Д
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / НАРОД
ПРОЕКТ / УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВА НИЕМ
ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА / ОБУЧЕНИЯ
ШКОЛА И ВОСПИТАНИЕ / ИНФОРМАЦИО
НЫЙ ИММУНИТЕТ/ ОБРАЗОВАТЕЛЬНА
ПОЛИТИКА / НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ / УПР
ЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ / ТЕХНОЛОГИЯ И
ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ / ШКОЛА И ВОСП
ТАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ИММУНИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / НАРОД
НЫЙ ПРОЕКТ / УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗО
ВАНИЕМ / ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАК
ТИКА / ОБУ ЧЕНИЯ / ШКОЛА И
ВОСПИТАНИЕ / ИНФОРМАЦИОНН
ММУНИТЕТ / ОБРАЗОВА ТЕЛЬН
АЯ ПОЛИТИКА/ НАРОД НЫЙ ПРОЕК
В 2015 ГОДУ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ
ЛИДЕРСТВА В ОБРАЗОВАНИИ
ИНСТИТУТА ОБРАЗОВАНИЯ НИУ ВШЭ
В РАМКАХ МЕЖДУНАРОДНОГО
СОПОСТАВИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА
ВЫЯВИЛ, ЧТО ТОЛЬКО 11%
НЫНЕШНИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
РОССИЙСКИХ ШКОЛ ПРОХОДИЛИ
ХОТЬ КАКУЮ-ТО ПОДГОТОВКУ
ДО НАЗНАЧЕНИЯ (НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО
ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ
ДЛЯ ЗАНЯТИЯ ДОЛЖНОСТИ)
НАРОДНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
8
ОБ
Экспертиза
социальных программ
в сфере образования
Школьная отметка:
плюсы и минусы
Социальные и правовые
эффекты примерных основных
образовательных программ
Социально-педагогическая
практика и закон
В номере:
/2015
АНИЕ
ÈÇÄÀ¨ÒÑß С 1803 ГОДА
(¹ 1451)
Стр.1
-
-
--
-
-
--
-
-
-
-
- -
---
----
- --
- --
--- -
--------
-
--- --
--
--
--
-
-
-----
-
-' # #
&& %"$!&" ! $
h
qr
t
vxuv
sq p
r
r
hh
t uv
)v
hfrpurh5hvy
)u) x p v
hfrpurh
vQhq)u) vr hyr p
h v
vh rprh vq($%!! '&%42'
42'
' # #
! $
Стр.2
ÈÇÄÀ¨ÒÑß С 1803 ГОДА (№1451)
Журнал основан имп. Александром I в 1803 году
НА
РОДНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати.
Свидетельство о регистрации № 203 от 22 июня 1994 г.
Учредители æóðíàëà: Министерство образования PФ, Российская академия образования,
Педагогическое общество России, АНО «Издательский дом «Народное образование»
Редакционная коллегия:
Алексей Êóøèð, главный редактор журнала «Народное образование»
Àëåêñàð Àñîëîâ, директор Федерального института развития образования, академик РАО
Âëàèèð Беспалько, академик РАО
Игорь Áåñòóæåâ-Ëàà, академик РАО, Председатель общественной организации
«Педагогическое общество России»
Ààòîëèé Âèôëååñêèé, доктор экономических наук
èòðèé Григорьев, доцент, кандидат педагогических наук
Àëåêñàð Êóçåöîâ, министр образования и науки Челябинской области
Àëåêñàð Ëèòâèîâ, заслуженный учитель РФ, директор СШ № 10 г. Лабинска
Валерия Ìóõèà, академик РАО
Àðåé Îñòàïåêî, профессор Кубанского государственного университета, г. Краснодар
Марк Ïîòàøèê, академик РАО
Íèà Öåëèùåâà, редактор журнала «Народное образование»
Åâãåèé ßáóðã, доктор педагогических наук, академик РАО
Редакция:
Алексей Кушнир (главный редактор), Светлана Лячина (ответственный секретарь),
Татьяна Абрамова (редактор), Светлана Вишникина (редактор),
Арсений Замостьянов (консультант), Тамара Ерегина (редактор),
Ольга Подколзина (старший редактор), Евгений Руднев (выпускающий редактор),
Нина Целищева (редактор), Елена Шишмакова (редактор выпуска),
Татьяна Озерецкая (перевод)
Производство: Анна Ладанюк (дизайн), Ольга Денисова (художник),
Максим Буланов (вёрстка), Артём Цыганков (технолог),
Людмила Асанова (корректор)
Адрес ðåäàêöèè: 109341, Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2.
