Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634617)
Контекстум
.

Сравнительная история мировых цивилизаций : учебник. Направление подготовки 460401 – История. Магистерская программа «Всеобщая история» (290,00 руб.)

0   0
АвторыКраснова И. А., Крючков И. В., Польская С. А.
Издательствоизд-во СКФУ
Страниц296
ID578855
АннотацияУчебник составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВО к подготовке выпускника для получения квалификации «Магистр». Охватывает развитие цивилизаций Европы, Америки, Азии и Африки на всём протяжении развития с древнейших времён до настоящего времени и даёт полное представление об особенностях их исторического пути и современном состоянии. Предназначен для студентов, обучающихся по направлению 460401 – История, магистерской программе «Всеобщая история», а также для студентов вузов гуманитарного профиля
Кому рекомендованоПредназначен для студентов, обучающихся по направлению 460401 – История, магистерской программе «Всеобщая история», а также для студентов вузов гуманитарного профиля
ISBN978-5-9296-0751-6
УДК930.1:316.722
ББК63.3:71.05
Сравнительная история мировых цивилизаций : учебник. Направление подготовки 460401 – История. Магистерская программа «Всеобщая история» / И. А. Краснова, И. В. Крючков, С. А. Польская .— Ставрополь : изд-во СКФУ, 2015 .— 296 с. — ISBN 978-5-9296-0751-6 .— URL: https://rucont.ru/efd/578855 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

УДК 930.1:316.722 (075.8) ББК 63.3:71.05 я73 Рецензенты: д-р истор. наук, профессор В. Ю. Апрыщенко, д-р истор. наук, профессор С. Л. Дударев ISBN 978-5-9296-0751-6 © Коллектив авторов, 2015 © ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», 2015 Предисловие ПРЕДИСЛОВИЕ Учебник «Сравнительная история мировых цивилизаций» для студентов магистратуры и вузов гуманитарного профиля охватывает, согласно принятой периодизации, историю с момента формирования древнейших очагов социума II тыс. до н. э. до сегодняшнего дня. <...> Поэтому авторы не обошли вниманием столь важные разделы, как историю Центрально-Восточной Европы (в том числе – её славянского сегмента), историю Северной Америки (в первую очередь – США); большее внимание уделили всему многообразию цивилизаций Востока, опыту Византийской цивилизации, характеристикам состояния современного общества. <...> «Теоретические основы цивилизационного подхода к истории» – д-р истор. наук, профессор И. А. Краснова (СКФУ); канд. истор. наук, доцент С. А. Польская (СКФУ); 3 Сравнительная история мировых цивилизаций Глава I. <...> «Специфика древневосточных цивилизаций» – д-р истор. наук, профессор А. П. Беликов (СКФУ); Глава III. <...> «Средневековая цивилизация Западной Европы» – д-р истор. наук, профессор И. А. Краснова (СКФУ); Глава V. <...> Город в средневековой цивилизации – д-р истор. наук, профессор И. А. Краснова (СКФУ); Глава VI. <...> «Западноевропейская цивилизация на индустриальной стадии развития: социальная структура общества и политические процессы в XIX – начале XX вв.» – канд. истор. наук, доцент. <...> Цивилизации Центрально-Восточной Европы эпохи раннего нового времени – доцент Э. <...> «Цивилизации Востока в новое время» – канд. истор. наук, доцент А. И. Тумаков (Харьковский национальный университет имени В. Н. Каразина); Глава XIII. <...> «Исторические особенности развития Центрально-Восточной Европы в условиях модернизации XVIII–XX вв.» – д-р истор. наук, профессор И. В. Крючков (СКФУ); профессор. <...> «Цивилизации Востока в условиях распада <...>
Сравнительная_история_мировых_цивилизаций_Учебник._Направление_подготовки_460401_–_История._Магистерская_программа_«Всеобщая_история».pdf
УДК 930.1:316.722 (075.8) ББК 63.3:71.05 я73 С 75 Печатается по решению редакционно-издательского совета Северо-Кавказского федерального университета Ответственные редакторы: И. А. Краснова И. В. Крючков С. А. Польская доктор исторических наук, профессор доктор исторических наук, профессор кандидат исторических наук, доцент С 75 Сравнительная история мировых цивилизаций: учебник / отв. ред.: И. А. Краснова, И. В. Крючков, С. А. Польская. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2015. – 296 с. ISBN 978-5-9296-0751-6 Учебник составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВО к подготовке выпускника для получения квалификации «Магистр». Охватывает развитие цивилизаций Европы, Америки, Азии и Африки на всём протяжении развития с древнейших времён до настоящего времени и даёт полное представление об особенностях их исторического пути и современном состоянии. Предназначен для студентов, обучающихся по направлению 460401 – История, магистерской программе «Всеобщая история», а также для студентов вузов гуманитарного профиля. УДК 930.1:316.722 (075.8) ББК 63.3:71.05 я73 Рецензенты: д-р истор. наук, профессор В. Ю. Апрыщенко, д-р истор. наук, профессор С. Л. Дударев ISBN 978-5-9296-0751-6 © Коллектив авторов, 2015 © ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», 2015
