Искусство и культура. Культурология и искусствознание (на 2020 год)
← назад

Свободный доступ

Ограниченный доступ
Автор: Багновская Н. М.
ИТК "Дашков и К": М.
В учебнике представлены основные этапы развития мировой культуры, направления и школы в ее изучении. Рассмотрены проблемы влияния различных факторов на возникновение и становление культур, в частности русской культуры как особого типа культуры.
Предпросмотр: Культурология.pdf (0,1 Мб)
ИТК "Дашков и К": М.
Хрестоматия — это особый вид учебного пособия. Оно ориентирует прежде всего на самостоятельную работу обучающегося, углублённое изучение дисциплины. Хрестоматия состоит из двух частей. Теоретическая часть включает в себя широкий спектр произведений: от древних философских трактатов, классических произведений до работ современных авторов. Историческая часть знакомит читателей с литературными произведениями Древнего Востока, Античности, Европы и России. В приложении представлены некоторые образцы произведений художественной культуры.
Предпросмотр: Культурология.pdf (0,4 Мб)
Автор: Толмачева Р. П.
ИТК "Дашков и К": М.
В учебном пособии анализируются зарождение, становление и развитие Российской цивилизации, смена форм государственного устройства, этапы социально-экономического прогрессирования, взаимоотношения с другими странами и народами. Характеризуются причины и последствия четырех цивилизационных кризисов в стране за прошедшие века. Высказано авторское мнение о некоторых неразгаданных загадках в истории цивилизации России.
Предпросмотр: Цивилизация России зарождение и развитие.pdf (0,2 Мб)
Автор: Маслова Е. Л.
ИТК "Дашков и К": М.
В практикуме рассматриваются цели и задачи освоения учебной дисциплины «Международный культурный обмен и деловые коммуникации», цели и задачи практических занятий. Приведены основные ситуации, характерные для современного менеджмента, предложены тесты для определения уровня знаний студентов, задания по типологии деловых культур, выявлению и учету особенностей деловых коммуникаций при создании и ведении бизнеса.
Предпросмотр: Международный культурный обмен и деловые коммуникации.pdf (0,1 Мб)
Автор: Добрыднев Владимир Алексеевич
Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Учебное пособие включает теоретический материал, вопросы и
практические задания по дисциплине «Культурная антропология».
Рекомендуется в качестве дополнительного источника для самостоятельной работы при освоении лекционного материала, подготовке к
семинарским занятиям, зачету и экзамену.
Предпросмотр: Культурная антропология учебное пособие.pdf (0,5 Мб)
Автор: Сидорина Т. Ю.
Проспект: М.
Монография посвящена культурным трансформациям ХХ столетия и их последствиям в жизни человека и общества. Проблематика кризиса культуры занимает существенное место в философии и социальной мысли ХХ столетия. В книге рассматриваются истоки и особенности социокультурного кризиса рубежа XIX–XX вв., подходы к оценке причин и природы этого значительного явления. Автором предпринята попытка представить кризис культуры во всех аспектах его проявления, полноте его социокультурной значимости. Выделены и анализируются западная и отечественная традиции в изучении и оценке культурных трансформаций, рассматриваются программы преодоления социокультурного кризиса, которые в разные годы были предложены западными и русскими мыслителями.
Предпросмотр: Культурные трансформации ХХ столетия кризис культуры в оценке западноевропейских и отечественных мыслителей. Монография.pdf (0,4 Мб)
Автор: Никифорова А. С.
Проспект: М.
В монографии исследована проблема идеи синтеза искусств в европейской
культуре XIX–XX вв. Интерпретация художественных процессов указанного
периода дана в их отношении к идее синтеза искусств, сформировавшейся в культуре немецкого романтизма. Проанализированы ключевые философские концепции, а также сами произведения изобразительного, музыкального и театрального искусства исследуемого периода. Материалы монографии могут быть использованы в курсах по философии культуры, истории философии, эстетики.
Предпросмотр: Идея синтеза искусств в европейской культуре XIX–XX веков. Монография.pdf (0,2 Мб)
Проспект: М.
В книге содержатся размышления представителей современной русской культуры о философии русского авангарда в живописи и литературе. По мысли авторов книги, авангард относится не к области искусства, а к области мысли. Если в нем и представлено искусство, то это искусство для искусствоведов. Но, к сожалению, искусствоведы не готовы к встрече с мыслью. Авангард реформирует искусство. Его поэзия — это поэзия для поэтов. Его живопись — это живопись не для зрителей, а для художников. В авангарде искусство отсылает к себе самому, говорит о себе и ни к какому другому существованию вне себя не обращается. Кандинский, Малевич, Хармс, Введенский — близнецы-братья. Они говорят, но язык их неизвестен. В книге предпринята попытка расшифровать философский смысл посланий русского авангарда.
