ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В РОССИИ
2016. № 5
Журнал издается с 2007 года
Научное издание
ФГБОУ ВО
«Уральский
государственный
педагогический
университет»
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере массовых
коммуникаций, связи и охраны культурного наследия.
Свидетельство о регистрации
ПИ № ФС 77-35570
от 04.03.2009
Зарегистрирован Международным центром стандартной нумерации сериальных
изданий (International Standart Serial Numbering — ISSN) с присвоением
международного стандартного номера
ISSN 2079-8717
от 27.05.2010
Материалы журнала размещаются на сайте научных журналов
Уральского государственного педагогического университета:
journals.uspu.ru
Материалы журнала размещаются на платформе Российского индекса
научного цитирования (РИНЦ) Российской универсальной научной
электронной библиотеки.
Включен в каталог Роспечать. Подписку можно оформить в любом почтовом
отделении России.
ИНДЕКС 81954
Включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов
и изданий, в которых должны быть опубликованы основные результаты диссертаций
на соискание ученой степени доктора и кандидата наук, Решением
Президиума Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и
науки РФ.
ISSN 2079-8717
Стр.1
2
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:
доктор педагогических наук, профессор
Б. М. ИГОШЕВ
главный редактор
доктор педагогических наук, профессор А. А. СИМОНОВА
доктор филологических наук, профессор А. П. ЧУДИНОВ
заместители главного редактора
доктор филологических наук, профессор А. П. ЧУДИНОВ
ответственный редактор
кандидат филологических наук, доцент М. Б. ВОРОШИЛОВА
выпускающий редактор
кандидат филологических наук И. С. ПИРОЖКОВА
заведующий отделом перевода
Министр общего и профессионального
образования Свердловской области
доктор психологических наук,
профессор, член-корреспондент РАО
доктор педагогических наук,
кандидат технических наук, профессор
доктор педагогических наук, профессор
Ю. И. БИКТУГАНОВ (Екатеринбург, Россия)
Э. Ф. ЗЕЕР
О. А. КОЗЛОВ
Е. В. КОРОТАЕВА
доктор филологических наук, профессор М. Л. КУСОВА
кандидат педагогических наук
ЛИ МИНЬ
доктор психологических наук, профессор С. А. МИНЮРОВА
доктор психологических наук, доцент
доктор наук, профессор
О. С. ПОПОВА
доктор философских наук, профессор
Г. В. ПШЕБИНДА
Л. Я. РУБИНА
доктор психологических наук, профессор Э. Э. СЫМАНЮК
доктор философии
доктор педагогических наук, профессор
М. Н. УШЕВА
Т. Н. ШАМАЛО
(Екатеринбург, Россия)
(Москва, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Чанчунь, Китай)
(Екатеринбург, Россия)
(Минск, Беларусь)
(Кросно, Польша)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Благоевград, Болгария)
(Екатеринбург, Россия)
Стр.2
Ural State Pedagogical University
PEDAGOGICAL EDUCATION
IN RUSSIA
2016. № 5
EDITORIAL BOARD:
Doctor of Pedagogy, Professor
B. М. IGOSHEV
Editor-in-Chief
Doctor of Pedagogy, Professor А. А. SIMONOVA
Doctor of Philology, Professor А. P. CHUDINOV
Deputy Editors
Doctor of Philology, Professor А. P. CHUDINOV
Executive Editor
Candidate of Philology, Associate Professor M. B. VOROSHILOVA
Managing Editor
Candidate of Philology, I. S. PIROZHKOVA
Head of Translation Department
Minister of General and Professional Education
of Sverdlovsk Oblast
Doctor of Psychology, Professor,
Corresponding Member of the Russian
Academy of Education
Doctor of Pedagogy, Candidate of Technical
Sciences, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Philology, Professor
Candidate of Pedagogy
Doctor of Psychology, Professor
Doctor of Psychology, Associate Professor
PhD, Professor
Doctor of Philosophy, Professor
Doctor of Psychology, Professor
PhD
Doctor of Pedagogy, Profesor
YU. I. BIKTUGANOV (Ekaterinburg, Russia)
E. F. ZEER
O. A. KOZLOV
E. V. KOROTAEVA
М. L. KUSOVA
LI MIHN
S. A. MINIUROVA
О. S. POPOVA
G. V. PRZEBINDA
L. YA. RUBINA
E. E. SYMANIUK
M. N. USHEVA
T. N. SHAMALO
(Ekaterinburg, Russia)
(Moscow, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Changchun, China)
(Ekaterinburg, Russia)
(Minsk, Belarus)
(Krosno, Poland)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Blagoevgrad, Bulgaria)
(Ekaterinburg, Russia)
Стр.3
4
СОДЕРЖАНИЕ
СТРАТЕГИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Парникова Г. М.
