Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 644910)
Контекстум
Вопросы литературы  / №4 2009

Музыкальная скрижаль искусства. Симфонизм как художественный метод 20-х (А. Белый) (66,00 руб.)

0   0
АвторыМЕНЬШИКОВА Е.
Страниц24
ID238986
Аннотация.
Музыкальная скрижаль искусства. Симфонизм как художественный метод 20-х (А. Белый) / Е. МЕНЬШИКОВА // Вопросы литературы .— 2009 .— №4 .— URL: https://rucont.ru/efd/238986 (дата обращения: 12.07.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Век минувший Андрей Белый Елена МЕНЬШИКОВА МУЗЫКАЛЬНАЯ СКРИЖАЛЬ ИСКУССТВА Симфонизм как художественный метод 20х Раскрытие художественного замысла с помощью последо вательного и целеустремленного музыкального развития, включающего противоборство и преобразование тем и тема тических элементов, — именно такое определение дал симфо низму Б. Асафьев <...> Шо стаковича: «Даже в медленных частях его последних симфоний, которые на невнимательного слушателя могут произвести впе чатление застывшего оцепенения, всегда чувствуется огромное напряжение и нагнетание скрытых, скованных энергий. <...> Неда ром Шостакович — один из величайших симфонистов, то есть драматургов в мировой музыке»4 . <...> Вот это вплетение драматур гичности, передающей «напряжение и нагнетание скрытых, скованных энергий», и можно назвать симфонизмом. <...> Этот музыкальный метод сочинительства, основанный на многостороннем раскрытии глубокого и цельного замысла в движении, изменении, развитии, в конфликтном столкнове нии образов, был подхвачен в начале ХХ века. <...> Белый в 1901 году, правда, его «Симфония» (2я, драматическая) скорее бескон фликтна, но не лишена изящного динамизма. <...> Диффузия темы сна под водит к мысли об иллюзорности человеческого существова ния от малых и сирых до великих и значительных, при этом ломаньеигра, по сути, была единственным способом сущест вования, поскольку «жизни мышья беготня» привычна мно гим. <...> . Симфония была выбрана Белым в качестве жанровой основы, с ее повторами музыкальных фраз, с гармоничным со четанием множества красок, что соответствовало духу поэта мыслителя, ждущего откровений времени, пребывая в беге са мого времени. <...> По воспоминаниям самого автора, сцены симфоний писались на лошади: именно тогда «галопы в полях осадились галопами фраз и динамикой мимо мелькающих об разов»; и потому «симфонизм» как качество внутренней орга низации текста своей тягой к разветвленной, множественной <...>