THE ISSUES OF PERSONALITY FORMATION AND SPIRITUALITY UPBRINGING IN EDUCATION DOI: 10.15372/PHE20160308 УДК 37.0+316.6 ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТНЫХ ФОРМ ОТЧУЖДЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Е. А. <...> Крутько, Т. А. Рубанцова (Новосибирск) В статье рассматриваются проблемы отчуждения личности от образовательного процесса. <...> Формирование социальной картины мира и ценностных установок в условиях хаотизации социального пространства приводит к отчужденному отношению современного человека к миру. <...> Проблемы отчуждения затрагивают все сферы общества, в том числе и современное состояние образования как в нашей стране, так и в мире в целом. <...> В настоящее время существует ряд научных исследований, посвященных концепциям образования, формам и содержанию образования, кризису образования в мировом масштабе. <...> Очень часто в этих работах отмечается, что личность конкретного обучающегося теряется, он отчужден от многих из этих явлений и от собственно процесса обучения. <...> Цели статьи – выявление типов и форм личностного отчуждения и проведение социально-философского анализа условий их возникновения, являющихся причинами отчуждения индивида от образовательного про Крутько Е. А., Рубанцова Т. А., 2016 Крутько Елена Александровна – кандидат философских наук, доцент кафедры «Иностранные языки», Сибирский институт управления. <...> Е-mail: e.a.krutko@mail.ru Рубанцова Тамара Антоновна – доктор философских наук, профессор кафедры «Публичное право», Сибирский государственный университет путей сообщения. <...> В ходе социально-философского анализа проблем личностных форм отчуждения в образовательном процессе авторы пришли к заключению, что источником отчуждения может служить социальная реальность и определенные изменения социальной системы. <...> Игнорирование одного из этих факторов может вызвать искажение картины рассматриваемого феномена в целом и способствовать выбору неверной стратегии поиска оптимизации создавшейся ситуации, что в свою очередь чревато тяжелыми социальными последствиями <...>