Тел./факс: (495) 345-52-00. Бесплатный звонок по России: 8-800-100-21-76
E-mail: narob@yandex.ru; narodnoe@narodnoe.org; www.narobraz.ruîå образоваие
При ñîçàèè æóðàëà используются ëèöåçèîûå ïðîóêòû êîïàèè Adobe Systems Inc. (www.Adobe.ru)
¹8’2015
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
В.И. Загвязинский,
Е.А. Григорьева
Научный потенциал
развития образования
7
Примерная тематика востребованных практикой и перспективных научных
тем, обеспечивающих реальный приоритет образования и его развитие.
Поддержка научно-педагогических школ, воспитание методологической
культуры научных руководителей и научных консультантов. Опыт научнопедагогической
школы Тюменского государственного университета, её роль
в инновационном обновлении образования.
О.А. Фиофанова,
Е.Н. Шимутина
Государственно-общественное
управление образованием:
результаты и перспективы
М.П. Гурьянова,
Л.В. Штылёва,
О.Л. Лебедь,
Т.П. Сеппянен
Социально-педагогическая
практика и закон:
ликвидировать противоречия
Л.Н. Антонова,
В.С. Запалацкая
Поддержка талантливой
молод¸жи и модернизации
региональной системы
образования
Н.М. Борытко
Образование как
социокультурная инновация
И.Н. Попова
Стратегии развития
неформального образования
14
Логика исторического развёртывания общественного участия в управлении
образованием через инструменты проектирования целевых показателей
эффективности госпрограмм развития образования, приоритетных
национальных проектов образования.
20
Практика работы социальных педагогов в регионе и проблемы
нормативно-правового обеспечения. Необходимость законодательного
закрепления социально-педагогических услуг. Обязанность органов
государственной власти — создавать условия для оказания объективно
необходимых в условиях конкретного региона, городского и/или
сельского поселения социально-педагогических услуг детям и семьям.
26
Современные тенденции и подходы к работе с одарёнными детьми
в условиях региона. Основа для проектирования региональной системы
поддержки талантливой молодёжи. Сетевое взаимодействие как опыт
Московской области и сетевая региональная модель. Инновационные
проекты, направленные на повышение доступности получения
дополнительного образования для одарённых школьников.
32
Отношение педагога к сути образовательной деятельности, к ситуации
образования. Традиции, педагогическое понимание культуры,
взаимодействие и сотрудничество.
38
Стратегии развития неформального образования на основе использования
ресурсов существующей в настоящее время в системе образования
нормативной базы.
2
Народное образование 8’2015
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
М.М. Поташник,
М.В. Левит
Школьное исследование и
проектированиe: требования ФГОС
А.Г. Каспржак,
Н.В. Исаева
Почему директора авторитарны
и что из этого следует?
45
Определение понятий. Самостоятельное проектирование нового продукта.
Алгоритмы исследования и проектирования.
52
Причины авторитарности директоров российских школ. Влияние «исторической
памяти» на поведение директоров, вышедших из советской системы
образования. Противоречие между требованиями и декларируемыми
принципами проводимых реформ, и архаичностью системы повышения
квалификации управленческих кадров в образовании. Потребность
в педагогическом лидерстве в российских школах.
А.Б. Вифлеемский
ФГОС и ПООП:
разрешимы ли проблемы?
67
Федеральное учебно-методическое объединение по общему образованию.
Примерные основные образовательные программы по начальному и основному
общему образованию. Проблемы, которые возникли с утверждением
новых ФГОС. Официальные ответы и рекомендации Минобрнауки
России. Правовое невежество чиновников. Участь директоров школ.
Т.А. Мерцалова,
М.Е. Гошин
Родительское участие
в управлении… и не только!
Е.В. Кайгородов,
Е.В. Петунина,
Е.Е. Ермилова,
В.Л. Мишина,
Т.В. Михеева
Информатизация
системы образования:
риски и возможности
С.Ю. Митрофанова
Экспертиза социальных
программ в сфере
образования
С.В. Данилов
Инновации в регионах:
проблемы развития
78
Тенденция, направленная на осознание роли семьи в образовании детей,
различных типов родительского участия. Новые механизмы партнёрства
семьи и школы. Многоуровневая модель родительского участия
в образовании. Принципы родительской вовлечённости и доверия.
84
Представлена попытка оценить уровень информационной компетентности
участников образовательного процесса в области защиты детей от такой
информации и разработать меры по реализации данного закона.
89
Возможности, которые открывает экспертиза программ в системе
управления образованием для родителей и педагогов. Как провести
экспертизу — основные этапы.
