ПУБЛИЦИСТИКА Г. БОНАФЕДЕ Славянофилы В истории немало примеров того, когда развитию философской и политической мысли сопутствовал и содействовал горячий спор. <...> В России XIX века подобным спором был спор славянофилов и западников. <...> Но теперь, когда все яснее становится, что шестьдесят лет коммуни223 стического владычества окончательно завели страну в идейный, политический и хозяйственный тупик, среди свободомыслящей русской интеллигенции разгорелся спор, напоминающий былые дискуссии славянофилов с западниками. <...> Движение славянофилов зародилось в двадцатых годах прошлого века, в Москве, в кружках „любомудров". <...> В юности в эти кружки входили наиболее видные представители „старших славянофилов" — И.С. Киреевский и А.С. Хомяков. <...> Однако восторженное поначалу увлечение немецкой философией у ведущих славянофилов скоро сменилось критическим отношением ко многим концепциям трансцендентального идеализма, и непоколебимость спокойной веры вытеснила горячность романтики. <...> Подобная широта интеллектуальной деятельности не случайна, ибо, как мы увидим дальше, само миро224 воззрение славянофилов покоится на ощущении цельности и неделимости истины, знания, духовной и материальной жизни. <...> Во второй половине XIX века продолжателями дела славянофилов стали во многом им обязанные „почвенники" и — значительно дальше отошедшие от идей ранних славянофилов — „пан-слависты", которых мы здесь касаться не будем. <...> Славянофилы и православие Богословские труды и высказывания славянофилов по поводу религии и церкви прочно покоятся на святоотеческой литературе. <...> По словам Киреевского, святые отцы Восточной Церкви раскрыли: „прямо и чисто христианскую философию: глубокую, живую, возвышающую разум от рассудочного механизма к высшему, нравственно свободному умозрению". <...> В своем „Опыте катехизического изложения учения о церкви", более известном под названием „Церковь одна", Хомяков с присущей ему страстностью утверждает <...>