Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.
Вопросы литературы  / №4 2009

Заметки о слове и изображении (66,00 руб.)

0   0
АвторыСТЕПАНЯН Е.
Страниц15
ID238987
Аннотация.
Заметки о слове и изображении / Е. СТЕПАНЯН // Вопросы литературы .— 2009 .— №4 .— URL: https://rucont.ru/efd/238987 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Даже не изощренное, не «знаточеское» сознание вооружено опытом восприятия цвета и его — пусть субъективного — истолкования. <...> Дело в том, что чувственное восприятие не совсем уж бессозна тельно, не бессловесно: оно сообщает своему носителю нечто важное, содержательное, как бы обходясь (в данном конкретном случае) без языка ясных, привычных, легко читаемых форм. <...> Изобразительное повествование может быть по дробным и детальным (возьмем любой пример — хоть ве ласкесовские «Менины»), а может быть и более сжатым и односложным (скажем, «Селедка» Д. Штеренберга <...> Совре менная исследовательница замечает: «Искусство мыслит через взгляд, через процесс рассматривания, раскрывая свой смысл в самом опыте зрения. <...> В основе его воспри ятия лежит бессловесный опыт — по крайней мере, стре мящийся уклониться от слов, или, точнее, опережающий слова. <...> И тем не менее видение, зрение всегда располагает ся рядом со словом. <...> Взгляд, обращенный к живо писной или скульптурной поверхности, — не бессознате лен, он, я бы сказала, «облечен в слово», он ищет диалога и в него вступает. <...> И, однако же, при этом она способна изображать мир внешний, зримый. <...> К словесному образу мира, возникаю щему на страницах книги, и обращен ум читателя. <...> Символические детали, при помощи которых с нами говорит изобразительное искусство, бес численны: тут и «покаянная» пятка рембрандтовского блудного сына, и непомерно большие руки и ноги Давида Микеланджело, «утвердившегося на камне правды», гото вящегося стяжать и удержать победу, и идеально прекрас ная, полная кроткой тишины фигура в белых одеждах, по мещенная Рафаэлем среди мудрецов «Афинской школы» и, вероятно, символизирующая Самое Премудрость Бо жию. <...> Одним словом, литература тоже способна изобра жать, а пластические искусства тоже способны говорить. <...> Специализация, разделение, уточнение и «утонче ние» проблем, которые стоят перед современными нау Бобринская Екатерина <...>

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.