Предпросмотр: Философия русского авангарда. Коллективная монография.pdf (0,4 Мб)
Автор: Соколов Н. Я.
Проспект: М.
В предложенном читателю учебном пособии рассмотрены наиболее важные вопросы взаимосвязи законности и профессиональной культуры юристов. Данное исследование полезно для дальнейшей разработки теории правовой культуры, а также для решения конкретных практических вопросов, связанных с деятельностью юридических учреждений, укреплением законности и правопорядка. Издание подготовлено по состоянию законодательства на июнь 2010 г.
Предпросмотр: Профессиональная культура юристов и законность.pdf (0,1 Мб)
Сиб. федер. ун-т
В учебном пособии рассмотрены философские, психологические и педагогические основы культурно-исторического и деятельностного подхода. Показаны методические аспекты применения теоретических подходов при реализации ФГОС НОО в условиях современной образовательной практики. Представлены различные модели организации начального образования на основе системно-деятельностного подхода.
Предпросмотр: Культурно-исторический и деятельностный подход в образовании.pdf (0,5 Мб)
Автор: Яковлев Андрей Александрович
Сиб. федер. ун-т
Представлены лекционный материал по теоретическим вопросам перевода и практические задания, направленные на формирование основных переводческих компетенций. Охватывает две дисциплины: «Перевод и межкультурное взаимодействие» и «Практика перевода в аспекте межкультурной коммуникации». Может быть использовано для самостоятельной подготовки всеми интересующимися переводом с английского языка на русский и с русского на английский.
Предпросмотр: Перевод и межкультурное взаимодействие (английский язык).pdf (0,5 Мб)
Автор: Гуменюк Алла Николаевна
Изд-во ОмГТУ
В пособии представлена информация, необходимая студенту-дизайнеру для прохождения производственной практики, в рамках которой изучаются городская среда, памятники архитектуры и монументального искусства, музейные экспозиции и коллекции, хранящиеся в национальных собраниях. Приведены различные варианты творческих заданий. Описан порядок выполнения отчетной работы, ее оформления и подготовки к защите. Пособие соответствует программе учебной дисциплины «Производственная практика».
Предпросмотр: Пространство искусств А. Н. Гуменюк, И. Г. Пендикова, 2017. - 114 с..pdf (0,3 Мб)
Автор: Гацунаев К. Н.
МГСУ: М.
Изложены основные понятия культурологического знания теоретического и конкретно-исторического характера в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Материал подобран с учетом специфики специальностей строительного вуза.
Предпросмотр: Глоссарий по культурологии .pdf (0,9 Мб)
Автор: Бурлуцкая Елена Вадимовна
[Б.и.]
Дисциплина «История отечественного искусства ХVIII-XIX вв.» относится к вариативной части, дисциплинам по выбору. Изучение дисциплины предполагает предварительное изучение таких курсов, как «История России XVII-XVIII вв.», «История России первой половины XIX в.», «История России второй половины XIX». Содержание данной дисциплины является опорой для освоения такой дисциплины как: «История искусства стран Европы».
Предпросмотр: ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ИСКУССТВА XVIII-XIX ВЕКОВ В ТЕЗИСАХ, СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ.pdf (0,5 Мб)
Автор: Баранов С. Т.
изд-во СКФУ
Пособие представляет курс лекций и подготовлено в соответствии с ФГОС подготовки бакалавров по направлениям подготовки 51.03.03 Социально-культурная деятельность и 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность, предусматривающим изучение дисциплины «Основы культурной политики». В нем рассматриваются основные понятия и сущность культурной политики, приоритетные направления государственной культурной политики в Российской Федерации, их особенности проектирования и реализации региональной культурной политики в Российской Федерации.
Предпросмотр: Основы культурной политики.pdf (1,1 Мб)
Автор: Баранов С. Т.
