№ 5 УДК 372.46 ББК Ч426.819=411.2-243 ГСНТИ 14.25.09 117 Код ВАК 13.00.02 Плотникова Светлана Владимировна, кандидат филологических наук, доцент, кафедра русского языка и методики его преподавания в начальных классах, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: plotnikova_sv@mail.ru. <...> ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НОРМАХ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: начальное языковое образование; нормы русского литературного языка; содержание обучения русскому языку в начальной школе; Учебный словарь трудностей русского языка для младших школьников. <...> С целью уточнения содержания работы по формированию представлений о нормах языка проведен анализ требований ФГОС НОО, примерной программы и учебников по русскому языку для начальной школы. <...> Определены и охарактеризованы направления работы: формирование элементарного представления о языковой норме, о нормативности литературного языка; осознание учащимися соблюдения норм литературного языка как показателя культуры человека; формирование знаний о словарях, умения пользоваться словарем для поиска информации о правильном произношении и употреблении слова; совершенствование правильности речи учащихся; обучение контролю своей и чужой речи с точки зрения ее соответствия нормам литературного языка. <...> С учетом типичных речевых ошибок учащихся и содержания начального языкового образования определен круг осваиваемых младшими школьниками грамматических норм русского языка. <...> В качестве средства обучения предлагается использовать Учебный словарь трудностей русского языка для младших школьников, который в доступной для учащихся форме отражает орфоэпические, грамматические и лексические нормы русского литературного языка. <...> Названы виды упражнений со словарем, которые помогут сформировать представления о нормах литературного языка, обеспечат совершенствование правильности речи школьников <...>