Стр.2
Предисловие ПРЕДИСЛОВИЕ Учебник «Сравнительная история мировых цивилизаций» для студентов магистратуры и вузов гуманитарного профиля охватывает, согласно принятой периодизации, историю с момента формирования древнейших очагов социума II тыс. до н. э. до сегодняшнего дня. Поскольку развитие ряда стран Европы, Востока и Америки происходило асинхронно, то в ряде случаев применительно к ним хронологические рамки варьируются. Авторы сознательно исключили из содержания учебника российскую цивилизацию: не только потому, что её история преподается в отдельном профиле подготовки магистров, но и в силу выраженной сложности и объёмности этой задачи. Стремлением создателей настоящего издания являлось отражение исторической действительности с позиций цивилизационного подхода и тех междисциплинарных методик, которые он предлагает, синтезируя важнейшие процессы и закономерности развития отдельных регионов, необходимые для подготовки профессионального историка. Разумеется, всё многообразие фактов, событий, достижений, срывов, имён и биографий невозможно воссоздать ни в одном учебнике, и авторы сконцентрировались на наиболее профильных характеристиках именно цивилизационной специфики регионов Европы и Азии на всём протяжении их исторического развития. Учебник является новым, международным, изданием, но опирается на традиции, заложенные ставропольской школой исторического образования, реализованной в предшествующих пособиях 1996, 1999 и 2000 гг. Но поскольку все они увидели свет ещё в конце прошлого столетия, то назрела необходимость обновления и концептуальной, и фактической стратегии изложения. Тем более что заявленной целью преподавания в магистратуре курса «Сравнительная история мировых цивилизаций» выступает углубленное изучение основных проблем и тенденций политического, социально-экономического и международно-правового аспектов развития разных типов цивилизаций. Поэтому авторы не обошли вниманием столь важные разделы, как историю Центрально-Восточной Европы (в том числе – её славянского сегмента), историю Северной Америки (в первую очередь – США); большее внимание уделили всему многообразию цивилизаций Востока, опыту Византийской цивилизации, характеристикам состояния современного общества. В написании и подготовке учебника принимали участие ведущие специалисты вузов нескольких стран: Северо-Кавказского федерального университета (Россия), Пятигорского государственного лингвистического университета (Россия), Харьковского национального университета имени В. Н. Каразина (Украина) и Вроцлавского университета (Польша). Перевод на русский язык материалов польских коллег осуществил канд. истор. наук, доцент И. К. Ким (ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»). Авторами отдельных глав являются: Введение. «Теоретические основы цивилизационного подхода к истории» – д-р истор. наук, профессор И. А. Краснова (СКФУ); канд. истор. наук, доцент С. А. Польская (СКФУ); 3
Стр.3
Сравнительная история мировых цивилизаций Глава I. «Генезис древнейших цивилизаций» – д-р истор. наук, профессор А. А. Кудрявцев (СКФУ); канд. истор. наук, доц. Е. А. Кудрявцев (СКФУ); Глава II. «Специфика древневосточных цивилизаций» – д-р истор. наук, профессор А. П. Беликов (СКФУ); Глава III. «Античная цивилизация как особый путь развития» – д-р истор. наук, профессор А. П. Беликов (СКФУ); Глава IV. «Средневековая цивилизация Западной Европы» – д-р истор. наук, профессор И. А. Краснова (СКФУ); Глава V. Город в средневековой цивилизации – д-р истор. наук, профессор И. А. Краснова (СКФУ); Глава VI. «Византийская цивилизация» – канд. истор. наук, доцент С. А. Польская (СКФУ); Глава VII. «Цивилизации Юго-Восточной и Центральной Европы эпохи средневековья» – доцент Д. Адамска (Вроцлавский университет); канд. истор. наук, доцент С. А. Польская (СКФУ); пер. с польск. – канд. истор. наук, доцент И. К. Ким (ВГСПУ); Глава VIII. «Цивилизации средневекового Востока» – канд. истор. наук, доцент. Е. П. Тельменко (СКФУ); Глава IX. «Страны Запада в XVII–XVIII вв.: от традиционного общества к индустриальному» – канд. истор. наук., доцент Т. В. Пантюхина (СКФУ); Глава X. «Западноевропейская цивилизация