal service
on supervision
in sphere
of communication,
information technologies
and mass communications
PI
№ 77-12553 from
April, 26th, 2002
© The Research Institute
of Philosophy
of Education
at Novosibirsk State
Pedagogical
University, 2016
All rights reserved
K. K. Begalinova
E. V. Bryzgalina
A. D. Gerasyov
A. A. Gryakalov
A. Zh. Zhafyarov
A. A. Korol’kov
B. O. Mayer
V. I. Panarin
N. Pelcova
I. A. Pfanenshtil
N. S. Rybakov
N. A. Ryapisov
S. V. Ivanova
O. N. Smolin
V. S. Stepin
V. V. Tselishchev
Ya. S. Turbovskoi
E. V. Ushakova
A. Hogenova
I. Sabau
A. N. Chumakov
N. M. Churinov
S. Mendonça
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Kazakhstan)
Candidate of Philosophical Sciences, Docent (Moscow)
Doctor of Biological Sciences, Professor (Novosibirsk)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor
(Saint-Petersburg)
Doctor of Physical and Mathematical Sciences, Corresponding
Member of the Russian Academy of Education (Novosibirsk)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Academician
of the Russian Academy of Education (Saint-Petersburg)
Doctor of Philosophical Sciences (Novosibirsk)
Doctor of Philosophical Sciences (Novosibirsk)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Moscow)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Czech Republic)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Krasnoyarsk)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Pskov)
Doctor of Economics Sciences (Novosibirsk)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Corresponding Member
of the Russian Academy of Education (Moscow)
Academician of the Russian Academy of Sciences (Moscow)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Novosibirsk)
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Academicianof the
Academy of Pedagogical and Social Sciences (Moscow)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Barnaul)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Czech Republic)
Doctor PhD of Pedagogy, Professor (USA)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Moscow)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Krasnoyarsk)
Doctor PhD of Philosophy, Professor (Brazil)
CONTENT
Part I. METHODOLOGICAL PROBLEMS OF THE DEVELOPMENT
OF SPECIFIC AREAS OF MODERN EDUCATION
Kuznecov D. I., Simanova N. V. (St. Petersburg). The problem
of the development of glocal civilizations in the global educational world .......... 4
Ignatov S. B., Ignatova V. A. (Tyumen). Transdisciplinary approach:
opportunities and implementation methods in the training content .................. 15
Gordienko A. A. (Novosibirsk). Human being, challenges
of NBIC Convergence And science. Article 2. The Second Component
of the Human Corporality. NBICS-Technologies and Science .................................. 26
Andrienko E. V., Kondratyeva T. N. (Novosibirsk). To the question on the terms
in the ethnopedagogics and ethnic psychology of modern education
in the context of the formation
of ethno-cultural assertivenessof personality ............................................................... 37
Part II. LAW AND EDUCATION: THE ISSUES OF INTERACTION
Pugachev A. V. (Novosibirsk). Legal awareness and philosophy of education ....... 46
Vakhitov D. R., Zinnatullin A. Z. (Kazan), Kondratyeva T. N. (Novosibirsk).
Regulatory basis of contemporary research in the field of ethnic
and cultural education ............................................................................................................ 54
Стр.3
Shatsionok I. I. (Novosibirsk). Problems of humanization of legal education
in the modern pedagogical space of the higher education institutio .................... 64
Part III. THE ISSUES OF PERSONALITY FORMATION
AND SPIRITUALITY UPBRINGING IN EDUCATION
Krut’ko E. A., Rubantsova T. A. (Novosibirsk). The problem of personal forms
of alienation in the educational process ........................................................................... 71
Novikov S. G. (Volgograd). Anthropological implications
of contemporary global transit and the objectives of Russian education ........... 78
Latypov R. A. (Kazan), Gulyaevskaya N. V., Kondratyeva T. N. (Novosibirsk).
Self-preservation behavior as a factor of improving social adaptation
of the higher education students to the conditions
of modern Russian society ..................................................................................................... 88
Filenko K. V. (Novosibirsk). Implementation of the ideas of the authoritarian
educational system on the example of cinema of the III Reich ............................. 121
An S. A., Karavaykin V. B., Ushakova E. V. (Barnaul). Socio-cultural role
of the Altay spiritual mission in enlightenment of Altay people: a historicalphilosophical
analysis ........................................................................................................... 110
Nalivayko A. V., Nalivayko N. V., Tarkin P. E. (Novosibirsk). Problems of the
patriotism formation in modern Russia. Part I. A socio-economic aspect ....... 100
Ischenko T. N. (Krasnoyarsk). The dialectic of reasonable form
and the phenomenology of insanity by Gennadiy Lobastov
as a source of pedagogical reflection and search for reasonable forms
of activity in education process ........................................................................................ 132
Part IV. THEORY AND PRACTICE OF ART EDUCATION
Vidineev V. N. (Nignevartovsk). Academic school in the context
of the development of modern art ................................................................................... 156
Kravchenko K. A. (Novosibirsk). Especially significant pedagogical conditions
of training in the academic drawing in the system
of art-pedagogical education.............................................................................................. 147
Kravchenko K. A., Shalyapin O. V. (Novosibirsk). Drawing as a form
of art-figurative cognition ................................................................................................... 170
Golosay А. V. (Nizhnevartovsk). Diagnostics of productivity of the assessment
of educational activity in the course of training in the academic drawing ...... 162
Part V. SPECIFIC PROBLEMS IN THE ACTIVITIES OF SCHOOLS
AND HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
Skachkova N. V. (Tomsk). Signs of social transformations in the Russian system
of vocational education ........................................................................................................ 177
Shimlina (Ryabtseva) I. V. (Novokuznetsk), Suvorova L. B. (Pavlodar,
Kazakhstan). The study of readiness of teachers to formation
of research competences of students in the process
of learning geography ........................................................................................................... 188
Shmakova G. V. (Novosibirsk). Opportunities of educational tourism
in studying local history in the higher educational institution .......................... 195
Lygdenova V. V. (Novosibirsk). The role of religion in the studies
and preservation of native language
(on the example of Barguzin Buryats) .......................................................................... 200
Part VI. INFORMATION
Announcement of the opening of the Master's degree program
in the philosophy of education in NSPU ........................................................................ 206
Formatting rules for authors and publication ethics
and malpractice statement ................................................................................................. 212
PHILOSOPHY
OF EDUCATION
№ 3 (66) 2016
The journal is included
in the list of the
leading
reviewed scientific
editions and journals
that are recommended
by the State
Commission
for Academic
Degrees and Titles
(VAK) for publication
of basic scientific
results
of the Candidate
of Science and
Doctor of Science
dissertations.
The journal is
included
in the Russian
scientific citation
index.
Editors
E. A. Butina,
V. I. Smirnova
Translator
L. B. Vertgeym
Electronic
make-up operator
N. A. Butin
Editors address:
630126 Novosibirsk,
Vilyuiskaya, 28
Tel. (383)244-16-71
Signed for printing
25.06.2016
Format 70x100/16.
Offset printing.
Offset paper.
Printer’s sheets: 20.3.
Publisher’s
sheets: 21.8.
Circulation
1000 issues.
Order № 157.
Siberian Branch
of the Russian
Academy of Sciences
Стр.4