Киносценарий Андрея Белого «Петербург»
История русской литературы
220
291 <...> Австрийская идея в «Австрийской библио1
теке»
Книжный разворот
470
Мариэтта Ч у д а к о в а . <...> Наследник немецкого романтизма, друг
Гейне и Бакунина, человек 40х годов, глубоко впитавший
революционную идеологию левого гегельянства, Вагнер
отнюдь не ограничивает свою эстетику сферой искусства. <...> В 1849 году Вагнер публикует брошюру «Искусство
и революция», в 1850—1851 годах расширяет ее положе
ния в трактатах «Произведение искусства будущего» и
«Опера и драма». <...> С другой сто
роны, вагнеровский мотив мостарадуги имеет аналогию в
русской религиозной философии и в поэзии русского сим
волизма, где он выступает как символ всеединства, преодо
ления антиномии временного и вечного. <...> Зигфрид часто отождествляется у Вагнера с Христом, хотя
этот Христос — не Сын Божий, а левогегельянский, в том
числе и вагнеровский, праведникбогоборец и социалист
искупитель, освящающий своим именем анархический
«мировой пожар». <...> Становясь свободным субъ
ектом самопознания мировой воли, вагнеровский человек
артист, творец и продукт художественного синтеза, достига
ет совершенства универсальной личности, несущей в себе
все содержание космической жизни, — но не потому, что он
приемлет игру мировой воли, а потому что ее преодолевает. <...> 25
Однако статистика исполнения вагнеровской музыки
далеко не сводилась к оперным представлениям: вероятно, в
основном, это были концерты, в том числе самодеятельные. <...> Кроме того, яркой страницей в музыкальной
жизни ПетроградаЛенинграда стало основание в 1923
году самодеятельного «Кружка любителей вагнеровской
музыки», просуществовавшего до 1930 года, который за
нимался популяризацией музыкальных драм Вагнера
(прежде всего «Кольца»), давая камерные концерты, со
провождаемые пояснительными беседами и красочными
световыми иллюстрациями2. <...> Между тем распространение вагнеровской музыки в
первые годы социализма, безусловно, не было <...>
Вопросы_литературы_№4_2009.pdf
Июль — Август 2009
Учредитель: Фонд «Литературная критика»
Главный редактор
Л. И. ЛАЗАРЕВ
РЕДАКЦИОННАЯ
КОЛЛЕГИЯ:
К. М. Азадовский, А. Д. Алехин, Н. А. Анастасьев,
С. Г. Бочаров, Г. С. Кнабе, Г. Г. Красухин,
Ю. В. Манн, В. Л. Махлин, Б. М. Сарнов,
Е. Ю. Сидоров, А. М. Турков,
И. О. Шайтанов (первый заместитель главного редактора),
Л. М. Шарапкова (ответственный секретарь), К. Эмерсон
Стр.1
РЕДАКЦИЯ:
Н. Н. Юргенева (отдел русской классической литературы),
Т. В. Еремеева (редактор), Е. М. Луценко (редактор),
Е. А. Погорелая (редактор),
Е. В. Ефанова (мл. редактор), С. Б. Кожина (директор),
А. А. Кабанец (заведующий редакцией)
Выражаем благодарность за финансовую поддержку, которую
оказывают журналу Федеральное агентство
по печати и массовым коммуникациям и Федеральное
агентство по культуре и кинематографии
ВНИМАНИЮ ЧИТАТЕЛЕЙ!
Подпиской и распространением журнала занимается
Агентство по распространению
зарубежных изданий (АРЗИ).
Все сведения о подписке вы найдете
в Объединенном каталоге «Пресса России».
Наш подписной индекс: 70149.
Подписку на журнал «Вопросы литературы»
за рубежом можно оформить через
агентство East View Information Services, Inc.