на индустриальной стадии развития: социальная структура общества и политические процессы в XIX – начале XX вв.» – канд. истор. наук, доцент. Т. В. Пантюхина (СКФУ); Глава XI. Цивилизации Центрально-Восточной Европы эпохи раннего нового времени – доцент Э. Ковальчик (Вроцлавский университет); пер. с польск. – канд. истор. наук, доцент. И. К. Ким (ВГСПУ); Глава XII. «Цивилизации Востока в новое время» – канд. истор. наук, доцент А. И. Тумаков (Харьковский национальный университет имени В. Н. Каразина); Глава XIII. «Страны Запада в первой половине ХХ столетия (1918 – 1945 гг.)» – канд. истор. наук, доцент. Л. Н. Величко (СКФУ); канд. истор. наук, доцент. И. А. Коробкина (СКФУ); Глава XIV. «Исторические особенности развития Центрально-Восточной Европы в условиях модернизации XVIII–XX вв.» – д-р истор. наук, профессор И. В. Крючков (СКФУ); профессор. П. Цихорацки (Вроцлавский университет); пер. с польск. – канд. истор. наук, доцент. И. К. Ким (ВГСПУ); Глава XV. «Современное постиндустриальное общество: особенности и противоречия развития» – канд. истор. наук, профессор В. П. Ермаков (ПГЛУ); д-р истор. наук, профессор И. В. Крючков (СКФУ); канд. истор. наук, доцент. Н. Д. Крючкова (СКФУ); Глава XVI. «Цивилизации Востока в условиях распада колониальной системы и глобализации» – канд. истор. наук, доцент А. И. Тумаков (Харьковский национальный университет имени В. Н. Каразина). Редколлегия 4
Стр.4
Введение ВВЕДЕНИЕ Теоретические основы цивилизационного подхода к истории Цивилизационный подход к истории – это сложное интеллектуальное явление в гуманитарном знании ХХ в. Для его понимания следует обратиться к трудам родоначальников – Освальда Шпенглера (теория локальных цивилизаций), Арнольда Тойнби (теория развития цивилизаций) и Карла Ясперса (теория «осевого времени»). О. Шпенглер (1880–1936) – немецкий философ и историк, автор широко известной работы «Закат Европы». На её страницах он определил следующие цивилизации: египетскую, вавилонскую, китайскую, индскую (доарийская цивилизация Индии), ведийскую (или магическую цивилизацию классической Индии), аполлонову (античную) и её продолжение – византийско-арабскую, цивилизацию майя и фаустовскую (западноевропейская: так в названии подчёркивался её меркантильный характер). Шпенглер считал, что из-за прагматизма и непрерывных конфликтов Европа с конца средневековья обречена на упадок. Заслугой О. Шпенглера является чётко очерченный круг цивилизаций, но он преувеличивал замкнутый, изолированный характер каждой цивилизации. А. Тойнби (1889–1975) – всемирно признанный британский историк, в своём труде «Постижение истории» представил более законченную, универсальную историю, охватив её и территориально, и хронологически. Он выделил 23 цивилизации, группируя по религиозному признаку: западно-христианская, включая Америку, Австралию, Новую Зеландию; восточно-христианская, включая Россию; исламская; буддийский мир и др. Достоинством концепции А. Тойнби является её универсальность, а также определение культуры и религии основополагающими цивилизационными факторами. Возражая К. Марксу, А. Тойнби доказывал, что уровень развития цивилизации нельзя определять степенью материальной культуры. По его мнению, высокий уровень техники средств производства характерен для отставших в своем развитии статичных цивилизаций. Большую роль играют, как полагал А. Тойнби, достигнутые цивилизацией социальные отношения и структуры, ментальный аппарат. В этой связи важнейшим фактором прогресса или деградации цивилизации явление этерификации – подъём на качественно более высокий уровень, перенос энергии из более низких сфер в высшие: из физических сфер в духовные и интеллектуальные, в совершенствовании социальных систем. В отличие от историков-позитивистов и марксистов, склонных рассматривать движение социальной материи, как прогресс от низших форм к более совершенным, А. Тойнби скорее уподоблял историческое развитие двухтактному колебанию маятника по принципу «Вызов – Ответ». Цивилизации зарождаются и развиваются, постоянно отвечая на вызовы природы, внутренних противоречий и внешней угрозы, мобилизуя духовные силы и способности к сплочению перед лицом опасности. Примером служит образование империи Карла Великого как ответ на вызов вторжений арабов и державы Оттона I – на экспансию венгров и 5
Стр.5