Учебная самостоятельность студента неязыкового вуза:
сущность и структура понятия ..............................................................................................6
Толмачева В. В.
Создание информационно-образовательной среды вуза как базовое условие
формирования социально-экологической готовности будущего педагога ...................12
Эктов А. В.
К вопросу о практико-ориентированном дистанционном обучении
в гуманитарном вузе .............................................................................................................17
МЕНЕДЖМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
Забара Л. И., Малафеева С. Н., Садкина Т. М.
Профсоюз педагогического университета: новые векторы развития ..........................23
Злоказова Ю. В.
Классификация теневых экономических явлений
в системе высшего образования России ............................................................................30
Коржавина Н. П., Чикова О. А.
Анализ социально-экономических условий эффективного контракта
в образовательных учреждениях ........................................................................................36
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ
Асауленко Е. В.
Анализ процесса развития методов контроля знаний
с позиций теории черного ящика .......................................................................................41
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Андрюнина А. С., Коротаева Е. В.
Формирование ценностного отношения к профессии у будущих педагогов
во внеучебной деятельности ...............................................................................................47
Тренин И. В.
Проектирование интеграции информационных и дидактических ресурсов
в образовательном процессе военного вуза .......................................................................52
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ 57
Купавцев Т. С.
Повышение профессионально-педагогической компетентности и управленческой
культуры субъектов управления образованием как условие самосовершенствования
сотрудников органов внутренних дел ................................................................................57
ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ
Багрецов Д. Н., Ширшов В. Д.
Патриотизм: современные вызовы и перспективы .........................................................63
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Злоказов К. В.
Социально-психологические предпосылки деструктивного поведения
подростков в школе ...............................................................................................................71
Набойченко Е. С., Окунева Л. И.
Психологические аспекты кибераддикции подростков ..................................................82
Распопин Е. В., Рябова М. Г., Отраднова А. С.
Методы совладания с экзаменационным стрессом и их взаимосвязь
с успешностью сдачи экзаменационной сессии (на примере курсантов
Юридического института МВД России) ............................................................................88
Стр.4
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2016. № 5
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Вохмина Ю. С.
О традиции и новаторстве в обучении правописанию учащихся
средних классов общеобразовательной школы ................................................................93
Казакова О. П.
Формирование лингводидактической компетенции
преподавателя иностранного языка для специальных целей
у студентов лингвистических направлений ....................................................................100
Кусова М. Л.
Концепт «Ошибка» в языке и в языковом сознании школьника .................................106
Матиенко А. В.
Иноязычная профессиональная коммуникативная компетенция:
определение понятия в логике формирования полилингвальной
и поликультурной личности ..............................................................................................112
Плотникова С. В.
Формирование у младших школьников представлений о нормах
русского литературного языка ...........................................................................................117
Хан О. Н.
Возможности технологии встречных усилий при изучении
языковых дисциплин студентами технического вуза ....................................................125
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Абрамовских Н. В.
К проблеме духовно-нравственного воспитания младших школьников .....................131
Куприна Н. Г., Корепанов К. В.
Формирование ценностного отношения к православной художественной культуре
у младших школьников в экскурсионной деятельности ...............................................137
Куприна Н. Г., Оганесян Э. Д.
Полихудожественный подход в социально-коммуникативном развитии
детей старшего дошкольного возраста .............................................................................142
Тагильцева Н. Г.
Полихудожественный подход в организации процесса обучения
учителей музыки в педагогическом вузе .........................................................................147
ПЕДАГОГИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ
Вершинина Т. С., Кочева О. Л.
Социокультурная адаптация иностранных студентов с помощью
методов интерактивного обучения в условиях интернационализации
образовательной среды вуза ..............................................................................................153
Коротаева Е. В.
О взаимодействии студентов и преподавателей в образовательном процессе
педагогического вуза ..........................................................................................................160
ХРОНИКА
Куприна Н. Г.
Профилактика негативных зависимостей у подростков: опыт педагогического
взаимодействия светских и религиозных организаций ................................................167
МАТЕРИАЛЫ
Борисов Г. И.
Психологические характеристики пожилых людей третьего возраста ........................171
Информация для авторов ..............................................................................................................177
5
Стр.5