изд-во СКФУ
В монографии исследуются вопросы взаимоотношений духовности, культуры и гуманности в условиях техногенного общества. Состояние духовности и культуры современного человечества вызывает все более растущее чувство тревоги за его будущее. Стихийное развитие техники может нанести страшные удары по гуманистическим идеалам человека и культуры. Научное исследование по вопросам гуманизма, культуры, духовности имеет важное методологическое и теоретическое значение
Предпросмотр: Духовность, культура и гуманность история и современность.pdf (0,2 Мб)
Изд-во ПГУТИ
Учебное пособие имеет целью оказать помощь, изучающим учебную дисциплину «История» на всех направлениях бакалавриата. Содержание дидактических единиц раскрывается на основе современной научно- исследовательской, учебной, учебно-методической и научно-справочной литературы. Учебное пособие выполнено в форме краткого научного обзора. В нем раскрываются некоторые вопросы из истории мировой культуры, которые, как показывает педагогическая практика, вызывают у обучаемых определенные затруднения в процессе усвоения учебного материала по учебной дисциплины «История».
Предпросмотр: История мировой культуры Некоторые актуальные проблемы Учебное пособие в форме краткого научного обзора.pdf (0,3 Мб)
Автор: Паничкина Елена Васильевна
Издательство КемГИК
Учебное пособие подготовлено в соответствии с содержанием разделов и тем следующих учебных дисциплин: «Основы государственной культурной политики Российской Федерации», «Основы социального государства», «Политология», «Социология» – и предназначено для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, выполнения практических заданий. Структура основной части учебного пособия представлена тремя главами, каждая из которых раскрывает содержание конкретного направления государственной политики РФ (в том числе и на региональном уровне). Приложения, включающие законодательные и нормативно-правовые акты федерального и регионального уровня, могут использоваться для подготовки к практическим занятиям.
Предпросмотр: Государственная стратегия регионального развития Российской Федерации социальная, культурная, национальная политика учебное пособие (1).pdf (0,6 Мб)
Автор: Глушкова Полина Валерьевна
Издательство КемГИК
Учебное пособие посвящено традиционной культуре автохтонных народов и русских Сибири, специфика которой раскрывается посредством изучения материалов музейных коллекций, включающих фотоархивы. Пособие предназначено для формирования знаний о материальной и духовной культуре народов Сибири на основе исследования объективных источников, сосредоточенных в музеях, и подготовки специалистов в области музееведения и охраны культурного и природного наследия.
Предпросмотр: История культуры народов Сибири в музейных коллекциях учебное пособие (1).pdf (0,5 Мб)
Страта: СПб.
В сборник вошли статьи зарубежных математиков и художников-фракталистов, многие из которых хорошо известны в научных и художественных кругах. Проблематика книги связана с философскими и эстетическими смыслами фрактального искусства, представляющего собой особый художественный феномен конца ХХ – начала ХХI вв. Подборка статьей представляет собой попытку посмотреть на цифровое фрактальное искусство с нескольких ракурсов: математического, технологического, эстетического и философского. Большинство текстов не носит специально-математического характера и относится, скорее, к сфере digital humanities (цифровых гуманитарных наук).
Многие статьи сборника впервые публикуются на русском языке.
Предпросмотр: Фракталы как искусство.pdf (0,2 Мб)
Автор: Николаева Е. В.
Страта: СПб.
Монография посвящена осмыслению пространственных и семантических «лабиринтов» городской культуры (пост)постмодерна с позиций цифровых гуманитарных наук (digital humanities), в частности концепции фрактальности.
Понятия «фрактал», «фрактальный паттерн», «мультифрактал», «аттракторы» и «странные петли обратной связи» в их культурологических аспектах дают возможность увидеть в городской повседневности, в социокультурных практиках праздничного и ночного мегаполиса фрактальные фор(мул)ы истории и культуры. Улицы и городские кварталы, памятники и скульптуры, манекены и уличные артисты, рекламные билборды и музейные артефакты, библиотеки и торговые центры, огненные феерии и художественные проекты — как и город в целом — создают бесконечные фрактальные «узоры» локальной и мировой культуры.
Предпросмотр: Фракталы Городской Культуры.pdf (0,2 Мб)
Автор: Халтурин Анатолий Николаевич
Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Монография посвящена актуальным проблемам этнокультурного
развития и взаимодействия в регионах Европейского Севера России.
Современные этнотрансформационные процессы, затрагивающие
жизненные пространства коренных народов и эмигрантских диаспор,
выдвигают на передний план национальной политики проблемы
взаимодействия этнических общностей с окружающей их социальной системой, известного как этнокультурное взаимодействие. В работе предпринята попытка исследовать регулирующее начало взаимодействия в правовом поле российской цивилизации.