Сравнительная история мировых цивилизаций норманнов. Исследователь пришел к заключению, что «благоприятные условия враждебны цивилизации; чем благоприятнее окружение, тем слабее стимул для развития цивилизации». Соотношение силы вызова и ответа предопределяется и регулируется законом компенсаций: например, суровая природа обеспечивает в то же время и защиту от внешних врагов. Объясняя теорию генезиса цивилизаций, А. Тойнби приводил его основные признаки: эволюция степени разделения труда; мимесис, как социальное подражание, ориентированное на творческих личностей, а не на предков; динамическое движение вместо статики. Каждая цивилизация проходит свой цикл развития: генезис, подъём, расцвет, надлом, за которым может последовать гибель общества. Надломы цивилизаций А. Тойнби связывал с «самоидолизацией», поклонением эфемерной личности или эфемерному институту (последнее было характерно для цивилизации Византии). Одним из видов надлома он считал «отравление ядом победы». Распад цивилизаций он связывал с ослаблением мимесиса – когда правящее меньшинство, утрачивая авторитет, пытается силой удержать власть и привилегии, а «пролетариат» (он включал в него всех угнетенных и недовольных своим местом в обществе) восстает против вопиющей несправедливости, также прибегая к насилию. Распад мимесиса у нетворческого большинства вызывает две реакции: активное сопротивление и выработку нового стиля жизни или пассивный уход (отказ от моральных норм) и мученичество (отшельничество, аскетизм), выражаемые также в формах «футуризма» (Ленин) – ухода в неведомое будущее (ожидание мессии, Царства Небесного на земле), и архаизма (Гитлер) – ухода в знакомое прошлое. За расколом мог последовать конец цивилизации или внутреннее возрождение (палингенез), и тогда снова общество оказывалось перед двухтактным колебанием – «Раскол – и – Палингенез». Он мог осуществиться путем создания благодаря работе мыслящего меньшинства универсального государства (Римская и Византийская империи, Арабский халифат), или по воле нетворческого меньшинства – путем образования Вселенской Церкви (в христианстве). Уникальность западноевропейской и византийско-арабской цивилизаций мыслитель видел в синтезе именно этих двух начал. При палингенезе большое значение А. Тойнби отводил «духовно одаренным Личностям», обладающим неординарным творческим потенциалом и способностью предлагать обществу новые пути – вершить реформы, «разбивающие кристалл обычая», но порождающие социальные конфликты. Становление таких личностей также совершалось согласно циклу «Уход – и – Возврат»: так, духовно преображённый Мухаммед ушёл из Мекки во враждебный Ятриб и вернулся в спустя 7 лет уже как хозяин половины Аравии. Заслуга А. Тойнби в том, что он создал оригинальную картину философии истории. При всей схематичности и массе фактических неточностей, она последовательно универсальна и логична. Кроме Тойнби, сложно отметить других учёных, внесших аналогичный вклад в развитие цивилизационного метода. Упомянем лишь немецкого философа К. Ясперса (1883–1969) с его теорией «осевого времени», когда (по его оценке, 800–200 гг. до н. э.) произошёл отказ от мифологического мышления и переход к рациональному, прагматическому. Этот период он характеризовал как резкий 6
Стр.6
Введение поворот в истории, когда появился человек нового типа. Необычность «осевого времени» состояла в том, что появились такие личности как Конфуций и Лао-Дзы в Китае; Будда в Индии; Заратустра в Иране; пророки – в Палестине; Гомер, Гераклит, Платон – в Древней Греции. Человек осознавал бытие и самого себя, что означало конец мифологической эпохи и одухотворение бытия. По завершении этой эпохи появились великие империи, возникли религии спасения – буддизм, конфуцианство, иудаизм, христианство, развилась эллинистическо-римская образованность. В структуре мировой истории произошли глобальные изменения: исчезли великие существовавшие тысячелетиями культуры древности, начался духовный подъём, выразившийся в комплексе идей, актуальных до нашего времени. Особое значение К. Ясперс уделял истории Западного мира, «осью» которого он считал христианство, а основой динамики – непрерывность в развитии образованности. Он выявил основные черты специфики западноевропейской цивилизации: чрезвычайное природное разнообразие; восходящую к античному полису идею политической свободы; рациональность мышления; осознание внутренней глубины бытия личности и реальности существования мира; преодоление догматического начала; способность к предельному напряжение сил вследствие претензий на исключительную истинность христианского вероисповедания; осознание не замкнутости мира; стремление к перфекционизму; высокая степень альтернативности и концентрации индивидуальностей. «Осевым временем» Европы Ясперс полагал период 1500–1800 