10601 Wayzata Blvd., Minnetonka, MN, 553051526, USA
Tel.: (1952) 2521201, Fax: (1952) 2521202, US
Tollfree: (800) 4771005
Email: info@eastview.com http://www.eastview.com
Тел. в Москве: 7 (495) 7776557
Email: periodicals@mosinfo.ru
www.eastview.com
© Журнал «Вопросы литературы», 2009
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
История идей
Синтез искусств
5 А. ЖЕРЕБИН. Зачинатель и «завершители». Идея синтеза ис
кусств и ее русские критики
24 Т. БУКИНА. Музыка и политика. Рецепция творчества Р. Вагне
ра в послереволюционной России (1917—1941)
Литературное сегодня
Лица современной литературы
33 М. БОЙКО. Мастер ключей. Юрий Мамлеев
50 Е. БОРОДА. Петербургский фундаментализм. Павел Крусанов
62 Е. ЩЕГЛОВА. Зеркало литературной контрреволюции. Борис
Акунин
Обсуждаем сериалы
81 А. ГАНИЕВА. Литература в «ящике»
89 А. СЕРГЕЕВАКЛЯТИС. Надо жить без самозванства
97 Е. ПОГОРЕЛАЯ. Версия действительности
105 М. СВЕРДЛОВ. Битвы за классику
Свободный жанр
115 Е. СТЕПАНЯН. Заметки о слове и изображении
130 С. ШЕЛЕХОВ. Перед спектаклем
Век минувший
Андрей Белый
167 Е. МЕНЬШИКОВА. Музыкальная скрижаль искусства. Симфо
низм как художественный метод 20х
191 Я. ШУЛОВА. Киносценарий Андрея Белого «Петербург»
История русской литературы
220 Б. ГОЛЛЕР. «Горе от ума» в меняющемся мире
291 В. КАНТОР. Пути и катастрофы русской мысли. Кого будил
А. И. Герцен?
Филология в лицах
349 Т. ЩЕДРИНА. Когда уходит «сфера разговора»... По дневникам
Густава Шпета и Михаила Пришвина
3
Стр.3
Над строками одного произведения
380 Е. ЛУЦЕНКО. «Нам не дано предугадать...» Жанровая судьба од
ного десятистишья
Заметки. Реплики. Отклики
393 Ю. РОЗАНОВ. Детские игры в «Посолони» Алексея Ремизова
410 Н. БОГДАНОВ. М. В. Волоцкой и его «Хроника рода Достоев
ского»
434 О. ПОЛОВИНКИНА. Некто Гришкина из стихотворения
Т. С. Элиота. Поэтическое впечатление о «Русских сезонах»
Обзоры и рецензии
449 В. ШЕРВАШИДЗЕ. «Советы — заветы» сюрреализма
460 А. КОЛЕСНИКОВ. Австрийская идея в «Австрийской библио
теке»
Книжный разворот
470 Мариэтта Чудакова. Новые работы 2003—2006 (С. ПОВАР
ЦОВ); Ваш М. Г. Из писем Михаила Леоновича Гаспарова
(С. КОРМИЛОВ); Л. Е. Пинский. Минимы (С. ДУБРОВСКАЯ);
Роза Семыкина. О «соприкосновении мирам иным»: Ф. М. До
стоевский и Ю. В. Мамлеев [Текст] (А. РУДАЛЕВ); Витезслав
Незвал. «Удивительный кудесник» чешской поэзии в русской ли
тературе (Е. ГЛУШКО); Ю. В. Манн. Творчество Н. В. Гоголя:
смысл и форма (А. ГОЛЬДЕНБЕРГ); С.Н. Носов. Лики творчес
тва Владимира Соловьева (Н. ЮРИНА); Ф.Ф. Фидлер. Из мира
литераторов: Характеры и суждения (С. САПОЖКОВ).
В шутку и всерьез
496 Э.ШУЛЬМАН. Говорит Ахматова
507 Б. КРУТИЕР. Крутые мысли
4
Стр.4