Предпросмотр: Право как социальный регулятор этнокультурного взаимодействия на Европейском Севере России монография.pdf (0,7 Мб)
Автор: Пугачев Олег Сергеевич
ПГАУ
Монография посвящена культурологическому анализу социальных
феноменов. Данная работа представляет собой, с одной стороны, своеобразные культурологические очерки, а с другой – философское осмысление социального бытия и мира личности. Монография затрагивает актуальные вопросы, касающиеся взаимоотношения личности и культуры, культуры и общества, культуры и природы.
Предпросмотр: Культурологические аспекты социально - личностного бытия.pdf (0,4 Мб)
Автор: Селезнев П. С.
Проспект: М.
Учебник-задачник по теории и истории мировой культуры является второй
частью учебного пособия «Культурология: теория и практика». В нем представлены разнообразные тесты для изучения культуры «локальных цивилизаций человечества», составной частью которых является экономика. Учебник-задачник представляет собой практическое осмысление и изучение посредством закодированного в тестах анализа культурного развития как древних, так и современных локальных цивилизаций. Этот материал подводит читателя к изучению теории таких наук, как культурология и цивилизациология. Задачник тестов позволяет проверить собственные знания в области теории и истории мировой культуры, а также степень собственной образованности.
Предпросмотр: Культурология теория и практика. Учебник-задачник.pdf (0,1 Мб)
Автор: Пондопуло Г. К.
ВГИК: М.
В книге исследуются историко-культурные процессы на ранних этапах человеческого общества, используя огромный философский и этнографический материал. Особая ценность заключается в актуализации идей русских мыслителей ХХ века. Уникальные хронологические таблицы дают представление о культурных достижениях древних и вносят значительный вклад в понимание науки о культуре, охватывающей практически все поле человеческой деятельности.
Предпросмотр: Введение в науку о культуре (философия, антропология, история) (1).pdf (0,2 Мб)
Автор: Маньковская Н. Б.
ВГИК: М.
В учебном пособии дается представление о характере и путях влияния
техногенной цивилизации на современное искусство. Показано, как меняется художественный язык традиционных (литература, живопись, музыка, театр, балет) и технических искусств (фотография, кинематограф и другие экранные искусства, мультимедиа) под воздействием новых цифровых технологий, в чем состоит своеобразие актуальных технизированных арт-практик (перформансы, акции, инсталляции). Выявлена специфика видеоарта, интернет-арта, виртуал-арта. Концептуальным ядром работы является разработанная авторами теория художественно-эстетической виртуалистики. Раскрывается сущность виртуальной реальности в искусстве, показаны элементы прото- и паравиртуальной реальности в современных искусствах, и в первую очередь в кинематографе.
Предпросмотр: «Современное искусство как феномен техногенной цивилизации», учебное пособие (1).pdf (0,1 Мб)
Автор: Кормин Н. А.
Языки славянской культуры: М.
Книга — дополненное и переработанное издание «Эстетической эпистемологии», опубликованной в 2015 году издательством Palmarium Academic Publishing (Saarbrücken) и Издательским домом «Академия» (Москва). В работе анализируются подходы к построению эстетической теории познания, проблематика соотношения эстетического и познавательного отношения к миру, рассматривается нестираемая данность эстетического в жизни познания, раскрывается, как эстетическое свойство познающего разума проявляется в кибернетике сознания и искусственного интеллекта. В сферу исследования включается сюжет, способствующий пониманию того, как философия — эта методология души, с одной стороны, и искусство, с другой, ваяют истину, как художественно-философские формирования становятся произведенческими структурами, как эти культурные образования усиливают рельефную форму как того, что есть, так и дополненной реальности. Познание и эстетическое деяние, полагаемые в апоретике, утверждаются вместе, чтобы определить интеллектуальное произведение.
Предпросмотр: Познание как произведение эстетический эскиз.pdf (0,1 Мб)
Автор: Сибирцева Юлия Александровна
Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
В учебном пособии изложены теоретические представления о культуре, ее сущности, становлении и развитии, а также важнейших процессах культурной динамики, принципах типологизации культур. В издании содержится краткое содержание каждой из тем, оригинальные тексты первоисточников, рекомендуемая литература.
Предпросмотр: Теория культуры основные категории и концепции учебное пособие.pdf (0,4 Мб)
Автор: Портнова Т. В.
Научный консультант: М.
