Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636193)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вопросы литературы  / №4 2009

Пути и катастрофы русской мысли. Кого будил А.И. Герцен (66,00 руб.)

0   0
АвторыКАНТОР В.
Страниц58
ID238984
Аннотация.
Пути и катастрофы русской мысли. Кого будил А.И. Герцен / В. КАНТОР // Вопросы литературы .— 2009 .— №4 .— URL: https://rucont.ru/efd/238984 (дата обращения: 17.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ПУТИ И КАТАСТРОФЫ РУССКОЙ МЫСЛИ Кого будил А. И. Герцен? <...> А потом прозвучали канонические строки Ленина о том, что декабристы разбудили Герцена. <...> Да и потом именем Герцена клялись как большевики, так и либералы. <...> В общественное сознание крепко была вбита повторенная Лениным мысль Огаре ва, что «Герцен первый снова разбудил наше уснувшее свободомыслие, дал первый толчок нашим потребностям народной свободы и нового гражданского устройства <.> <...> Герцен разбудил самые спящие умы; все ринулись к одной мысли — народного освобождения. <...> Вместе с тем именно с помощью Герцена, через его тексты, Натан Эйдельман и другие исследователи вводи ли многие темы, понятия и фигуры, запрещенные или за глушенные советской пропагандой. <...> Но существенно, и он это очень хорошо понимал, что он незаконный сын, по прихо ти отца взятый в барский дом, хотя на улице бегало нема ло таких Шушек. <...> Отсюда и Ис кандер, но отсюда и знаменитая «аннибалова клятва», ко торую дали друг другу юные Саша Герцен и его ближайший друг Ник Огарев на Воробьевых горах (они полагали, что возродили античную дружбу, что они вроде как Кастор и Поллукс). <...> Очевидный (здесь ироникоскептиче ский) намек на тему «аннибаловой клятвы», которую да ли молодые юноши на Воробьевых горах, — посвятить се бя борьбе с Российской империей. <...> «Аннибалова клятва» на полняется реальным содержанием мести петербургскому императорству. <...> О своих спо рах со славянофилами Герцен рассказал в «Былом и ду мах», в «Развитии революционных идей в России». <...> «В возражении “Москвитянина”, — писал Герцен в трактате «О развитии революционных идей в России»,— почерпнувшем свои доводы в славянских летописях, гре ческом катехизисе и гегельянском формализме, опас ность, которую представляет собой славянофильство, становится очевидной. <...> О его раннем творчестве этот «поздний славянофил» писал так: «Эпоха, когда сложились взгляды Герцена, была самою цветущею эпохою западничества <...>