97
Инновации при переходе российского общества на постиндустриальный
уровень развития. Запрос на педагогические инновации. Трудности,
осложняющие их реализацию. Уровни проблем для образовательных
организаций региона при реализации инновационной деятельности.
3
Народное образование 8’2015
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
Консультации
Е.Л. Болотова 104
Право преподавать ОБЖ и БЖД. Представительный коллегиальный
орган. Кто курирует в школе внеурочную деятельность. Выставление
текущих оценок учащимся средней школы в журнал и дневник. Подвоз
детей в ОУ. Получение образования в виде семейного образования вне
ОУ. Имеет ли право школа освободить от уроков физкультуры ученика
на основании заявления родителей по религиозным мотивам. Выезд на
экскурсии в учебное время.
С.Б. Хмельков 109
Срочный трудовой договор. Трудовая книжка. Отчисление из школы.
Аттестация педагогов.
ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ
А.А. Мурашов
Говорить и слушать:
что сближает и разделяет
собеседников?
М.С. Мартынец
О классификации
универсальных
учебных действий
З.А. Абасов
Школьная отметка:
плюсы и минусы
111
Коммуникативные барьеры, возникающие в разных ситуациях, преднамеренно
или внезапно. Барьеры — риторические и психологические. Ситуационный
барьер. Тезаурусный барьер. Эмотивный барьер. Контрсуггестивный
барьер. Барьер «qui pro quo». Апеллятивный барьер.
117
Анализ достоинств и недостатков классификаций универсальных учебных
действий, освоение совокупности которых учащимися — результат
реализации требований Федерального государственного образовательного
стандарта. Попытка провести классификацию универсальных учебных
действий, используя логические правила деления понятий.
121
Совершенствование системы школьной оценки автор связывает с формированием
у учителей оценочной компетентности, преодолением тех
недостатков, которые они допускают в этом компоненте педагогической
деятельности и переходом учащихся к оценке своих учебных
достижений (самооценки).
Н.Ф. Анохина
Исследование факторов
школьной неуспеваемости
с позиций тайм-менеджмента
128
О проблемах школьной неуспеваемости, которые часто замалчиваются,
чтобы не испортить имидж школы, населённого пункта, региона, чтобы
не снизить показатели рейтинга учебного заведения, автор рассуждает
с позиций менеджера образования.
Консультации
В.А. Власенко 135
Ответы на вопросы о комплектации образовательных учреждений средствами
мультимедиаоборудования и возможности применения его в учебном процессе.
4
Народное образование 8’2015
Стр.6
СОДЕРЖАНИЕ
ШКОЛА И ВОСПИТАНИЕ
Н.Е. Щуркова
«Новое воспитание»
в практике школьной жизни
Б.В. Куприянов
Уклады школьной жизни
139
В статье раскрываются первые шаги практического внедрения
в школьное образование идеи «Нового воспитания». Выделяются
и очерчиваются значимые элементы педагогической технологии,
открывающие путь к такому внедрению.
147
В тексте новых Федеральных государственных образовательных стандартов
основного и среднего общего образования, в разделе «Программа
воспитания и социализации» ставится задача формирования уклада
школьной жизни (уклада жизни общеобразовательной организации).
Автор как участник разработки Примерных образовательных программ
основного и среднего общего образования делится своими размышлениями
об укладе школьной жизни.
Е.А. Мухаматулина,
С.В. Суханова
Дополнительное образование—
пространство социализации
Е.Е. Шантырь
Авторитет классного
руководителя: психологические
основы роста личности
Л.И. Писарева
ФРГ: гуманизация содержания
школьного образования
155
Возможности практической реализации стратегических задач Концепции
развития дополнительного образования детей с точки зрения психолога.
159
Значение деятельности классного руководителя. Психологические основы
роста авторитета личности классного руководителя. Выбор нового
отношения к себе и к конкретной школьной ситуации с целью развития
новых личностных качеств ученика, а не борьба с его недостатками.
167
Статья посвящена влиянию ценностей культуры, как фактора развития немецкого
общего образования, на определение его целей и содержания.
Ведущая роль гуманистического компонента в интеллектуальном и духовно-нравственном
формировании учащихся в процессе освоения ими политической,
информационной, экологичeской и др. культур, реализующих
задачу воспитания самостоятельной, социально активной и ответственной
личности.
В.Н.Могилева,
О.В. Козачек
Консультации
174
Советы учителям, родителям и подросткам по преодолению учебных,
эмоциональных и семейных проблем.
Стр.7