Издание посвящено широкому спектру проблем творческого характера в хореографическом постановочном процессе на основе изучения художественного наследия балетмейстеров и артистов балета рубежа XIX- XX вв. Исследование, опираясь на уникальный изобразительно-иконографический материал, находящийся в Российских и зарубежных театральных музеях, но преимущественно в частных собраниях, а зачастую известный только по воспроизведениям, представляет искусствоведческую разработку структурно-художественных пластов балетмейстерского творчества, попытку выявить и конкретизировать те установки, с которыми подходят хореографы к постановочной работе в контексте синтеза пластических искусств. Дается анализ показательных приемов и методов использования иконографического материала в практике балетного театра.
Предпросмотр: Художественная сфера деятельности артистов балета и хореографов на рубеже ХIХ-ХХ вв. в искуствоведческом поле изучения. Сборник статей..pdf (0,3 Мб)
Колос-с: М.
Учебное пособие предназначено для студентов негуманитарных специальностей сельскохозяйственных вузов при изучении курсов «Культурология» и «История мировой культуры». В пособии рассматриваются основные вопросы и положения теории культуры и культурологические концепции, а также проблемы развития мировой культуры от ее зарождения (культурогенез) и первобытного общества по XX в. Авторы пособия при изложении материала учитывают особенности исторического и культурного времени, менталитета и развития идеологий культур.
Предпросмотр: Культурология. Теория и история мировой культуры (2).pdf (0,3 Мб)
Автор: Копировский Александр Михайлович
Свято-Филаретовский православно-христианский институт: М.
В книгу вошли статьи искусствоведа и преподавателя церковного искусства в Свято-Филаретовском православно-христианском институте А. М. Копировского. Они посвящены некоторым шедеврам церковного искусства и живописи на христианскую тематику. В каждом разделе книги описывается тот или иной элемент христианского храма: архитектура, росписи, иконы и др. Последний раздел книги содержит размышления о том, какие храмы нужны сегодня. В качестве приложения использован фрагмент из статьи протоиерея Сергия Булгакова «Храм и град».
Книга рекомендуется в качестве учебного пособия для высших учебных заведений при изучении церковной архитектуры и изобразительного искусства, а также христианской эстетики.
Предпросмотр: Введение во храм Очерки по церковному искусству.pdf (2,5 Мб)
Автор: Никитич Л. А.
ЮНИТИ-ДАНА: М.
Учебник написан в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по дисциплине «Эстетика». Рассматриваются предмет, метод и функции эстетики. Особое внимание уделяется истории развития эстетической мысли от античности до наших дней. Подробно анализируются категории эстетики, особенности творческого процесса, виды и стили искусства. Яркое и эмоциональное изложение материала сопровождается интересными примерами и историческими и литературными сюжетами.
Предпросмотр: Эстетика. Уч-к Гриф МО РФ (Серия СOGITO ERGO SUM).pdf (0,1 Мб)
Автор: Гуревич П. С.
ЮНИТИ-ДАНА: М.
Рассматривается эстетика Древнего Египта, Древней Греции, эпохи Возрождения и средневековой Европы, эстетика авангарда и современного постмодернизма. Отдельные темы посвящены выдающимся представителям мировой культуры и искусства: И. Канту, Г.В.Ф. Гегелю, Ф. Шлегелю, П. Рубенсу, Ф. Гойя, С. Дали, У. Шекспиру, И.В. Гёте, Ш. Бодлеру и др.
Предпросмотр: Эстетика. Учебник. Гриф УМЦ Профессиональный учебник. (Серия Учебники профессора П.С. Гуревича).pdf (0,6 Мб)
Автор: Борев Ю. Б.
ЮНИТИ-ДАНА: М.
Автор рассматривает художественную культуру ХХ в. в свете теоретического определения: художественное направление — инвариант художественной концепции мира и личности. Различаются два русла развития искусства — реалистическое и авангардистское, в каждом из которых возникали свои направления. Трактовка наиболее репрезентативных произведений разных видов искусства позволяет охарактеризовать интеллектуальный, психологический, социалистический, магический реализм и направления внутри авангарда — символизм, модерн, футуризм, конструктивизм, кубизм и другие направления и стили. Так, например, концепция гиперреализма: «живая система в жестоком и грубом мире», а хеппенинга — «своевольная личность в хаотическом мире случайных событий» и т.д.
Предпросмотр: Художественная культура XX века (теоретическая история). Учебник. Гриф УМЦ Профессиональный учебник. (Серия Cogito ergo sum).pdf (0,1 Мб)