Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 560033)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.
Философия образования  / №3 2016

ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД: ВОЗМОЖНОСТИ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ В СОДЕРЖАНИИ ОБРАЗОВАНИЯ (300,00 руб.)

0   0
Первый авторИгнатов
АвторыИгнатова В.А.
Страниц11
ID409884
АннотацияГлобальный кризис цивилизации высветил перед человечеством множество сложных проблем социально-культурного, эколого-экономического и технико-технологического плана. Их решение связано с выходом за дисциплинарные рамки и использованием как интеграции фундаментальных наук, так и потенциала прикладного и ненаучного знания. В современной теории познания в качестве одного из перспективных в исследовании таких проблем и разработке комплексных проектов по их разрешению рассматривается трансдисциплинарный подход. Его применение на практике требует подготовки специалистов новой формации, которые обладают широким кругозором, глубокими знаниями в конкретной профессиональной области, высоким уровнем экологической культуры, компетенциями в смежных отраслях исследований. В этом контексте содержание образования выпускников образовательных учреждений нуждается в концептуальных изменениях. С одной стороны, оно должно стать интегративным, направленным на формирование у обучающихся целостной картины мира, а с другой – быть дифференцированным, дающим углубленные знания в сфере будущей профессиональной деятельности. Актуальность предлагаемой статьи связана с необходимостью формирования у выпускников образовательных учреждений готовности к профессиональному решению сложных проблем природно-техногенно-социального характера, принятию грамотных решений, правильным действиям в нестандартных ситуациях и их коррекции. Ее целью является изучение возможностей использования для этого трансдисциплинарного подхода в содержании подготовки будущих специалистов. В статье рассматриваются методологические аспекты актуализации трансдисциплинарного подхода в моделировании содержания образования. Обсуждаются его взаимосвязи с междисциплинарным и интегративным подходами. Выявляется роль идей, метафор и моделей постнеклассической науки в практической реализации трансдисциплинарного подхода. Предлагается комплекс методических средств, включающий систему учебных курсов и набор активных технологий обучения, в содержании которых реализована идея трансдисциплинарности. Раскрываются дидактические основания моделирования элективных учебных курсов, обладающих ее признаками. Исследования авторов показывают, что использование разработанного комплекса в образовательной практике позитивно влияет на сформированность у обучающихся целостной картины мира, развитие умений решать сложные проблемы и повышение уровня их экологической культуры. Однако, как отмечают авторы, теория трансдисциплинарности остается пока в стадии становления. Феномены «трансдисциплинарность» и «трансдисциплинарный подход» нуждаются в более глубоком методологическом обосновании и всестороннем философском осмыслении, чтобы занять подобающее место в теории и практике современного образования.
УДК13+37.0
ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД: ВОЗМОЖНОСТИ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ В СОДЕРЖАНИИ ОБРАЗОВАНИЯ [Электронный ресурс] / Игнатов, Игнатова // Философия образования .— 2016 .— №3 .— С. 16-26 .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/409884

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Игнатов, В. А. Игнатова (Тюмень) Глобальный кризис цивилизации высветил перед человечеством множество сложных проблем социально-культурного, эколого-экономического и технико-технологического плана. <...> Их решение связано с выходом за дисциплинарные рамки и использованием как интеграции фундаментальных наук, так и потенциала прикладного и ненаучного знания. <...> Его применение на практике требует подготовки специалистов новой формации, которые обладают широким кругозоИгнатов С. Б., Игнатова В. А., 2016 Игнатов Сергей Борисович – кандидат педагогических наук, доцент кафедры социологии Института менеджмента и бизнеса, Тюменский государственный нефтегазовый университет. <...> E-mail: super.borisovich@yandex.ru,djeikalo@mail.ru Игнатова Валентина Александровна – доктор педагогических наук, профессор кафедIgnatov Sergey B. <...> С. Б. Игнатов, В. А. Игнатова ром, глубокими знаниями в конкретной профессиональной области, высоким уровнем экологической культуры, компетенциями в смежных отраслях исследований. <...> В этом контексте содержание образования выпускников образовательных учреждений нуждается в концептуальных изменениях. <...> С одной стороны, оно должно стать интегративным, направленным на формирование у обучающихся целостной картины мира, а с другой – быть дифференцированным, дающим углубленные знания в сфере будущей профессиональной деятельности. <...> Актуальность предлагаемой статьи связана с необходимостью формирования у выпускников образовательных учреждений готовности к профессиональному решению сложных проблем природно-техногенно-социального характера, принятию грамотных решений, правильным действиям в нестандартных ситуациях и их коррекции. <...> В статье рассматриваются методологические аспекты актуализации трансдисциплинарного подхода в моделировании содержания образования. <...> Обсуждаются его взаимосвязи с междисциплинарным и интегративным подходами. <...> Выявляется роль идей, метафор и моделей постнеклассической науки в практической <...>