гг. – время наивысших достижений Позднего Возрождения и цивилизации классической Европы. В настоящее время цивилизационный подход обогатился рядом новых имён (теория социокультурных суперсистем П. А. Сорокина, теория культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского, теория пассионарности Л. Н. Гумилёва, теория географического и культурного пространства Ф. Броделя, интеграционная социо- и психогенетическая теория Н. Элиаса и т. д.), но все они в той или иной степени репродуцируют концепции Шпенглера, Тойнби и Ясперса. Их реализация на конкретном историческом материале изложена в нижеследующих главах настоящего учебника. Литература 1. Бродель Ф. Грамматика цивилизаций / пер. с фр. Б. А. Ситников. М., 2008 2. Тойнби А. Постижение истории / сост. А. П. Огурцов. М., 2002. 3. Черняк Е. Б. Цивилиография. Наука о цивилизации. М., 2006. 4. Шпенглер О. Закат Европы Очерки морфологии мировой истории / пер. с нем. И. И. Маханькова. М.,1998. 5. Ясперс К. Смысл и назначение истории / пер. с нем. М. И. Левиной. М.,1994. 7
Стр.7
Сравнительная история мировых цивилизаций ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие .................................................................................................... Введение. Теоретические основы цивилизационного подхода к истории (Краснова И. А., Польская С. А.)................................................................. Раздел I. ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Глава 1. Генезис древнейших цивилизаций (Кудрявцев А.А., Кудрявцев Е. А.)................................................................... Глава 2. Специфика древневосточных цивилизаций (Беликов А. П.)................................................................................................... Глава 3. Античная цивилизация как особый путь развития (Беликов А. П.)................................................................................................... Глава 4. Средневековая цивилизация Западной Европы (Краснова И. А.)................................................................................................ Глава 5. Город в средневековой цивилизации (Краснова И. А.)................................................................................................ Глава 6. Византийская цивилизация (Польская С. А.)................................................................................................. Глава 7. Цивилизации Юго-Восточной и Центральной Европы эпохи средневековья (Адамска Д., Польская С. А.)........................................................................... 111 Глава 8. Цивилизации средневекового Востока (Тельменко Е. П.)............................................................................................... 127 Раздел II. ЦИВИЛИЗАЦИИ НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ Глава 9. Страны Запада в XVII–XVIII вв.: от традиционного общества к индустриальному (Пантюхина Т. В.) ........................................................................................... Глава 10. Западноевропейская цивилизация на индустриальной стадии развития: социальная структура общества и политические процессы в XIX – начале XX вв. (Пантюхина Т. В.)............................................................................................ Глава 11. Цивилизации Центрально-Восточной Европы эпохи раннего нового времени (Ковальчик Э.).................................................................................................... Глава 12. Цивилизации Востока в новое время (Тумаков А. И.).................................................................................................. 186 Глава 13. Страны Запада в первой половине ХХ столетия (1918–1945 гг.) (Величко Л. Н., Коробкина И. А.)................................................................... 294 207 161 178 146 8 25 41 55 81 91 3 5
Стр.294
Глава 14. Исторические особенности развития ЦентральноВосточной Европы в условиях модернизации XVIII–XX вв. (Крючков И. В., Цихорацки П.)....................................................................... 227 Глава 15. Современное постиндустриальное общество: особенности и противоречия развития (Ермаков В. П., Крючков И. В., Крючкова Н. Д.).......................................... 248 Глава 16. Цивилизации Востока в условиях распада колониальной системы и глобализации (Тумаков А. И.)..................................................................................................... 269 295
Стр.295

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.